Разделы презентаций


Имяславские споры

Содержание

Афон

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Имяславские споры

Имяславские споры

Слайд 2Афон

Афон

Слайд 3Проблема

Проблема

Слайд 4“Православная версия спора об универсалиях”
«В настоящее время имеется два различных

направления в понимании этого вопроса. Одни (называющие себя имяславцами) являются

вообще сторонниками реализма в почитании имени: они веруют, что в Имени Божием, призываемом в молитве, уже есть и присутствие Божие (о. Иоанн Кронштадтский и др.); другие же держатся более рационалистического и номиналистического понимания, по которому Имя Божие есть человеческое, инструментальное средство для выражения человеческой мысли и устремления к Богу. Практические делатели Иисусовой молитвы и, вообще, мистики держатся первого мнения, так же как и некоторые богословы и иерархи; вторая точка зрения характеризует школьное богословие и православную схоластику, отразившую на себе влияние европейского рационализма»
(о. Сергий Булгаков, Православие)

“Православная версия спора об универсалиях”«В настоящее время имеется два различных направления в понимании этого вопроса. Одни (называющие

Слайд 51907, схимних Иларион (1845-1916), На горах Кавказа. Беседа двух старцев

пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву

Иисус Христову, или Духовная деятельность современных пустынников :

“в имени Божием присутствует Сам Бог — всем Своим Существом
и (всеми) Своими бесконечными свойствами”

Не богословские и философские аргументы; практика молитвы Иисусовой

1907, схимних Иларион (1845-1916), На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших

Слайд 6Русские монахи на Афоне

Русские монахи на Афоне

Слайд 7О. Хрисанф (Минаев), рецензия
“Итак, автор номинальное, невещественное «имя Иисус» олицетворяет

в живое и самое высочайшее существо Бога. Такая мысль есть

пантеистическая, т.е. сливающая Существо Божие с чем-либо находящимся вне Его Существа”

Ересь пантеизма

О. Хрисанф (Минаев), рецензия“Итак, автор номинальное, невещественное «имя Иисус» олицетворяет в живое и самое высочайшее существо Бога.

Слайд 8о. Антоний Булатович
(1870–1919)
«Постараемся же доказать, что Имя Божие есть
отнюдь

не простое человеческое текучее слово,
но Дух и Живот, слово

живое и действенное. Бог неименуем, т.е. самая сущность Божества пребывает неведомой и непостижимой для умов тварных и невыразима словом тварным; но поелику человеческая душа создана по образу и подобию Божиему, т. е. обладает свойствами, подобными тем, коими обладает Бог, то свойства Божии могут быть именуемы человеком, и Бог бывает именуем человеком по известным ему о Боге свойствам, которые Сам Бог открыл человеку, или из творения Своего, или в слове Своем. Одно из свойств Божиих есть истинность Его, и, следовательно, всякое слово истины есть действие словесное Самого Бога, и, следовательно, как действие Божие, и есть Сам Бог»
о. Антоний Булатович(1870–1919)«Постараемся же доказать, что Имя Божие есть отнюдь не простое человеческое текучее слово, но Дух

Слайд 9“О том, что воистину Имя Божие есть словесное действие Божества,

то есть Истина, Самим Богом реченная о Самам Себе, ясно

свидетельствует Сам Господь Иисус Христос: "Явих Имя Твое человеком" (Ин. 17:6). — "Слышите, как дивно совокупляются любовь Божия с Именем Божиим и с человеком, исповедующим Имя Божие! Итак, что же иное есть Имя Божие, как не Сам Бог!”

Апология веры во Имя Божие
и во Имя Иисус, 1913

Имя Бога не есть только
условный символ, слово
но и значение этих слов

“О том, что воистину Имя Божие есть словесное действие Божества, то есть Истина, Самим Богом реченная о

Слайд 10“когда мы говорим о Имени Божием, имея в виду сущность

самого Имени, которым именуем Бога, то мы говорим, что Имя

Божие есть Сам Бог, когда же мы имеем в виду буквы и слога, коими условно выражается истина о Боге и Имя Божие, то мы говорим, что Бог присутствует во Имени Своем”

