Слайд 1Имитация кризиса как шоковая процедура обеспечения экономической безопасности крупного промышленного
предприятия
Слайд 2основные формы проявления кризисов на крупных промышленных предприятиях
ужесточение конфликтов;
моральное
устаревание используемых технологий;
острые противоречия в финансовой, административной и хозяйственной деятельности;
затяжные,
не решаемые проблемы в деятельности маркетинга, администрации и производственных подразделений.
Слайд 3Предпосылки наступления кризиса на предприятии
отсутствие на предприятии резерва производственных мощностей;
нехватка
времени или
инвестиций на обновление производственных мощностей;
уменьшающийся спрос на выпускаемый продукт;
острая конкуренция на рынках сбыта;
недостаточное предложение покупных ресурсов, материалов, комплектующих, необходимых для увеличения объемов выпуска;
высокая себестоимость единицы изделия (работы, услуги).
Слайд 4Если результаты возникают с наступлением кризиса, краткосрочны, их проявление заметно
и являются следствием своих причин, то предпосылки носят долгосрочный характер,
привычны, исправить их сложнее
Слайд 6Психосоциальный
Наиболее быстрый, реакционный этап, когда неизбежное наступление кризиса сопровождается резким
упадком корпоративной культуры, воодушевления сотрудников. Происходит практически одновременно на всех
уровнях управления предприятием.
Его результаты:
увеличение количества дисциплинарных нарушений;
повышение конфликтности;
понижение инициативности;
возникновение давления со стороны профсоюза на высший менеджмент;
рост числа заболеваний и больничных;
увеличение травматизма;
повышенный риск забастовок.
Слайд 7Производственно-технологический
На данном этапе кризиса возникают следующие негативные результаты:
сбои в работе
оборудования;
увеличение числа бракованных изделий;
уменьшение выработки и производительности труда;
понижение качества выпускаемой
продукции;
нарушения технологических циклов вплоть до полной остановки конвейерных лент;
понижение инициативности по нововведениям, как следствие -более низкая адаптивность к новым условиям работы;
затоваривание складов.
Слайд 8Экономический
Негативные результаты экономического этапа:
падение ликвидности активов;
снижение финансовой устойчивости;
падение курса акций;
задолженность
по заработной плате;
просроченная дебиторская задолженность;
уменьшение доходов;
увеличение себестоимости продукции.
Экономический этап -
наиболее рискованный, потому что несет за собой реальные последствия и сказывается на долгосрочной эффективности промышленного предприятия.
Слайд 10Последовательность шагов имитации кризиса
Слайд 11Последовательность шагов имитации кризиса
Слайд 12Цели имитации кризиса
Временно увеличить экономические, технологические и производственные нарушения с
одновременным усилением контроля деятельности промышленного предприятия за счет отделов стандартизации,
внутренней безопасности, контроля качества, что позволит выявить слабые места.
Наблюдать за порядком действия профсоюзных лидеров и понять их позицию в случае наступления реального кризиса.
Добиться более приемлемых условий кредитования и даже реструктуризации задолженности в случае ее наличия.
Имитация кризиса необходима для принятия тех или иных организационных решений на собрании акционеров (например, при слиянии с другой компанией она становится дополнительным аргументом).
Повысить эффективность производства (после устранения имитированного кризиса контроль качества переходит на радикально новый уровень).
Отказаться от устаревающей продукции в пользу новой и перспективной.
Создать условия для выявления разрушительных агентов внешней среды по отношению к самому предприятию (недобросовестных поставщиков, клиентов, банков).
Морально укрепить персонал перед реальным кризисом, с которым предприятие вынуждено смириться.
Слайд 13Имитация кризиса
с использованием модели
Имитация
кризиса
Формулировка
кризиса
Построение
модели
Принятие мер по
предупреждению
кризиса
Корректировка
модели
Создание инструментов
частичного регулирования
кризиса
Слайд 14Принципы построения имитационных моделей
Системности.
Планомерности.
Объективности.
Оптимальности.
Всеобщности.
Координации.
Управляемости.
Слайд 15Формулировка кризиса
предполагает выявление слабых сторон промышленного предприятия, описание причин
вероятного наступления кризиса. С учётом этой формулировки модель имитирует кризис.
