Слайд 1Иконография
(от др.-греч. Eikón — «изображение, образ» и
графо — «пишу»)
строго регламентированная система изображения персонажей или сюжетных сцен.
Слайд 2Иконография Бога (Иисуса Христа)
Иконография Богородицы
Иконография «праздников»
Слайд 3Символ веры.
Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и
земли, видимым же
всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса
Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца
рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна,
единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося
от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и
Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение
во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Слайд 4Христианский Бог – Святая Троица
Бог Отец
Бог Сын
Св. Дух
Слайд 6Святая Троица
Троица Ветхозаветная
Три ангела в доме
Авраама и Сары
Троица Новозаветная
Бог
Отец – Старец
Бог Сын – Христос
Св. Дух – белый голубь
Слайд 8Святая Троица
Троица Ветхозаветная
Три ангела (одинаковых)
в доме Авраама и Сары
Троица
Новозаветная
Бог Отец – Старец
Бог Сын – Христос
Св. Дух – белый
голубь
Слайд 11Иконография Христа
Бог-Сын воплотился
в теле человека,
прожил 33 земных лет,
поэтому именного
его
будут чаще всего
изображать иконописцы.
Слайд 12Раннехристианские изображения Христа (III-VIIвв.):
А. Рыба
Б. Добрый Пастырь (пастушок)
В. Агнец (белый
ягненок)
Г. Орфей
Д. Гелиос
Е. Хризма (зарисовать)
Слайд 13А. Рыба
Ихтис (др.-греч.) — древняя монограмма
имени Иисуса Христа, состоящий
из
начальных букв слов: Иисус Христос
Божий Сын Спаситель.
Слайд 14Б. Христос –
Добрый Пастырь (Пастух)
Слайд 15Евангельская притча о
заблудшей овце.
Добрый Пастырь
изображён в виде
юноши без
бороды, обычно с короткими
волосами, одетый в тунику.
Иногда
он стоит опершись на
посох, а также в окружении
овец и пальм.
Слайд 17Христос – Добрый Пастырь
Мозаика из Равенны, мавзолей
Галлы Плацидии, 6в.
Слайд 18В. Христос – Агнец Божий
Символическое наименование Иисуса Христа, принесшего Себя
в жертву для спасения человека.
В ветхозаветные времена, ягненка приносили в
жертву для очищения народа от грехов.
Слайд 20Г. Христос - Орфей
Ранние христиане сближали
сладкоголосого Орфея с Христом,
который,
подобно легендарному певцу, привлекал
к себе живность, прекращавшую враждовать,
дабы выслушать очередную проповедь.
Слайд 21Д. Христос - Праведное солнце
(Христос – др. гр. бог солнца
- Гелиос)
Слайд 23Е. Хризма – Монограмма имени Христа,
которая состоит из двух начальных
греческих букв имени Христа
(греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) — Χ и Ρ,
скрещённых между собой.
По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω.
Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.»,
Слайд 24В 692г. постановлениями
Трулльского собора
аллегорические изображения Христа были запрещены.
Отныне
возбраняется делать символические изображения Спасителя; поскольку Христос воплотился, реально явился
на земле, то и изображения Его должны быть реалистическими, в образе человека, а не символическими, например, в образе Агнца Божия или ином.
Слайд 25Иконография Христа
А. Спас Нерукотворный
Б. Христос Пантократор
В. Спас на престоле, Спас
в силах
Г. Деисус
Д. Спас Эммануил
Слайд 26А. Спас Нерукотворный - отпечаток лика Христа на ткани.
Слайд 29Царь Авгарь послал художника
нарисовать похожее изображение Господа. Когда же
живописец не мог этого сделать по причине сиявшего блеска лица
Его, то сам Господь, приложив кусок материи к своему божественному и животворящему
лицу, напечатлел на куске материи
Свой образ.
Слайд 31Туринская плащаница
христианская реликвия,
четырёхметровое льняное полотно,
в которое, по преданию,
Иосиф
из Аримафеи завернул тело
Иисуса Христа после его крестных
страданий
и смерти.
Сейчас хранится в соборе
Св. Иоанна Крестителя в Турине.
Слайд 32Б. Христос Вседержитель или Пантократор
(греч. — всевластный) представляет Христа
как Небесного Царя и Судию.
Спаситель может изображаться
в рост,
сидя на троне, по пояс,
или огрудно. В левой руке свиток
или Евангелие, правая обычно в
благословляющем жесте.
Слайд 33Пантократор
В рост – Сидящий на троне
Пантократор
Поясное изображение
Слайд 38Спас в Силах
Эта икона имеет много общего с
Пантократором и
Спасом на престоле,
но отличается более сложной
символикой.
Христос, в
хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами.
Красный квадрат - это символ земли.
По четырем концам квадрата можно
найти изображения ангела (человека),
льва, тельца и орла. Это символы
евангелистов (соответственно
Матфея, Марка, Луки и Иоанна),
разносящих спасительное учение во все концы света.
Поверх красного квадрата написан
синий овал - мир духовный. В синем овале изображены ангелы –
силы небесные (отсюда название – Спас в Силах).