Бог действует в таинствах
силой своего имени
Икона и крест
освящаются Именем Божиим

“когда мы говорим о Имени Божием, имея в виду сущность самого Имени, которым именуем Бога, то мы

Слайд 11 1913 – около 840 имяславцев осуждено
и изгнано из

Афона

Дебата в русской и зарубежной прессе
Михаил Новоселов - Религиозно-философское

общество:
Публикация Апологии
«От редактора» – о. Павел Флоренский

1917–1918: Церковный синод (Сергей Булгаков)

История споров

1913 – около 840 имяславцев осуждено и изгнано из Афона Дебата в русской и зарубежной прессеМихаил

Слайд 12Имяславцы

Имяславцы

Слайд 13И поныне на Афоне Древо чудное растет, На крутом зеленом склоне Имя Божие

поет.

В каждой радуются келье Имябожцы-мужики: Слово — чистое веселье, Исцеленье от тоски!

Всенародно, громогласно Чернецы

осуждены; Но от ереси прекрасной Мы спасаться не должны.

Каждый раз, когда мы любим, Мы в нее впадаем вновь. Безымянную мы губим Вместе с именем любовь

Осип Мандельштам, 1915
И поныне на Афоне Древо чудное растет, На крутом зеленом склоне Имя Божие поет.В каждой радуются келье

Слайд 14«У меня не было особенных симпатий к имяславству, но меня

возмущали насилия в духовной жизни и низость, не-духовность русского Синода.

Номер газеты, в которой была напечатана статья, был конфискован, а я отдан под  
суд по статье о богохульстве, которая карала вечным поселением в Сибири. Мой адвокат признавал мое дело безнадежным. ело откладывали ввиду войны и невозможности вызвать всех свидетелей. Так оно оттянулось до революции, и революция прекратила это дело»

Н. Бердяев, Гасители духа

“Св. синод ненавидит всякую духовную жизнь, считает ее опасной и беспокойной. Можно ли обращаться к позитивистам синодальной церкви и их материалистам церкви патриархов, к людям, погруженным в низшие сферы бытия, с вопросом об имени Иисусовом, с вопросом духовной жизни и религиозного сознания?”

«У меня не было особенных симпатий к имяславству, но меня возмущали насилия в духовной жизни и низость,

Слайд 15Сергей Булгаков
Философия имени
Слово существует до человека
Человек есть микрокосм –

через него говорит космос
Слова это идеи, модели вещей,
существующих в

Боге
как Его энергии (София)

Сергей БулгаковФилософия имени Слово существует до человекаЧеловек есть микрокосм – через него говорит космос Слова это идеи,

Слайд 16“Всякое суждение есть именование, и всякое суждение есть, точнее, потенциально

есть, имя, может им стать. Всякий предикат, который мы приписываем

Божеству, есть вместе с тем и именование Бога: Промыслитель, Творец, Благой, Вечный, Благословенный, Святый и т. д. (...). Неизреченное, таинственное, неведомое, трансцендентное существо Божие открывает Себя человеку в Своих свойствах, эти свойства суть сказуемые, предикаты к Божественному Существу, и, как предикаты, они, становясь в качестве подлежащего, так сказать, pars pro toto, становятся именами Божиими – во множественном числе”
“Всякое суждение есть именование, и всякое суждение есть, точнее, потенциально есть, имя, может им стать. Всякий предикат,

Слайд 18“Имена Божии суть словесные иконы Божества, воплощение Божественных энергий, феофании,

они несут на себе печать Божественного откровения. Здесь соединяются нераздельно

и неслиянно, как и в иконе, божественная энергия и человеческая сила речи”

Слова принадлежат к двум мирам:
Божественному и эмпирическому
Они объективны и субъективны
Называние есть синергийный акт

“Имена Божии суть словесные иконы Божества, воплощение Божественных энергий, феофании, они несут на себе печать Божественного откровения.

