Слайд 1Подростковый
клуб
5-6 класс
Занятие 9
Критикуем правильно
Миргородская Ксения Леонидовна
Слайд 2Подростковый клуб
Ребята, приветствую вас! Как прошла эта неделя?
Получается ли у
вас вести блокнот успехов?
А сегодня мы поговорим о таком явлении
в нашей жизни как критика.
Думаю, каждый из вас знает, что это такое. Наверняка, и вы кого-то критиковали, и вас кто-то критиковал. Кто-то с критикой сталкивается чаще, кто-то реже. Но, пожалуй, никому из нас не удалось в своей жизни ее избежать.
Мы помним, что всегда нужно начинать с себя. Поэтому давайте вспомним, как часто мы критикуем других ? Как мы это делаем? За что мы критикуем? Какие слова мы произносим, когда кого-то критикуем? Как критика отражается на человеке? Радуется он ей или нет? А как вы сами воспринимаете критику?
Предлагаю вам небольшой наглядный пример.
Слайд 3«Бумажный человечек»
Возьмите чистый лист бумаги формата А4 и руками, без
ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился
человечек.
Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ругать": "Кривой какой-то!" ,"Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие" и т. д.
Слайд 4«Бумажный человечек»
После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и
хорошенько "заутюживайте" его ногтем. Ругнули - завернули, ругнули - завернули...
Когда
ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.
Если пофантазировать, то как думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек?
У меня получилось, что на самые бестолковые, тревожные и неэффективные или вообще ни на какие.
Слайд 5«Бумажный человечек»
Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого
человечка, как вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова
на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули...
И понаблюдайте в процессе вот за чем:
1) Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?
2) Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?
3) Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?
4)На какие действия теперь способен ваш человечек?
Слайд 6«Бумажный человечек»
Когда мы критикуем и говорим что-то неприятное, мы оставляем
в душе человека или своей душе негативные следы. И не
имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические.
Поэтому очень важно, даже если приходится говорить что-то неприятное, критиковать, указывать на ошибки, делать это правильно, не обижаю человека и не причиняя ему боль!
Слайд 7Критика критике рознь
А почему, вообще, мы критикуем? Как вы думаете?
Мотивы
критики:
*из-за недоброжелательного отношения ,
*из мести,
*по злому умыслу,
*из зависти,
*из-за неудовлетворенности собой,
*чтобы
перенести свою критику на другого,
*чтобы отвлечь внимание от собственных слабостей,
*чтобы обратить внимание на себя,
т.к. человек уверен , что сам сможет всё сделать лучше,
*чтобы оскорбить,
*из-за общего дурного настроения,
*из-за высокомерия,
*из-за агрессивного поведения.
Из-за чего могут критиковать и чего хотят добиться критикой?
Слайд 8Критика критике рознь
Правила критики
1. Проследите за самим собой, как часто
в течение дня вы критикуете других, пусть даже дело касается
вполне “безобидной” критики.
2. Понаблюдайте, как выражают критику окружающие вас люди и средства массовой информации, принимаете ли вы ее?
3. Прежде, чем вам захочется кого-либо покритиковать, спросите себя, чего вы этим добьетесь?
4. Когда вы захотите разразиться критикой, подумайте о трех положительных качествах критикуемого.
5. Тренируйтесь в искусстве вместо критики положительно мотивировать. Будьте благодарны за то, что произошло, вместо того, чтобы быть неблагодарным за то, что не произошло.
6. Если критикуют вас самого, учитесь искусству не принимать критику близко к сердцу, позволять ей стекать с вас, как с гуся вода. Задумайтесь, почему критикующий вас хочет “выпустить пар”, обращая стрелы своей критики на вас, и простите ему это. Поразмыслите в спокойной обстановке, в чем он, может быть, прав.
