Слайд 1Индивидуализация и дифференциация воспитательного процесса
Слайд 2ФГОС об обучении, воспитании и развитии младших школьников:
признание самоценности возраста
в процессе личностного становления и психофизического развития ребенка;
Признание важности первой
ступени для всего последующего образования как этапа в жизни ребенка, связанного с освоением новой социальной позиции и новой социальной роли ученика, с формированием основ умения учиться, со становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения;
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные) рассматриваются как механизм реализации требований стандарта к результатам обучающихся и служат основой объективности оценки уровня образования обучающихся.
Слайд 3Цель воспитания:
- личность разносторонне и гармонично развитая, личность
самостоятельная, деятельная, занимающаяся самообразованием и самовоспитанием.
Слайд 4ЧЕЛОВЕК - ЭТО:
1. ИНДИВИД;
2. ЛИЧНОСТЬ;
3. СУБЪЕКТ;
4. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ;
5. УНИКУМ
Слайд 5Дифференциация -
(французское differentiation, от латинского differentia - разность,
различие), разделение, расчленение целого на различные части, формы и ступени.
Современная энциклопедия. 2000.
Дифференциация (лат. differentia — различие) — разделение, расслоение целого на различные формы, определение признаков отличия различных форм и степеней. Создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей.
Психологический словарь
Синонимы:
выделение, дифференциация, дифференцирование, дифференцировка, обособление, разграничение, разделение, различение, размежевание, расслоение, расчленение
Слайд 6 Цель дифференциации:
организовать учебно-воспитательный процесс на
основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей
и способностей.
Основная задача дифференциации:
увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Слайд 7 Дифференцированный подход –
это важнейший принцип
воспитания и обучения.
Его реализация
предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенного в личности каждого ученика.
Слайд 8Индивидуализация -
выделение, обособление кого-чего-нибудь по индивидуальным свойствам.
Современная энциклопедия. 2000.
- это деятельность взрослого
(педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте.
- выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза
Слайд 9Цель индивидуализации:
одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка,
воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.
Формирование индивидуальности предполагает, чтобы учитель признавал право ребёнка «быть самим собой».
Слайд 10Признаки
индивидуального подхода :
является гуманным воспитательным принципом;
способствует формированию класса/группы как
единого целого;
как и любой общепедагогический принцип, является формирующим, развивающим принципом;
нуждается
каждый ребёнок без исключения;
динамичен;
осуществляется различными путями.
Слайд 11Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы:
систематическое изучение каждого ученика;
постановка
ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
выбор и применение
наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
фиксация и анализ полученных результатов;
постановка новых педагогических задач.
Слайд 12Индивидуальная программа воспитания:
1) выработка оптимального для данного ученика режима жизни
и работы в соответствии с его индивидуальными особенностями, состоянием здоровья;
2)
корректировка отношений с детьми и взрослыми, формирование культуры общения, исходя из особенностей психического склада ребенка;
3) определение, исходя из индивидуальных возможностей ребенка, основных направлений совместной с ним деятельности с опорой на общечеловеческие ценности как стержневые ориентиры жизни детей;
4) организация консультативной помощи каждому со стороны учителей и разработка совместно с семьей путей овладения интеллектуальной культурой в соответствии с познавательными возможностями ребенка.
Слайд 13Концепция педагогического взаимодействия:
Любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности,
душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость
и терпение, умение прощать;
Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески, умение слушать, слышать и услышать;
Уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление;
Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
Собственный самоанализ, собственный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Слайд 14Приемы, направленные на воспитание самостоятельности у школьников:
Привлечение школьников к планированию
жизни класса, определению его перспектив и задач на основе учета
желаний, интересов, возможностей и особенностей членов коллектива;
Выбор вариантов решения предстоящих дел;
Разработка плана совместного труда;
Организация рабочих групп с учетом опыта деятельности, совместности учащихся, способности взаимодействовать друг с другом;
Привлечение учащихся к оценке и анализу проделанной работы.
Слайд 15Цель индивидуализации и дифференциации воспитательного процесса:
сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности
ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую уникальную
личность.
Слайд 16 «Хороший учитель отличается от плохого тем,
что он умеет видеть индивидуальные особенности детей; для хорошего учителя
все ученики разные, а для плохого – одинаковые…»
П.П. Блонский