Слайд 19“Но как Имя Божие содержит в себе божественную энергию, дает

присутствие Божие, то практически, энергетически и можно сказать, хотя и

с большою неточностью, что Имя Божие есть Бог. Точнее, в нем присутствует Божия Сила, которая неотделима от Существа Божия, есть в этом смысле сам Бог”

"слова как первоэлемент мысли и речи суть носители мысли, выражают идею как некоторое качество бытия, простое и далее неразложимое. Это самосвидетельство космоса в нашем духе, его звучание”

“Но как Имя Божие содержит в себе божественную энергию, дает присутствие Божие, то практически, энергетически и можно

Слайд 20Имя Божие и молитва
“Молитва и становится молитвой Богу, получает свое

объективное значение соединения человека с Богом именно чрез присутствие Божие

в самой молитве, трансцендентно-имманентное пребывание в ней Имени Божия. Имя Божие есть онтологическая основа молитвы, субстанция ее, сила, оправдание. Потому в существе своем молитва и есть призываемое Имя Божие. Но как Имя Божие содержит в себе божественную энергию, дает присутствие Божие, то практически, энергетически и можно сказать, хотя и с большою неточностью, что Имя Божие есть Бог. Точнее, в нем присутствует Божия Сила, которая неотделима от Существа Божия, есть в этом смысле сам Бог. Молитва была бы невозможна, непонятна, без этого условия. Всякая молитва есть и чудо, если чудом называть разрыв в имманентном, пронизанность его трансцендентным, и это чудо есть Имя Божие, которое есть Божество”
Имя Божие и молитва“Молитва и становится молитвой Богу, получает свое объективное значение соединения человека с Богом именно

Слайд 21“В богослужении же вообще не дано места психологизму, здесь действует

одна онтология: что говорится, то и совершается, и что совершается

символически здесь, совершается и во всех мирах, достигает в пренебесный и мысленный жертвенник. Надо понимать действительное значение богослужения, т. е. его онтологическую объективность, в силу которой здесь ничего нет только как настроения, но все и действительно происходит, все символично, освещается и освящается присутствием Божиим в Имени Божий, которое и стоит в центре богослужения”

Как возможен культ?

Критика “психологизма” и субъективизма

“В богослужении же вообще не дано места психологизму, здесь действует одна онтология: что говорится, то и совершается,

Слайд 22У каждого из имен Божиих есть внешняя оболочка (буквы и

звуки) и есть внутреннее содержание. Внешняя оболочка может меняться в

зависимости от языка, контекста, способа произнесения и написания, но внутреннее содержание остается неизменным

Бог присутствует в Своем имени,
Но не тождественен имени

Имя Бога есть
Божественная энергия

У каждого из имен Божиих есть внешняя оболочка (буквы и звуки) и есть внутреннее содержание. Внешняя оболочка

Слайд 23Концепция Бога в восточнохристианской традиции
Сущность/природа Энергии/силы/имена

Бог-в-себе Бог-в-действии/проявления
Трансценденция Имманенция
“Беспредельно Божество и

непостижимо…
Однако, Бог не оставил нас в совершенном неведении”
(Иоанн Дамаскин)

Человек познает Бога посредством Его энергий

“Имя Бога есть сам Бог,
Но Бог не есть имя”

Концепция Бога в восточнохристианской традицииСущность/природа 	   Энергии/силы/имена  Бог-в-себе 	   	Бог-в-действии/проявления Трансценденция

Слайд 24“Имя Божие есть Бог; но Бог не есть имя.
Существо

Божие выше энергии Его,
хотя эта энергия выражает существо Имени

Бога”
(о. Павел Флоренский)

Имя есть
«место встречи Бога и мира»
(С. Булгаков)

“Имя Божие есть Бог; но Бог не есть имя. Существо Божие выше энергии Его, хотя эта энергия

Слайд 25Алексей Лосев
(1893-1988)
Философ, классический филолог, поэт, писатель, монах…

История философии (греческой,

русской)
Философия религии
Философия языка
Философия математики
Философия музыки
Эстетика…

“Последний русский философ”

Алексей Лосев(1893-1988)Философ, классический филолог, поэт, писатель, монах… История философии (греческой, русской)Философия религииФилософия языкаФилософия математикиФилософия музыкиЭстетика…“Последний русский философ”

Слайд 26
1927 – Античный космос и современная наука
1927 – Философия имени
1927

– Диалектика художественной формы
1927 – Музыка как предмет логики
1929 –

Очерки античного символизма и мифологии
1930 – Диалектика мифа
1978 – Эстетика Возрождения
1983 – Владимир Соловьев
1963–1988 – История античной эстетики,
8 томов