7. Если другой упорствует в высказывании критических замечаний, реагируйте, сохраняя невозмутимость и хладнокровие, констатируя: “Таково ваше мнение и ваша позиция, мои же - таковы… . Давайте подумаем, в чем наши точи зрения сходятся”.
8. Учитесь каждое “нет”, сказанное собеседником, превращать в “да” не посредством уговоров, а через убеждения и позитивную мотивацию.
Слайд 9Критика через Я-сообщение
Очень часто мы говорим одно, а подразумеваем совсем
другое. И произносим это так, что человек обижается. И вместо
того, чтобы принять наше замечание, нашу критику, он обижается, отстраняется, закрывается.
Как этого избежать?
Нам на помощь придут Я-сообщения.
Как овладеть техникой Я-высказываний/сообщений, смотрите и выполняйте задания в уже знакомом вам скетчбуке, очередные странички которого на следующих слайдах.
Слайд 10Критика через Я-сообщение
Я-сообщение – это грамотное высказывание своего недовольства. Я-сообщение
– не чтобы изменить других, а чтобы тебя услышали и
поняли.
Сравни: «Ты опять все сделал неправильно!» - Ты-сообщение
«Мне кажется/я считаю, что здесь допущена ошибка. Мне будет приятно, если она будет найдена и исправлена»
- Я-сообщение
Алгоритм Я-сообщения:
Я/мне+глагол+описание ситуации+мои чувства/мнение
+чего я хочу.
Я-сообщение – только о себе!
Слайд 11Критика через Я-сообщение
Правила построения Я – сообщения
*Прежде, чем высказать свое
недовольства, обратите сначала внимание на то, что вы сами сейчас
чувствуете, думаете, ощущаете. Назовите это про себя, сформулируйте, дайте этому определение: "Я сейчас ощущаю раздражение и думаю, что мой начальник "идиот"".
*Подумайте, чего вы на самом деле хотите от ситуации и разговора с ней связанного: вы действительно хотите изменить ситуацию, предотвратить дальнейшие ее возникновения или вы хотите выразить свою негативную эмоцию на другого и будь что будет!?
*Если вы хотите реальных изменений, то следуйте инструкции далее, если нет – то "тупо" слейте эмоцию и пусть все повторится снова.
*В зависимости от того, чего вы хотите достичь в коммуникации, составьте свое "Я-сообщение" по поводу того, что вас не устраивает в общении с другими людьми. Например: "Когда на меня кричат, я чувствую себя провинившимся школьником и вообще перестаю понимать собеседника" или "Когда ты задерживаешься на работе и не звонишь, я чувствую тревогу и начинаю сходить с ума".
*Используйте в своих фразах преимущественно слова "я", "мне", "меня" и т.д. (вместо привычных "ты", "тебя", "тебе" и т.д.)
Ознакомьтесь с нижеприведенным "переводчиком". Составьте собственный список "Ты-сообщений" из тех фраз которые вы говорите и которые вам говорят на работе, дома, в дружеском общении. Переведите "Ты-сообщения" в "Я-сообщения".
Максимально часто используйте ваши новые "Я-сообщения" вместо привычных "Ты-сообщений". Получайте удовольствие от нового конструктивного и приятного общения!
Слайд 14Критика через Я-сообщение
А теперь немного практики.
Попробуйте сформулировать диалоги персонажей скетчбука
по алгоритму Я-сообщений.
Составьте собственный список "Ты-сообщений" из тех фраз которые
вы говорите и которые вам говорят на работе, дома, в дружеском общении. Переведите "Ты-сообщения" в "Я-сообщения".
Я знаю, что вы все уже взрослые. Но иногда детский мультфильм нас может научить очень многому. Поэтому сегодня предлагаю вам посмотреть одну из серий мультфильма «Три кота» и проанализировать, как персонажи критикуют друг друга.
https://youtu.be/_iuaDjPhgsI
Слайд 15Подростковый клуб
До новых встреч!
Ваша Ксения Леонидовна