следует
разрабатывать сразу несколько сценариев наступления кризисов и пропускать их через модель.
Имитация кризиса в рамках созданной модели предполагает экономико-математические расчёты, аналитические прогнозы и экспертные оценки.
Слайд 16Результат имитации кризиса
Создаются реальные антикризисные инструменты управления:
Корпоративной культурой.
Резервными фондами.
Амортизационными
отчислениями.
Производственной инициативой.
Рабочим временем (обедами, перерывами).
Функциональной ответственностью.
Дебиторской задолженностью.
Стоимостью акций (динамикой общественного
мнения).
Привлекаемыми инвестициями.
Налоговыми льготами и реструктуризацией (списанием) кредиторской задолженности.
Слайд 17Оценка организационной реакции на кризис
Слайд 18Компоненты оценки последствий кризиса
Влияние на общественное мнение, урон репутации.
поведение
общественности, влияние на уровень продаж и стоимость акций
использовать информацию и
оценки перспектив, чтобы сделать необходимые изменения в стратегии и тактике
определить момент завершения кризиса и возможности переключения внимания руководства на проблемы посткризисного развития.
Слайд 19Признаки окончания кризиса
Вызывает ли проблема, ставшая причиной кризиса, по-прежнему много
вопросов у прессы и стейкхолдеров?
Продолжает ли кризисная ситуация влиять на
моральное состояние служащих организации?
Интересуются ли СМИ кризисной ситуацией так же, как и раньше?
Циркулируют ли по-прежнему слухи относительно кризиса и его возможных последствий для организации или ее стейкхолдеров?
Вернулся ли уровень продаж и стоимость акций компании к предкризисному уровню?
Верно ли утверждение, что кризис уже в меньшей мере привлекает внимание менеджеров организации и они уже не концентрируются на проблемах его разрешения?
Можно ли утверждать, что кризис больше не является главной проблемой организации?
Слайд 20Изменения в позициях СМИ и динамика развития взаимоотношений с ними
Исследование
характера отзывов со стороны журналистов и других заинтересованных лиц, задающих
вопросы и добивающихся дополнительной информации.
Использование возможностей мониторинга СМИ
Фокус-группы
письменный опрос служащих
Слайд 21Формы и методы сбора информации
краткая характеристика динамики и графическая
интерпретация изменений объемов продаж, цен, прибыли, стоимости акций и других
важных экономических показателей в сравнении с предкризисным периодом и на различных этапах развития кризиса;
составление аналитических записок на основе использования архива газетных и журнальных публикаций о кризисе, а также копий теле- и радиорепортажей, интервью, заявлений для прессы и т.д.;
анализ широты освещения событий в СМИ и эффективности важнейших заявлений, корректности и лояльности репортажей по отношению к компании, степени их ангажированности. Выдвижение гипотез относительно возможных «заказчиков»;
доклады о количественных и качественных результатах анализа телефонных звонков, телефонного опроса служащих и клиентов;
подборка материалов о кризисе, размещенных в Интернете;
периодические обзорные комментарии на предмет решения задач, поставленных в плане АКУ.
Слайд 22Регулирование управления кризисом
Внося слишком много корректив в процесс АКУ, можно
повысить уровень неопределенности ситуации, тем самым поставив под угрозу любую
рациональную стратегию выхода из кризиса
Решение о внесении корректив (или об отказе от таковых) должно базироваться на анализе и информации о воздействии кризиса на организацию, на профессиональных суждениях специалистов, опыте прежней практики АКУ и даже на интуитивных ощущениях руководителей, что выбор корректирующих действий будет произведен правильно.
Слайд 23Завершение кризиса
Возникает ли противодействие (прямое или косвенное) со стороны служащих,
потребителей и других влиятельных стейкхолдеров попыткам продолжить деятельность организации в
привычном, докризисном стиле, или они продолжают задавать вопросы, упоминать статьи, описывающие ситуацию кризиса?
Восстановлен ли докризисный уровень продаж, прибыли и другие показатели?
Сохраняется ли интерес СМИ к положению дел в организации? Как давно СМИ прекратили публиковать материалы о кризисе?
Какова вероятность того, что угроза кризиса опять возникнет, если руководство организации переключит внимание на повседневные проблемы?