Слайд 1Художественная деталь
Мельчайшая изобразительная или выразительная художественная подробность, является микрообразом, практически
всегда составляет часть более крупного образа
Слайд 2Художественная деталь
Внешняя (рисует внешнее, предметное бытие людей, их наружность и
среду обитания, делятся на портретные, вещные, пейзажные)
Психологическая (рисует внутренний
мир человека, отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания)
Слайд 3Художественная деталь
портретная
вещная
пейзажная
Слайд 4Портрет
Портрет – описание
(описание опирается на физиологию, а не психологию личности)
Портрет
– сравнение
Психологический
(воплощает внутренний мир во внешнем облике)
Слайд 5Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был
педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней
мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
Слайд 6Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет…
Слайд 7Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Слайд 8Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие
плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни
<…>; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера. <…> С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность;белокурые волосы, вьющиеся от природы обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении можно было заметить следы морщин<…> Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные <…> Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! <…> Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском<…>
Слайд 9«Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни
то ни се; ни в городе Богдан, ни в селе
Селифан, по словам пословицы.<…>На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.»
Слайд 10«В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной
наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы
стар, однако ж и не так чтобы слишком молод»
Слайд 11Интерьер
Интерьер как средство характеристики персонажа
Интерьер – место действия
Слайд 12Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет
и вновь одет?
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по
Балтическим волнам
За лес и сало возят к нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, -
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.
Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.
Слайд 13Все было просто: пол дубовый
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни
пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил:
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок
целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года…
Слайд 14И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать,
покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный
полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками сжатыми крестом.
Слайд 15Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был
поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье
полов и сюда на время нагромоздили всю мебель.На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял с зубах своих еще до нашествия на Москву французов.
Слайд 16По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин:
длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами
в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе.
Слайд 18Мысль – то, что заполняет сознание, дума.
Идея – форма отражения
внешнего, включающего в себя сознание цели и перспективы дальнейшего познания
и практического преобразования.