Сочинения

1927 – Античный космос и современная наука1927 – Философия имени1927 – Диалектика художественной формы1927 – Музыка как

Слайд 27Имя Бога имеет символический характер:
“Имена суть живые символы являющегося Бога,

то есть Сам Бог в Своем явлении твари”
«Имя Божие не

есть звук
и требует боголепного поклонения»
Имя Бога имеет символический характер:“Имена суть живые символы являющегося Бога, то есть Сам Бог в Своем явлении

Слайд 28Синтез апофатизма и символизма
Сущность не дана нам непосредственно (апофатизм),
однако

является нам как энергия (символизм)
Мир есть имя:
“имя вещи есть

ее умная
энергия”
(т.е. смысл/logos)
Синтез апофатизма и символизмаСущность не дана нам непосредственно (апофатизм), однако является нам как энергия (символизм)Мир есть имя:

Слайд 29Открытая структура символа
Много способов интерпретации

Внутренная сущность вещи остается неизвестной

Открытая структура символаМного способов интерпретацииВнутренная сущность вещи остается неизвестной

Слайд 30Бог
Много имен (энергий)
Нет имени (сущность)
“невыразимое Слово, являющееся точным именем

всех вещей как именуемых движением рассудка, также есть только одно.

Это невыразимое имя отражается по-своему во всех именах как бесконечная называемость всех имен и бесконечная называемость всего выражаемого в языке, так что вследствие этого всякое имя есть отображение точного имени”
(Николай Кузанский, Простец о уме)
БогМного имен (энергий) Нет имени (сущность)“невыразимое Слово, являющееся точным именем всех вещей как именуемых движением рассудка, также

Слайд 31Реальность есть символ/имя Абсолюта
Бог есть основа/источник всех имен
Человек соработник Бога


в процессе называния всех вещей

Реальность есть символ/имя АбсолютаБог есть основа/источник всех именЧеловек соработник Бога в процессе называния всех вещей

Слайд 32Неопатристический синтез

Неопатристический синтез

Слайд 33Альтернатива
религиозно-философскому ренессансу
Возврат к наследию отцов Церкви
(особенно св. Григория Паламы)
Критика

рационализации истин веры
Критика западных влияний в русской мысли
(оппозиция “парижской” школе

С. Булгаков и др. последователи
В. Соловьева в эмиграции)
Альтернатива религиозно-философскому ренессансуВозврат к наследию отцов Церкви(особенно св. Григория Паламы)Критика рационализации истин верыКритика западных влияний в русской

Слайд 34Иоанн Мейендорф
Представители
Прот. Георгий Флоровский
Владимир Лосский
Павел Евдокимов
Оливье Клеман

Иоанн МейендорфПредставителиПрот. Георгий ФлоровскийВладимир ЛосскийПавел ЕвдокимовОливье Клеман

Слайд 35Сегодня
Иоанн Зизилуас
Христос Яннарас
Сергей Хоружий

СегодняИоанн ЗизилуасХристос ЯннарасСергей Хоружий

Слайд 36о. Георгий Флоровский (1893-1979)
1916 – закончил Новороссийский ун-т
1920 – эмиграция

(Прага, Париж, Нью-Йорк)
1925 – профессор патрологии Свято-Сергиевского института в Париже
1949

– декан Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке
Профессор Гарвардского и Принстонского ун-тов
Инициатор Всемирного Совета
Церквей



о. Георгий Флоровский (1893-1979)1916 – закончил Новороссийский ун-т1920 – эмиграция (Прага, Париж, Нью-Йорк)1925 – профессор патрологии Свято-Сергиевского

Слайд 37 Восточные отцы IV века, 1931
Пути русского богословия, 1937

Св. Григорий Палама и предание отцов, 1961
Collected works, 1972-1989

(т. 1-14)

Работы

Восточные отцы IV века, 1931 Пути русского богословия, 1937 Св. Григорий Палама и предание отцов, 1961

Слайд 38Критика русского
религиозно-философского ренессанса
Развивалась по западному образцу
Утрата аскетического опыта
Умозрительный характер

