Слайд 1
В Морфемном царстве словообразовательном государстве
Слайд 3Башня «Проверь себя!»
Меланхолик, темперамент, настойчивость, обоняние, обаяние, обобщение, остроумие, осязание,
отношение, ощущение, припоминание, раздражение, рефлексия, самостоятельность, тестирование, умозаключение, характер, целеустремленность,
эволюция, эксперимент, эмоции.
Слайд 4Башня «Ответь на вопрос!»
Что такое морфема?
Какие морфемы вы знаете? Что
они обозначают?
В чем отличие корня от других морфем?
Как называются все
морфемы, кроме корня?
Что такое однокоренные слова? Чем они отличаются от формы слова?
Что такое приставка, суффикс, постфикс?
Что такое основа слова?
Слайд 5В какой части слова заключено лексическое значение?
Какие части слова выражают
грамматическое значение?
Почему морфемы можно разделить на словоизменительные (формообразующие) и словообразовательные?
Какие
части речи не имеют окончания?
Что такое нулевое окончание? Как его определить?
Башня «Ответь на вопрос!»
Слайд 6Башня умений и навыков
А) Распределительный диктант с обозначением части
речи, графическим выделением основы и окончания (если оно есть):
есть
формы словоизменения /
нет формы словоизменения.
Купаный, два, дочь, луна, стойко, играючи, конечно, дело, мышь, нарочно, фойе, синий, вследствие, сторож.
Слайд 7Башня умений и навыков
есть формы словоизменения:
Купаный, два, дочь, луна,
дело, мышь, синий, сторож.
нет формы словоизменения:
стойко, играючи, конечно, нарочно, фойе,
вследствие.
Слайд 8Башня умений и навыков
Б) Распределительный диктант. Делим слова на
две группы, учитывая функции выделенных морфем:
1) слова со словоизменительными (формообразующими)
морфемами;
2) слова со словообразовательными морфемами.
Делай-те, рас-трепать, величествен-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, висе-л-а,
высоч-айш-ий, счаст-лив-ый, при-чудливый,
де-маскировать, лис-ий, ярк-ий, мил-ейш-ий,
красне-я.
Слайд 9Башня умений и навыков
1) слова со словоизменительными (формообразующими) морфемами:
Делай-те,
величествен-ее, наи-лучший, высоч-айш-ий, мил-ейш-ий, висе-л-а,
красне-я, крепч-е,.
2) слова со словообразовательными
морфемами:
рас-трепать, велич-ав-ый,
счаст-лив-ый,
при-чудливый, де-маскировать,
лис-ий, ярк-ий.
Слайд 10Башня умений и навыков
В) 1) Можно ли по морфеме
определить часть речи? Докажите.
-ЕШЬ , -ИТ , -ОГО
, -Л-
2)Можно ли, не определяя часть речи, правильно разобрать по составу слова СТЕКЛО, КРАСИВО?
Почему? Объясните графически.
Слайд 11Башня умений и навыков
Г) В каждом ряду однокоренных слов
найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор. Как называются такие корни?
Любить,
любой, любовь, любитель;
духовность, духовный, духи;
долина, доля, обездолить, бездольный;
плен, пленник, пленарный, пленить;
липа, липкий, липняк, липовый;
Слайд 12Башня умений и навыков
Г) В каждом ряду однокоренных слов
найдите лишнее. Обоснуйте свой выбор. Как называются такие корни?
клад,
кладоискатель, укладка;
город, городской, горожанин, загородка;
бурить, бурильщик, буря;
воротник, воротить, возврат;
мель, отмель, мельник;
носить, носовой, носильщик
Слайд 13Башня «Самостоятельная работа, выполнение тестового задания»
1. В каком ряду все
слова однокоренные?
1. дрожать, продрогнуть, вздрагивать;
2. кусать, закуска, вкусный;
3. воспитать, питание,
подписка;
4. утроить, третий, трефовый.
Слайд 142. В каком ряду во всех словах выделяется нулевое окончание?
1.
вбок, вброд, ввысь;
2. вверх, вдаль, взлет;
3. ввоз, вдох, взгляд;
4. вниз, вдоль, взмах.
Башня «Самостоятельная работа, выполнение тестового задания»
Слайд 15Самостоятельная работа, выполнение тестового задания
3. В каком ряду все слова
не имеют окончания?
1. Крюк, номер, насквозь;
2. мышь, здесь, четверо;
3. издавна,
заново, лишь;
4. напрокат, самокат, вдоволь.
Слайд 164. В каком слове выделяются два окончания?
1. Кареглазый;
2. что-либо;
3. семьдесят;
4.
кафе-бар.
Башня «Самостоятельная работа, выполнение тестового задания»
Слайд 174. В каком слове выделяются два окончания?
1. Кареглазый;
2. что-либо;
3. семьдесят;
4.
кафе-бар.
Башня «Самостоятельная работа, выполнение тестового задания»
Слайд 185. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются
словоизменительными (формообразующими)?
1. Наи-меньший, от-плыть, напева-я;
2. сдела-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;
3. красив-ее, вынес-л-а,
снов-а;
4. пере-пилить, ши-л-и, весел-ей.
Башня «Самостоятельная работа, выполнение тестового задания»
Слайд 196. В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?
1.
надпись, надуманный, надоедать;
2. надрез, надомница, надувной;
3. надломленный, надкусить, надсечка;
4. надрубка,
надрываться, надежность.
Башня «Самостоятельная работа, выполнение тестового задания»
Слайд 207. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ис-?
1.
Искалеченный, исколесить, искрометный;
2. искореженный, искоса, искательница;
3. искривленный, искуситель, исключительный;
4. искупление,
исклеванный, ископаемые.
Башня «Самостоятельная работа, выполнение тестового задания»
Слайд 218. В каком слове есть суффикс -чик-?
1)
Пончик;
2) зайчик;
3) ключик;
4) грузчик.
Башня «Самостоятельная работа, выполнение тестового задания»
Слайд 22Ключ к башне:
№: 1 2
3 4 5 6 7 8
Ответ:1 3 3 3 2
3 4 4
Слайд 23Башня «Домашнее задание»
А) Из стихотворения В. Суслова выписать и выполнить
морфемный разбор:
1. существительных;
2. прилагательных;
3. глаголов;
Б) повторить правила правописания приставок (пре-/при-;
на с-/з-)