Слайд 1Бочарова Александра 8 «В»
Иконопись Византии
Слайд 2Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире.
Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур
(например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Также под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции. Важнейшее значение для этих стран имели византийские иконографии и возникавшие в Византии новые стилистические течения.
Слайд 3Доиконоборческая эпоха
Древнейшие иконы, дошедшие до нашего времени, датируются VI веком.
Ранние иконы VI—VII веков сохраняют античную технику живописи — энкаустику. Некоторые
произведения сохраняют отдельные черты античного натурализма и живописный иллюзионизм (например, иконы «Христос Пантократор» и «Апостол Пётр» из монастыря Святой Екатерины на Синае), другие же склонны к условности, схематичности изображения (например, икона «епископ Авраам» из музея Далема, Берлин, икона «Христос и святой Мина» из Лувра). Иной, не античный, художественный язык был свойственен восточным областям Византии — Египту, Сирии, Палестине. В их иконописи изначально выразительность была важнее, чем знание анатомии и умение передать объём.
Слайд 4Иконоборческий период
Развитие христианского искусства было прервано иконоборчеством, утвердившемся как официальная
идеология империи с 730 года. Это вызвало уничтожение икон и
росписей в храмах. Преследование иконопочитателей. Многие иконописцы эмигрировали в отдалённые концы Империи и соседние страны - в Каппадокию, в Крым, в Италию, отчасти на ближний восток, где продолжали создавать иконы. Хотя в 787 году на Седьмом Вселенском соборе иконоборчество было осуждено как ересь и сформулировано богословское обоснование иконопочитания, окончательное восстановление иконопочитания наступило только в 843 году. В период иконоборчества вместо икон в храмах использовались только изображения креста, вместо старых росписей делались декоративные изображения растений и животных, изображались светские сцены, в частности любимые императором Константином V конские бега.
Слайд 5Македонский период
После окончательной победы над ересью иконоборчества в 843 году
вновь началось создание росписей и икон для храмов Константинополя и
других городов. С 867 по 1056 годы в Византии правила македонская династия, давшая название всему периоду, который разделяют на два этапа:
Македонский «ренессанс».
Аскетический стиль.
Слайд 6Комниновский период
Следующий период истории византийской иконописи приходится на правление династий
Дук, Комнинов и Ангелов (1059—1204 гг). В целом он называется
комниновским. Во второй половине XI века на смену аскетизму вновь приходит классическая форма и гармоничность образа. Произведения этого времени (например, мозаики Дафни около 1100 года) достигают уравновешенности между классической формой и одухотворенностью образа, они изящны и поэтичны.
Слайд 7ХIII век
На рубеже XII-XIII веков в искусстве всего Византийского мира
происходит существенное изменение стилистики. Условно это явление называют «искусство около
1200 года». На смену линейной стилизации и экспрессии в иконопись приходит спокойствие и монументализм. Изображения становятся крупными, статичными, с ясным силуэтом и скульптурной, пластической формой. Очень характерным примером этого стиля являются фрески в монастыре св. Иоанна Богослова на острове Патмос. К началу XIII века относится ряд икон из монастыря св. Екатерины на Синае«Христос Пантократор», мозаичная «Богоматерь Одигитрия, «Архангел Михаил» из деисуса, «свв. Феодор Стратилат и Димитрий Солунский». Во всех них проявляются черты нового направления, делающие их отличными от образов комниновского стиля.
Слайд 8Палеологовский период
Сохраняя церковное содержание, иконопись приобретает чрезвычайно эстетизированные формы, испытывая
сильнейшее влияние античного прошлого. Именно тогда создаются миниатюрные мозаичные иконы,
предназначенные либо для небольших, камерных капелл, либо для знатных заказчиков. Изображения на таких иконах необыкновенно красивы и поражают миниатюрностью работы. Образы либо спокойные, без психологической или духовной углубленности, либо наоборот остро характерные, как будто портретные. Таковы изображения на иконе с четырьмя святителями, также находящейся в Эрмитаже.
Слайд 9Вторая половина ХIV века
В 50-х гг. XIV века византийская иконопись
переживает новый подъем, основанный не только на классическом наследии, как
это было в десятилетия "палеологовского ренессанса", но в особенности на духовных ценностях победившего исихазма. Из икон уходят напряженность и сумрачность, проступавшие в произведениях 30-40 гг. Однако теперь красота и совершенство формы сочетаются с идеей преображения мира Божественным светом. Тема света в живописи Византии всегда так или иначе имела место. Свет понимался символически как проявление Божественной силы, пронизывающей мир. И во второй половине XIV века в связи с учением исихазма такое понимание света в иконе стало тем более важным.