Слайд 1Информационные технологии и управление образовательной деятельностью
Дзюба Ирина Александровна,
канд. физ.-мат. наук,
доцент,
начальник Центра информационных технологий
ГУО «Академия последипломного образования»
Слайд 2
ИТ и образование: развиваемся вместе
Управление образованием на основе ИТ
Организация личной
деятельности управленца на основе стандартных программных средств
Слайд 3Информационные революции
возникновение речи
появление письменности
книгопечатание
средства «дистанционной» передачи и распространения информации
развитие вычислительной
техники
средства массовой коммуникации, глобальные компьютерные сети
Слайд 4Способы передачи знаний:
устная речь
грифельная доска
печатный текст
аудиозапись
фильм,видеофильм
компьютерная программа
радио и телевидение
компьютерные сети
…
интерактивная
электронная доска
Слайд 5Информационное общество:
признаки
развитие телекоммуникационной инфраструктуры
доступность мировых информационных ресурсов населению
«усредненный» уровень компьютерной
культуры
уровень перевода традиционных способов коммуникации в новые формы
Слайд 6Информационное общество:
главный производственный ресурс
ЗНАНИЕ
как способность членов общества перерабатывать полученную информацию
и производить новую с целью ее эффективного применения
Слайд 7Задача системы образования
готовить выпускника к самостоятельной творческой деятельности в условиях
информационного общества
Слайд 8Информатизация образования
процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и
оптимального использования современных информационных технологий , ориентированных на реализацию психолого-педагогических
целей обучения, воспитания
Слайд 9Информационные технологии -
совокупность
методов, приемов, способов, алгоритмов,
а также средств сбора,
хранения, обработки и передачи информации
Слайд 10Информационные технологии -
технологии, используемые при работе с информацией.
Слайд 11Информатизация образования
комплекс действий по внедрению ИТ во все виды и
формы образовательной практики, трансформация на этой основе существующих и появление
новых образовательных моделей
Слайд 12Информационные технологии
традиционные
телефон
книга
новые
текстовый редактор
электронная почта
новейшие
Электронная доска
зарождающиеся
«Телекласс»
перспективные
?????
Слайд 13Мультимедийные технологии
технологии, позволяющие интегрировать, обрабатывать и синхронно воспроизводить различные типы
сигналов, различные среды, средства и способы обмена информацией
Слайд 14Мультимедийные компьютерные технологии
Обеспечивают возможность хранения огромных массивов данных, произвольного интерактивного
доступа к их элементам и воспроизведения на экране ПК видеосюжетов
со звуковым сопровождением.
Слайд 15Средство интеграции в МИС
Средство воспитания
Средство общения
Современные мультимедийные ПК, сетевые ИТ
Предмет
изучения
Средство обучения
Инструмент автоматизации управленческой деятельности
Слайд 16Управление образованием на основе ИТ
Слайд 17Педагогические
«плюсы» информатизации
обеспечение сохранения, многократного тиражирования и быстрого распространения профессиональной информации;
автоматизация
контроля полученных знаний;
индивидуализация процесса обучения, пробуждение интереса к учению;
появление новых
форм и методов работы;
и т.д.
Слайд 18Педагогические
«минусы» информатизации
необходимость дополнительного оборудования для работы
наличие «информационного шума»
свертывание социальных контактов
неблагоприятные
психо-физиологические факторы
дополнительные требования к профессиональной компетентности
Слайд 19Педагогическая
«революционная ситуация»
«верхи»
не имеют средств и не могут организовать
«низы»
не имеют стимулов
для внедрения
Слайд 20Управление образованием
вид социального управления, поддерживающего целенаправленность и организованность учебно-воспитательных, инновационных
и обеспечивающих их процессов в системе образования
Слайд 21Функции управления
Планирование
Организация
Руководство
Контроль
А.Файоль - Прогноз
- Планирование
- Организация
- Координация
- Контроль
Слайд 22Уровни управления
«Макроуровень»
Республиканский
Областной
Местный
«Микроуровень»
Учебное заведение
Слайд 23Показатели состояния образовательной системы:
количественные (охват, отсев, успеваемость, % и т.д.)