Гностический характер
Философия занимает место богословия
Критика

софиологии (Особое мнение, 1936)

1930:
“В будущее нет пути иного, как через предание Отцов”

Критика русского религиозно-философского ренессансаРазвивалась по западному образцуУтрата аскетического опытаУмозрительный характер  Гностический характер  Философия занимает место

Слайд 39Первый конгресс православного богословия
(Афины, 1936)
“Westliche Einflüsse
in der Russischen

Theologie”
“Patristics and
Modern Theology”
«В этот мир православный богослов тоже

должен принести свое свидетельство, свидетельство от вну­тренней памяти Церкви, чтобы сомкнуть его
с историческим разысканием»
Первый конгресс православного богословия (Афины, 1936)“Westliche Einflüsse in der Russischen Theologie” “Patristics and Modern Theology”«В этот мир

Слайд 40“Богословская наука была принесена в Россию с Запада. Слишком долго

она и оставалась в России чужестранкой, даже упорствовала говорить на

своем особенном и чужом языке (и не на языке житейском, и не на языке молитв). Она оставалась каким-то инославным включением в церковно-органическую ткань. Богословская наука развивалась в России в искусcтвенной и слишком отчужденной среде, становилась и оставалась школьной наукой. Превращалась в предмет преподавания, переставала быть разысканием истины или исповеданием веры. Богословская мысль отвыкала прислушиваться к биению Церковного сердца. И теряла доступ к этому сердцу”
“Богословская наука была принесена в Россию с Запада. Слишком долго она и оставалась в России чужестранкой, даже

Слайд 41Богословие – «теория», Боговидение
“Однако (...) философия восходила
к богословию, а

не исходила из него”
Lex orandi должно предшествовать lex credendi

Богословие – «теория», Боговидение“Однако (...) философия восходила к богословию, а не исходила из него”Lex orandi должно предшествовать

Слайд 42

«Предание" есть живое предание— depositum iuvenescens”


Не просто “путь назад”
Плодотворное

развитие патристической традиции

«Предание

Слайд 43Философия как синоним богословия
Богословие ad mentem patrum
“богословие Церкви находится еще

в становлении
(im werden), в процессе формирования”

«Русская мысль все еще

in statu nascendi, в борении и искании»
Философия как синоним богословияБогословие ad mentem patrum“богословие Церкви находится еще в становлении (im werden), в процессе формирования”«Русская

Слайд 44Богословие (философие) ad mentem patrum
Особый тип рефлексии
Личная связь с отцами
Возрождение

патристики в современном мире
Опыт веры

Богословие (философие) ad mentem patrumОсобый тип рефлексииЛичная связь с отцамиВозрождение патристики в современном миреОпыт веры

Слайд 45Четыре условия “патристического стиля”
Соборность
Возвращение к отцам Церкви
Христианский эллинизм
Смысл истории

Четыре условия “патристического стиля”СоборностьВозвращение к отцам ЦерквиХристианский эллинизмСмысл истории

Слайд 46Христианский эллинизм

Христианский эллинизм

Слайд 47Вера и разум на разных уровнях
Contra рационализм
Contra фидеизм
Антиномический характер богословия
“Вера

оправдывает сама себя”
“«Разумное» оправдание веры есть ее уничтожение. Религия и

философия, вера и знание существенно разнородны и потому
взаимно автономны. Мыслитель верующий должен свято соблюдать грань между divina и humana, между Потусторонним и Здешним”
Вера и разум на разных уровняхContra рационализмContra фидеизмАнтиномический характер богословия“Вера оправдывает сама себя”“«Разумное» оправдание веры есть ее

Слайд 48Deus absconditus et Deus revelatus

Deus absconditus et Deus revelatus

Слайд 49Богословие
Апофатическое
Катафатическое
Двойная тайна Бога и творения
Символический характер
Опасность “гебраизма”
Все отцы использовали

философские категории
Церковь не отрицает античную культуру
Философия как Preparatio Evangelica

БогословиеАпофатическоеКатафатическоеДвойная тайна Бога и творенияСимволический характерОпасность “гебраизма” Все отцы использовали философские категорииЦерковь не отрицает античную культуруФилософия как

