Слайд 1Истоки и своеобразие русской философии
Буденкова Анна
ПОд\б-19-1о
Слайд 2История русской философии —неотъемлемая часть нашей духовной культуры. Несомненно и
то, что русская философия силой своего гуманистического характера оказала влияние
на судьбы всей цивилизации. Становление русской философии относится
к XI—XVII вв., к периоду расцвета Киевской Руси. Первым древнерусским философом считают киевского митрополита Иллариона — автора «Слова о законе и благодати» (XI в.), где им предпринята попытка осмысления места русского народа в мировой истории. Идеи философско-исторического характера, повышения внимания к человеку, усложнения философско-религиозного знания стали содержанием русской философии в XII—XVII вв. Эти идеи нашли свое воплощение в творчестве древнерусского мыслителя Максима Грека (XVI в.)
Слайд 3Русская философия — одно из направлений в мировой философии. Русская
философия, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет
народа, его историю, его культуру и духовные искания.
Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской философии является русская идея. Русская идея — это вопрос о существовании России во всемирной истории.
Слайд 4Начальный период становления русской философии – XI—XVII вв. Этот этап
называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода.
Все эти названия имеют право на существование. Русская философия этого времени очень близка по своему типу к западноевропейскому средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри. Несмотря на общее единство этого исторического типа философии, внутри него можно вычленить и более конкретные периоды: XI—XIV вв. – процесс формирования древнерусской философии; XV—XVI вв. – эпоха ее расцвета; XVII в. – начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским.
Слайд 5Русская философия, являясь составной частью мировой философии, имеет вместе с
последней общие вопросы и проблемы исследования (метафизика, онтология, гносеология, социальная
философия и т.д.), общий категориальный аппарат и т.д. Вместе с тем русской философии присущ и ряд характерных особенностей, присущих только ей. Это религиозная философия, где в центре внимания стоят вопросы духовно-ценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной антропологии.
Слайд 6К отличительным особенностям, характеризующим проблематику русской философии, можно отнести концепцию
мирового всеединства, русского космизма, русскую религиозную этику, русскую герменевтику, идею
соборности и т.п.
Основной вопрос русской философии — это вопрос об истине — смысле бытия человека, его космического и земного назначения. Решается этот вопрос в духовно-религиозной теории истины.
Слайд 7Формирование русской философской мысли было обусловлено двумя традициями: славянской философско-мифологической
традицией и греко-византийской религиозно-философской традицией.
Русская философия прошла длительный путь своего
развития, в котором различают ряд этапов:
1) становление русской философской мысли (XI — XVII вв.);
2) русская философская мысль эпохи Просвещения (философские и социологические идеи русских просветителей XVIII в.);
3) становление русской философии (философия революционных демократов, славянофилы и западники, народничество — начало и середина XIX в.);
4) русский духовный ренессанс, «серебряный век» русской философии (последняя треть XIX — начало XX в.), которые в совокупности сформировали русскую классическую философию.
Слайд 8Особенности русский философии:
1. Не занималась процессами познания мира. Эти вопросы
стояли только по отношению к человеку.
2. Антропоцентризм. Проблемы доказательства Бога
сводились к вопросу «зачем это нужно человеку».
3. Обращение к проблемам нравственности.
4. Обращение к социальной проблеме «Как сделать человека лучше?»
5. Практическая направленность.
6. Связь с отечественной культурой.
Слайд 9Проблемы русской философской мысли:
1. Проблемы свободы.
2. Религиозный космологизм.
3. Проблемы гуманизма.
4.
Проблемы жизни и смерти (Иван Ильич у Толстого).
5. Проблемы творчества.
6.
Проблемы добра и зла.
7. Проблемы власти и революции.
XVIII век — преобладали религиозные и идеалистические взгляды на жизнь.
XIX век — западничество и славянофильство.
Слайд 10В философских трудах многих русских мыслителей нашло свое развитие понятие
соборности — сочетания единства и свободы многих лиц на основе
их любви к Богу, истине и другим абсолютным ценностям. Этот принцип не ограничен церковными рамками, он имеет значение и для разрешения многих вопросов в духе синтеза индивидуальности и универсализма.
Наконец, нельзя не отметить, что в России наиболее глубокие и значимые мысли и идеи высказывались не только и не столько в систематических научных работах, сколько в литературных произведениях. (Достаточно вспомнить А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева и др.) Многие мыслители конца XIX — начала XX в. неоднократно подчеркивали философичность русской литературы, указывали на то, что в русской поэзии, в русском романе поставлены все основные проблемы русской души.
Слайд 11В общем и целом русской философии был свойственен человекоцентризм или
этикоцентризм. Она обсуждала проблемы человеческого бытия, жизни и человеческих взаимоотношений,
по каким нормам стоит человеку жить. В этом ее сила и слабость одновременно. Слабость в том, что ее предмет был ограничен (вспомним: философия состоит из трех частей: учения о мире; учения о человеке и обществе и учения о разных формах-методах человеческой деятельности).
Сила, ценность русской философии в том, что она строила свои идеи о человеке и обществе на основе литературной критики, анализа художественной культуры, литературы, живописи, музыки, т.е. эмпирической базой русской философии была русская художественная культура. В этом ее главное достоинство. Западная философия ориентировалась главным образом на естественные науки, а русская философия – на русскую литературу, на анализ ситуаций, образов, которые давала русская художественная культура. Достоевский и Толстой – два титана русской культуры – были философствующими писателями, и их литературные творения давали пищу для размышления многим философам.
Основные дискуссии развертывались между материалистами и идеалистами, славянофилами и западниками