соответствие
стандартам (нормативные документы, выборочный контроль и т.д.)
качественные (творческий потенциал кадров,
ценностные ориентации и т.д.)
Слайд 24Задача управления образованием:
анализировать показатели состояния образовательной системы и на основе
этого анализа принимать управленческие решения в различных ситуациях (определенности, вероятной
определенности и неопределенности)
Слайд 25Цель управления:
перейти к мониторингу всех показателей состояния образовательной системы
Слайд 26В условиях информатизации общества эффективное управление системой образования невозможно без
построения единой информационной среды на всех уровнях образования
Слайд 27Субъекты информационной образовательной среды
учащиеся,студенты, слушатели
управленцы всех уровней
преподаватели
вспомогательный персонал
сотрудники библиотеки
сотрудники психологических
и социальных служб
общественность
др.
Слайд 28Информационная образовательная среда
специально организованный
комплекс компонентов, обеспечивающих системную интеграцию ИТ в
образовательный процесс
с целью повышения его эффективности
Слайд 29Компоненты информационной образовательной среды
нормативно-регламентирующее обеспечение учебно-воспитательного процесса, основанного на использовании
ИТ -телекоммуникационные программно-аппаратные средства
организационная структура, обеспечивающая эффективное взаимодействие пользователей в
условиях информационной среды
Слайд 30Принципы развития ИОС
принцип новых задач
принцип системного подхода
принцип первого руководителя
принцип
максимальной разумности проектных решений
Слайд 31Принципы развития ИОС
принцип непрерывности развития системы
принцип автоматизации документооборота
принцип совершенствования единой
информационной базы
Слайд 32ИКТ в управлении образованием
Системы электронного документооборота
Специализированные управленческие программные комплексы
Организация личной
деятельности управленца на основе стандартных программных средств
Слайд 33Специализированные управленческие программные комплексы :
ведение базы данных учебного заведения;
автоматический выбор
данных с заданными параметрами;
подготовка в электронной и печатной форме разнообразных
списков, отчетов;
составление учебных планов и распределение нагрузки;
многофакторный анализ успеваемости;
составление расписания и осуществление замен
и т.д.
Слайд 34Организация личной деятельности управленца на основе стандартных программных средств
Слайд 35подбор и анализ информации
поиск и использование документальных ресурсов Internet
MS Internet
Explorer
электронная коммуникация
MS Outlook
MS Internet Explorer
обработка данных
MS Word
MS
Excel
MS Access
MS PowerPoint
Программные ресурсы ИОС
Слайд 36подготовка текстовых, аналитических, отчетных документов
подготовка презентаций, сопровождение выступлений
MS Word
MS Excel
MS
Access
MS PowerPoint
организация системы заметок
MS Outlook
Слайд 37планирование и анализ эффективности принимаемых решений
MS Excel
MS Access
MS Project
Слайд 38ведение календаря деятельности, создание и отслеживание выполнения задач
создание и сопровождение
электронных контактов
MS Outlook
Слайд 39Используемые ПК в ИОС
публикация и распространение информации
MS Word
MS Excel
MS Access
MS
Outlook
MS PowerPoint
MS Internet Explorer
MS Publisher
MS FrontPage
Слайд 40Полезные ссылки:
www.minedu.unibel.by
– Министерство образования РБ
www.giac.unibel.by
– Главный информационно-аналитический Центр
РБ
www.minsk.edu.by
– Минский городской комитет образования
Слайд 41Полезные ссылки:
window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам России
school-sector.relarn.ru
– «Школьный сектор» (Телематический «склерозник», копилка дядюшки Скруджа и др.)
www.1september.ru
- Издательский дом «Первое сентября»
Слайд 42Спасибо за внимание!
Для контактов:
тел/факс: (17) 285-78-50,
адрес в Интернет: www.academy.edu.by
e-mail:
dia@academy.edu.by