Слайд 1исследования массовых коммуникаций
Слайд 2Исследования массовых коммуникаций - это систематический сбор и анализ информации
с целью повышения эффективности и качества коммуникативных взаимодействий
Слайд 4Изучение массовой коммуникации
«исследование эффектов», сосредоточено на процессах и воздействии (эффектах)
массовой коммуникации. основной задачей в начальный период было изучение условий
и факторов эффективного пропагандистского воздействия. С решением этой задачи связаны имена Г. Лассуэла, К. Ховланда, П. Лазарсфельда, Б. Берельсона.
Социологи изучающие суть и специфику социологического подхода в исследованиях массовой коммуникации У. Шрамм, Г. Лассуэл, П. Лазарсфелд, Р. Мертон, Б. Берельсон, Г. Шиллер и Дж. Гербнер.
Они определяли как изучение процесса массовой коммуникации и функционирования институтов массовой информации в широком социальном контексте, во взаимосвязи с другими общественными системами и процессами.
Слайд 5Группы исследований
Ознакомительные
Экспериментальные
Проекционные
Слайд 6Виды социологических исследований и их классификация
фундаментальные и прикладные
теоретические и эмпирические
первичные
и вторичные
формальные и неформальные
количественные и качественные
разведывательные, описательные и аналитические
точечные и
повторные.
Слайд 7Исследования МК по видам деятельности
Маркетинговые
Социологические
Психологические
Лингвистические
Медиаисследования
Слайд 8Терминология
Метод исследования — основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Методика
исследования — сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной
метод к данной предметной области для накопления и систематизации эмпирического материала.
Техника исследования – совокупность специальных приемов с целью наиболее эффективного применения того или иного метода исследования.
Слайд 9Группы методов исследования
Философские (диалектический, метафизический, аналитический, феноменологический, герменевтический)
Общенаучные (методы, которые
применяются практически во всех науках, например, системный подход, формально-логические методы
анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения)
Частнонаучные (методы, применяемые только в определенных науках, например, в таких, как физика, химия, биология, социология, психология и т. п.)
Дисциплинарные (методы, применяемые в рамках отдельной дисциплины, научного направления, например, методы биохимии)
Междисциплинарные (методы, применяемые на стыке различных наук, представляющих собой совокупность ряда синтетических, интегрированных способов исследования)
Слайд 10Методы сбора первичной информации
Наблюдение (метод сбора первичной информации путем непосредственного
восприятия (визуального, слухового) и регистрации значимых процессов, явлений, событий, подвергающихся
контролю и проверке. Главное преимущество наблюдения состоит в том, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения)
Опрос (метод сбора первичной информации, предусматривающий устное или письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне, а также статистическую обработку полученных ответов. С помощью опроса можно получить информацию о мотивах, интересах, планах, настроениях, предпочтениях людей, структуре отношений, семейной жизни)
Эксперимент (метод научного познания, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения)
Слайд 11Задачи исследований
Контроль эффективности массовых коммуникаций
Определение (уточнение) характеристик ЦА
Эффективность использования бюджета
Тестирование
сценария, идеи, концепции, разработки в процессе продвижения
Выявление оптимальных характеристик средств
массовых коммуникаций и носителей информации
Исследование степени влияния сообщений на массовую аудиторию
Слайд 12Формальные исследования по своей методике делятся на качественные и количественные.
Количественные
исследования
Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения
людей, это преимущественно описательные исследования. Обработка информации в таких исследованиях осуществляется с помощью упорядоченных (формализованных) процедур, количественных по своей природе.
Исследования со строго формализованной процедурой
Исследования со статистически значимыми количественными данными
Основаны на применении выборочных методов и строгих процедур статистической обработки и анализа полученных данных
Слайд 13Виды количественных исследований
Опрос (анкетирование, опрос по почте, телефону, интернету);
Интервью (личное,
групповое, тематическое);
Сбор и интерпретация статистических данных.
