Слайд 1Игра на деревянных ложках
подготовила
Крылова Екатерина Владимировна
Слайд 2Конспект занятия .
Тема: игра на деревянных ложках.
Цель занятия: введение школьников
в область русского музыкального фольклора, знакомства с жизненными истоками его
возникновения в историко-этнографическом контексте.
Слайд 3Задачи урока:
развитие познавательного интереса, творческой активности;
развитие импровизации в
доступных для детей формах;
воспитание позитивного отношения к народному искусству.
Оборудование: деревянные ложки, магнитола, иллюстрации с изображением ложек.
Слайд 4Вводная беседа.
Ложки - самый простой, самый колоритный и
распространенный инструмент русского народа.
Кто и когда первый
додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно. Но то, что это и прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа, - бесспорный факт.
Наши расписные деревянные ложки популярны не только у нас, но и за рубежом. Тысячами вывозят их иностранцы к себе домой в качестве сувениров.
Легко, красиво, дешево и сразу "два зайца" - старинный предмет быта и он же - музыкальный инструмент. Деревянные ложки и половники можно купить в магазинах, на базарах или вырезать из сухого дерева самим. Есть народные мастера, специализирующиеся на изготовлении именно музыкальных ложек. Их изделия отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большей звучностью; они используют лучшие породы древесины.
Слайд 5Рассмотрим и обсудим иллюстрации.
Слайд 7 Деревянные ложки пришли
к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и
колоритом.
Деревянные ложки хороши еще и тем, что их можно использовать по прямому назначению.
Пища станет во сто крат вкуснее и ароматнее, если ее есть деревянными ложками.
К тому же, если пользоваться деревянной ложкой во время трапезы, то Вы никогда не сможете обжечься горячей пищей.
Это прекрасный обычай, который не стоит забывать.
Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал.
Для изготовления ложек использовалась древесина яблони, липы, рябины и т.д.
Пользоваться деревянными изделиями не только безопасно, но и полезно для здоровья.
Недаром на Руси испокон века ели из деревянной посуды деревянными столовыми приборами и были здоровы до самой старости.
Однако это еще не все достоинства изделий из дерева.
Деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент.
Дело в том, что они при соприкосновении издают удивительно гармоничный, чистый звук.
Подобное свойство деревянных изделий немедленно оценили музыканты всего мира, и сейчас существует целая школа игры на деревянных ложках.
Слайд 8 Вырезать настоящую русскую деревянную
ложку непросто, от мастера требуется огромная самоотдача и талант.
Вырезание деревянных сувениров — это целое искусство, которому обучаются годами.
Вначале столяру нужно определиться с формой ложки: круглая или овальная, плоская, объемная или гранёная.
Каждая форма деревянной ложки соответствует своему назначению.
Это может быть ложка для солений, десертная ложечка, шумовка, ложка для горчицы, соли и т.п. Ложку украшают изящной резьбой, иногда настолько искусной, что приходиться разглядывать в лупу отдельные ее детали.
Следует отметить, что ложки для растирания пищи не покрывались лаком.
А вот остальные виды деревянных ложек имеют очень нарядный вид.
Их расписывают вручную настоящие художники, применяя старинную технику письма, затем покрывают специальным лаком.
Слайд 13 В новгородских и
киевских раскопках обнаружены не только остатки деревянных ложек, ковшей, черпаков
и прочей посуды, относящейся к X-XII векам, но и того инструмента из железа, которым они были сделаны.
Его форма и материал указали на возможность массового производства резной и долблёной посуды, т.е. на зарождение ремесленничества.
Надо отметить, что ложки делались самые разные.
в определённой мере это объяснялось развивающимся кулинарным искусством.
Утончённые линии, изящные контуры стали отличать ложки десертные.
Миниатюрные, кажущиеся хрупкими и невесомыми, вошли в быт зажиточных людей чайные и кофейные ложечки.
Но и самые простые ложки не были безликими, по их форме, отделке непременно можно было узнать, в какой местности они сделаны.
Как и в каждом массовом производстве, в ложкарном деле работали мастера, чей труд вполне можно было назвать искусством.
Их ложки сильно отличались от массовой продукции.
Например, ряд художественно оформленных ложек из Сергиева Посада, дошедших до наших дней, посвящён Сергию Радонежскому, основавшему здесь монастырь.
Ложки эти украшались росписью и резьбой. На тыльной стороне черпака у многих ложек схематично изображены кистью монастырские постройки.
Слайд 18Работа по теме
Некоторые исполнители навешивают на ложки
бубенчики, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном. Обычно в игре одного
исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной "наковальней", по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок. Иногда, при игре сидя, в ногах зажимают два-три, а то и четыре половника, по которым также периодически ударяют ложкой или проводят ею глиссандо.
Освоение игры на ложках требует некоторого труда и терпения. Разучивать тот или иной, особенно сложный, ритмический рисунок следует вначале медленно, добиваясь автоматизма в движениях. Описанная выше хватка является основной, но не единственной. Мастера-виртуозы очень ловко и разнообразно чередуют удары правой руки о левую, левой о колено или плечо в сочетании с ударами по половникам.
Слайд 19Для того, чтобы научиться играть на ложках, необходимо ознакомиться с
несколькими основными принципами игры на ложках.
1. Сожмите кулак.
Держа ложку внутренней поверхностью вниз, просуньте ручку первой ложки между костяшками среднего и указательного пальцев. Ручка ложки приблизительно на 2-3 см должна быть внутри кулака.
Слайд 202. Положите другую ложку поверх костяшки указательного пальца,
внутренней стороной вверх. Прижмите ее крепко большим пальцем. Ваш большой
палец должен лежать параллельно на расстоянии 2,5 см ручки ложки от ее начала. Ложки должны располагаться ровно, и наружные стороны донышек должны быть на расстоянии 0,5 см друг от друга (рис.).
Слайд 213. Чтобы получилась мелодия, стучите ложками в такт
по бедру и свободной руке. Каждый раз, когда вы ударяете
о бедро или руку, внешние поверхности ложек ударяются друг о друга.
4. Вы можете сидеть или стоять, поставив ногу на стул. Кончик нижней ложки опускается на середину бедра напротив руки, которая держит ложки. После того, как вы отбили такт на бедре, отбейте что-нибудь аритмичное свободной рукой, держа ладонь книзу и слегка касаясь кончиками пальцев наружной стороны ложки.
Слайд 225. Для тренировки сначала отбейте такт по бедру, а
потом выбейте что-нибудь аритмичное. Акцент, который вы придаете ударам, создает
ритм. Вы можете менять темп, меняя скорость ударов.
6. Создайте разнообразие звука, ударяя внутренней поверхностью (дном) ложки по различным местам бедра и по другим частям тела. Сначала можно поэкспериментировать на других поверхностях.
Слайд 23Теперь попробуем потренироваться , соблюдая все изученные правила.