права». Все люди от природы свободны и имеют равные права.
Однако человечество в своем развитии нарушило естественные законы жизни, что привело к несправедливости, угнетению и рабству. Вернуться к справедливым законам можно лишь с помощью просвещения народа. Просвещенное общество вновь установит справедливые законы, которые приведут к свободе, равенству, братству. Один из путей достижения справедливого общества – деятельность просвещенных монархов.По мнению Екатерины II, «просвещенный абсолютизм» - это неограниченная монархия во главе с просвещенным государем, правящим на основе справедливых законов ради благоденствия своего народа.
Екатерина Великая - ______________________________________________ с ________ по ________ гг. Пришла к власти в результате ________________________________________, свергнув с престола мужа - ___________. Происходила из мелкого северогерманского княжеского рода. Урожденная ________________________________________. __________________В ______ г. она приехала в Россию по приглашению императрицы _____________________________. Приняв православие и получив имя Екатерины Алексеевны, в 1745 г. вступила в брак с великим князем Петром Федоровичем. Была наделена сильным характером и умом. Очень много читала, хорошо изучила язык и обычаи русского народа. Екатерина считалась одной их самых образованных женщин своего времени, вела переписку с французскими просветителями-энциклопедистами – Вольтером, Дидро, Руссо, Монтескье. Оставила автобиографические «Записки».
Попытка создать новое законодательство. 1765-1766 гг. – Екатериной написан философско-юридический трактат – «Наказ». Он должен был служить ориентиром для составления нового свода законов вместо устаревшего Соборного уложения 1649 г. «Наказ» был настолько либерален, что его запретили в большинстве стран Европы. Состоял из 22 глав, 655 статей. 1767 г. - созыв Уложенной комиссии, из представителей дворян, горожан, казачества и государственных крестьян. В ней было представлено 564 депутата. Работа У К быстро доказала императрице, что депутаты не в силах подняться над сословными притязаниями, дискуссия по крестьянскому вопросу бесполезна, так как подавляющее большинство дворян резко выступали против отмены крепостного права. В декабре 1768 г. под предлогом начала войны с Османской империей Уложенная комиссия была распущена, хотя объективно военные действия потребовали привлечения не более 4% депутатов. Новый свод законов так и не был создан.
Усиление крепостного права. Указы:
Право помещиков отправлять своих крестьян в Сибирь (1760) и на каторгу (1765), определять срок каторжных работ;
Запрет крепостным жаловаться на помещиков под угрозой ссылки и каторги (1767);
Содержание воинских команд для подавления крестьянских восстаний возлагалось на самих крестьян.
Положение крепостных:
Становится нормой купля-продажа, обмен, дарение крепостных (приравнивание к вещи);
Увеличение феодальных повинностей: барщины (до 5-6 дней в неделю) и оброка;
Запреты на откупы и подряды, на пострижение в монашество, на вступление в вексельные отношения;
Жестокое подавление крестьянских волнений.
Реформа управления
Цель: ограничение функций Сената, усиление самодержавной власти Суть: разделение Сената на 6 департаментов, руководитель – обер-прокурор Итог: Сенат из законодательного превратился в высший судебно-апелляционный орган
Секуляризация церковных земель
Цели: ограничение влияния церкви на общество; лишение церкви экономического могущества; получение источника пополнения государственной казны. Суть: 2 млн. монастырских крестьян перешло в управление Коллегии экономии (экономические крестьяне). Итоги: подчинение церкви государству; улучшение положения монастырских крестьян за счет отмены барщины, дополнительного надела, перевода на денежный оброк в пользу государства. Духовенство превратилось в разряд чиновничества.
Губернская (областная) реформа Цели: укрепление местной власти (после подавления Пугачевщины); ликвидация особенностей местного управления; упорядочение административно-территориального деления. Суть: разделение империи на 50 губерний – по 300-400 тысяч жителей в каждой. Губернии делились на уезды – по 20-30 тысяч жителей. Упразднение провинций. Во главе губернии – губернатор: во главе уезда – капитан-исправник. Административное, судебное и финансовое ведомства были разделены. 1764 г. – упразднение украинского гетманства (Украина потеряла свою автономию, во главе - губернатор)
Меры в области медицины и образования. В годы правления Екатерины II предпринимались меры, направленные на улучшение медицинской помощи населению. Каждый город был обязан иметь врачей, которые обслуживали бы уезды, устраивать госпитали и больницы, приюты для неизлечимо больных и сумасшедших. В Москве (1763 год) и Петербурге (1767 год) были открыты Воспитательные дома, где получали образование дети-подкидыши.
Императрица заложила основы женского образования: в Петербурге были учреждены закрытые институты для девиц-дворянок и для девиц-горожанок (1764 год). В стране открылось несколько новых кадетских корпусов. В 1783 году была основана Российская академия для изучения родного языка, президентом которой стала княгиня Е.Р.Дашкова.