Слайд 14Сферы
применения количественных исследований
Типологизация целевых аудиторий
Ранжирование выгод носителей информации, коммуникации
Анализ
демографических характеристик
Изучение психографических характеристик
Исследование личных характеристик
Анализ контактов с информацией (рекламой,
массовой, специализированной)
Слайд 15Качественные исследования
Качественные исследования ориентированы на получение информации о мотивах поведения
и установках людей. Жесткие требования к выборке и математическому подтверждению
достоверности полученной информации здесь неприменимы.
Гибкие, менее формализованные
Исследования, дающие детальное качественное понимание сути изучаемого явления
Основаны на индивидуальном понимании исследователем массового явления или среды нахождения массовой аудитории
Слайд 17Виды качественных исследований
Наблюдение (включенное - не включенное, структурированное - не
структурированное, полевое – лабораторное)
Эксперимент
Глубинное интервью
Фокус – группа
Контент – анализ
SWOT –
анализ
PEST – анализ
Контент - анализ
Слайд 18Цели качественных исследований
Выявление оптимальной целевой аудитории для всех средств массовой
коммуникации
Определение функциональных целей и роли субъектов, принимающих решения
Построение модели потребителя
информации
Определение цели массовой или специализированной коммуникации
Поиск стимулов, мотивов информационных обращений, соответствующих целям коммуникации
Слайд 19Критерии видов исследования
Периодичность
Метод получения данных
Постоянство состава респондентов
Источник финансирования
Слайд 20Этапы традиционного исследования
Определение проблемы и формирование цели, гипотез, определение выборки
Выбор
метода исследования, инструментов исследования, непосредственное проведение исследования и сбор данных
Анализ
данных и написание отчета
Принятие решения по проблеме, контроль результатов
Слайд 23Психологические исследования
исследования и изучения психических особенностей разных людей, анализа и
обработки собранной психологической информации, а также получения научных выводов на
базе исследовательских фактов. Методы используются для решения конкретных исследовательских задач в области психологии.
Слайд 25Виды психологических исследований
1) теоретическое ( получение обобщенного знания о каком-либо
психологическом явлении. Базируется на уже имеющихся в науке описаниях и
объяснениях фактов психической жизни и выдвинутых ранее гипотезах)
2) эмпирическое (получение фактического материала, впоследствии либо обобщаемого теоретическими проработками, либо используемого в прикладных целях. Ведущие методы – наблюдение, эксперимент, тестирование, опрос, беседа, моделирование).
3) прикладное(направлено на получение практического эффекта в конкретных ситуациях жизнедеятельности человека. В производственно-экономической, политической сферах, в системе услуг и организации досуга, в сфере межличностных и семейных отношений.
Слайд 27Медиа исследования
Измерение (рентабельность СМИ,
эффекты)
Метод информационного аудита
Медиапортрет
Аудиметрия (пиплметрия)
Рейтинг, суммарный рейтинг
Слайд 28Показатели
медиаисследований
Эффект коммуникации – изменение в знаниях, поведении, установках, мнении, которые
происходят в результате информирования. Измеряется через фиксацию решения о покупке,
участия в голосовании, изменения точки зрения;
Эффективность медиапланирования – соотношение результата затрат для продвижения и получения материальных и других выгод. Выражается экономическими показателями.
Эффективность межличностной коммуникации - актуализация взаимодействия и воздействия. Зависит от смыслового восприятия, правильной интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозов на будущее
Слайд 29Лингвистические исследования
Семантический дифференциал (метод построения индивидуальных или групповых семантических пространств.
Координатами объекта в семантическом пространстве служат его оценки по ряду
биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) оценочных шкал, противоположные полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов.
Лингвистическая экспертиза(используется при предоставлении разъяснений происхождения и смысла словосочетаний, слов, высказываний, выражений и толкований с установлением смысла текста).
Нейминговая экспертиза (установление оригинальности, индивидуальности, новизны, неповторимости, степени смешения товарных знаков, фирменных наименований, коммерческих обозначений (по фонетическим, семантическим и графическим признакам).