Иконография иконы опирается в основном
на Откровение Иоанна Богослова;
образ показывает Христа таким, каким
Он явится в конце времен.
Слайд 40Г. Деисус
(Моление Христу)
Икона или группа икон, имеющая в
центре
Христа Пантократора, а справа
и слева от него соответственно —
Богоматери и Иоанна Крестителя,
представленных в традиционных жесте
молитвенного заступничества.
Может включать в себя аналогичные
изображения апостолов, св. отцов,
св. мучеников и пр.
Слайд 41Д. Спас Эммануил
Христос - мальчик.
Слайд 42Ветхий Денми
— изображение Иисуса Христа в облике Седовласого Старца.
Эпитет
«Ветхий деньми», как и источник иконографии восходят к Ветхому Завету.
В видении пророка Даниила Бог описывается в виде Старца — «воссел Ветхий денми; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна» (Дан. 7:9).
Слайд 43Спас Благое Молчание —
иконографический тип изображения
Иисуса Христа в
ангельском чине,
до воплощения, в виде
Безбородого Юноши с крыльями
за спиной, в белой далматике с
широкими рукавами, кайма и пояс
которой украшены жемчугом.
Руки сложены крест-накрест и
прижаты к груди как при причастии.
Свиток или книга принципиально
отсутствуют. Нимб еще не
крестчатый, а подобен
восьмиконечной звезде
(единственный иконографический
тип изображения Христа с нимбом
Господа Саваофа).
Звезду образуют два квадрата,
один из которых обозначает
Божественность Творца-Вседержителя,
другой знаменует собой мрак
непостижимости Божества.
Слайд 44Спас Лоза Истинная
(Виноградная лоза)
- редкий иконографический тип,
изображающий Христа
в
соответствии с евангельскими
словами: «Я есмь истинная
виноградная лоза, а
Отец Мой
— виноградарь» (Ин. 15:1),
«Аз есмь лоза,
вы же гроздие» (Ин. 15:5).
Слайд 45Всевидящее Око
— состоит из 4 концентрических
кругов. От меньшего
центрального
круга исходят четыре луча. Внутри
изображение благословляющего Христа.
Надпись
на окружности: «Очи мои на
верным земли посадити и с собою».
Второй круг изображает лицо с 4-ми
глазами. Надпись на окружности:
«Величит душа моя Господа и
возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем».
Над третьим кругом возвышается
Богородица. Надпись на окружности:
«Угль Исайи проявляли солнце из Девической утробы, возсия во тьме, заблуждшим благоразумия просвещение
подавая».
Четвертый круг изображает
звездное небо. Над изображением
Богородицы возвышается изображение
благословляющего обеими руками Саваофа
с нимбом в виде восьмиконечной звезды.
Вокруг него окружность с надписью:
«Свят, свят, свят Господь Саваоф,
исполнь небо и земля славы Твоея».
В концах 4 лучей, исходящих из меньшего круга изображения 4 крылатых животных с нимбами (орел, телец, лев, человек) - символ 4 евангелистов.
Слайд 46Спас Недреманное Око
(Христос Анапесон)
— особый иконографический тип,
представляющий
Христа в виде
отрока, диагонально возлежащего
на ложе с открытыми
глазами,
подперев правой рукой голову.
Ему предстоят Богородица и Ангел,
над ложем — летящий ангел с
орудиями страстей.
В качестве фона чаще всего
используется цветущий сад.
Икона появилась в ХIV в.
на горе Афон.
Слайд 47Не рыдай Мене, Мати…
— иконографическая композиция,
представляющая Христа во
гробе:
обнажённое тело Спасителя
наполовину погружено в гроб,
голова приопущена,
глаза закрыты,
руки сложены крест-накрест.
За спиной Христа крест,
часто с орудиями страстей.
Слайд 49
Спас Великий Архиерей символическое изображение
Христа в образе Священника.
Слайд 50Царь царей
— особый эпитет Христа,
заимствованный из Апокалипсиса
(Откр. 19:11-17),
а также
иконографический тип,
изображающий Иисуса Христа как
«Царя царствующих
и Господа
господствующих» (1Тим. 6:15).
Самостоятельные иконы
Царя царем встречаются редко,
чаще подобные изображения
входят в состав особой деисусной
композиции.
Обычно Христос изображается
в окружении мандорлы,
в царском одеянии, со множеством
диадем на голове, образующих
тиару, со скипетром,
завершающимся крестом,
в левой руке, от левого плеча в
сторону («из уст») направлен меч.
Слайд 51Символы
якорь — образ надежды (якорь является опорой корабля в море,
надежда выступает опорой души в христианстве);
голубь — символ Святого Духа;
феникс
— символ воскресения;
орёл — символ юности («обновится яко орля юность твоя» (Пс. 102:5));
павлин — символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
петух — символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
агнец — символ Иисуса Христа;
лев — символ силы и могущества;
оливковая ветвь — символ вечного мира;
лилия — символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
виноградная лоза и корзина с хлебом — символы евхаристии (св. причастия).