Слайд 50Богословие
Fides quarens intellectum
Intellectus quaerens fidem
Полемика с русским религиозно-философским ренессансом
Бог не

есть “всеединство”, в котором погружен мир. Существует граница (“diastema”) между

Богом и человеком

“воцерковление” разума

БогословиеFides quarens intellectumIntellectus quaerens fidemПолемика с русским религиозно-философским ренессансомБог не есть “всеединство”, в котором погружен мир. Существует

Слайд 51Эллинизм
Ведущая роль греческих отцов Церкви
Греческий язык
Философствование о Боге есть
“исполнение религиозного

долга и призвания”

ЭллинизмВедущая роль греческих отцов ЦерквиГреческий языкФилософствование о Боге есть“исполнение религиозного долга и призвания”

Слайд 52“Церковь никогда не утверждала, что нет ничего общего между Иерусалимом

и Афинами, между «школой» и Церковью. Есть глубокий смысл в

том факте, что именно греческий язык стал преимущественным языком христианства; и таким остается и останется навсегда, — ибо это язык Нового Завета... Этим освящалась в известном смысле эллинская стихия, эллинский путь духа. И нельзя отрекаться от эллинизма, не посягая и на Писание, на Новый Завет...”
“Церковь никогда не утверждала, что нет ничего общего между Иерусалимом и Афинами, между «школой» и Церковью. Есть

Слайд 53Латинские писатели
Бл. Августин
Св. Киприан
Св. Иреней
Св. Иларий Пиктавийский

Латинские писателиБл. АвгустинСв. КиприанСв. ИренейСв. Иларий Пиктавийский

Слайд 54“Христианский мыслитель не делает различий между верой
и разумом. Христианская

философия начинается с истин веры и в них обнаруживает свет

разума. Можно сказать, что христианские догматы уже содержат в себе в качестве предпосылок всю метафизику, метафизику истинную
и неоспоримую. Дело философа-христианина найти, определить и объяснить эти посылки. Это умозрительная интерпретация христианского символа веры. Представление об аскетизме, предварительное аскетическое знание дает больше, чем любая методология. Опыт философа, претворяясь в религиозную практику, преобразуется качественно. Поскольку главным объектом догматического опыта является Иисус Христос, можно сказать, что вся христианская философия – это лишь умозрительное истолкование христологического догмата, Халкидонского догмата”
Идея творения в христианской философии
“Христианский мыслитель не делает различий между верой и разумом. Христианская философия начинается с истин веры и в

Слайд 56Подлинная философия
Христианская догматика
“Священная философия”
“Философия Святого Духа”

Подлинная философияХристианская догматика“Священная философия” “Философия Святого Духа”

Слайд 57Выводы
Неопатристический синтез – незавершенный проект
Постулат “следования” отцам
Вопросы:
Постулат диалога с современными

философскими концепциями
Игнорирование многих философских школ
Русский религиозный ренессанс
и неопатристический синтез:
противостояние

или взаимодополнение?
Применение к интерпретации теории эволюции

ВыводыНеопатристический синтез – незавершенный проектПостулат “следования” отцамВопросы:Постулат диалога с современными философскими концепциямиИгнорирование многих философских школРусский религиозный ренессанси

Слайд 58Значение
Душепастырское значение
Эвристический потенциал:
“дискурс энергий”
(понятия “энергия,” “logoi” etc.),
Противоположность

западному “дискурсу сущности”
(категории “сущности,” “идея,” “начало” и т.п.)

С.С.

Хоружий
ЗначениеДушепастырское значениеЭвристический потенциал: “дискурс энергий” (понятия “энергия,” “logoi” etc.), Противоположность западному “дискурсу сущности” (категории “сущности,” “идея,” “начало”

Слайд 59“Православное богословие должно держаться его патристической основы, но должно также идти

"далее" Отцов, чтобы ответить на новую ситуацию, созданную столетиями философского

развития”

Fr Alexander Schmemann, Russian Theology: 1920–1972. An Introductory Survey, “St. Vladimir’s Theological Quarterly” 1972, 16, 4, p. 17.
“Православное богословие должно держаться его патристической основы, но должно также идти

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика