Разделы презентаций


Информационные технологии в психологии 1

Содержание

1. Введение в информатику Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку; Наука возникла в Древней

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Информационные технологии в психологии (часть 1)
Чернов Денис Юрьевич,
Кандидат психологических наук,
Доцент

кафедры ПСиОП СПбГИПСР

Информационные технологии в психологии (часть 1)Чернов Денис Юрьевич,Кандидат психологических наук,Доцент кафедры ПСиОП СПбГИПСР

Слайд 21. Введение в информатику
Относительно возникновения науки существуют пять

точек зрения:
Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества,

так как научная любознательность органично присуща человеку;
Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое (общепринятое) обоснование;
Наука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;
Наука начинается в XVI—XVIIвв., и благодаря работам Г.Галилея, И.Кеплера и И.Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;
Наука начинается с первой трети XIXв., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.
1. Введение в информатику  Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:Наука была всегда, начиная с момента

Слайд 31. Введение в информатику
Наука в доисторическом обществе и древнем мире.
В

доисторическом обществе и древней цивилизации знание существовало в рецептурном виде,

т.е. знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными, отсутствовали абстракции.
К вспомогательным средством дотеоретического знания мы относим: миф, магию, ранние формы религии.
Миф (повествование) – рациональное отношение человека к миру.
Магия – сами действия. Магия «реализуется» в виде взаимосвязанных процессов физической, ментальной, символической и иной природы.
Религия – идеализированные представления о мире, сверхсущества (боги), сверхпричины (воля богов).
1. Введение в информатикуНаука в доисторическом обществе и древнем мире.В доисторическом обществе и древней цивилизации знание существовало

Слайд 41. Введение в информатику
1 этап развития науки – древняя Греция

– возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки

об измерении земли.
Объект исследования – мегамир (включая вселенную во всём многообразии). А) Греки работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями. Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.
Идеалы и нормы науки: знание раде знаний. Метод познания – наблюдение.
Научная картина мира: носит интегративный характер, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса.
Философские основания науки: Философия – наука наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический.
Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Человек – мера всех вещей.
1. Введение в информатику1 этап развития науки – древняя Греция – возникновение науки в социуме с провозглашением

Слайд 51. Введение в информатику
Основные идеи абстрактно-теоретического мышления возникают в древнегреческой

философии. В античной культуре древней Греции появляется теоретическое, систематическое и

абстрактное мышление.
В основе лежит идея особого знания (общее знание, первое знание). У древних греков появляются две концепции: «архе» – первый (начало) и «физис» – природа (то из чего происходит вещь). Т.е. начало у вещей одно, а природа различна. Это были два концентрата теоретического мышления.
Так же возникли: закон идентичности, закон исключения третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это зарождение систематического (системного) подхода.
Первые теории создавались в философии для нужд философии. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до н.э. Версии возникновения теории: уникальная греческая экономика и религия.
1. Введение в информатикуОсновные идеи абстрактно-теоретического мышления возникают в древнегреческой философии. В античной культуре древней Греции появляется

Слайд 61. Введение в социальную информатику
2 этап развития науки – Средневековая

европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между

номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).
Объект исследования – макромир (Земля и ближний космос).
Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта.
Научная картина мира: Ньютоновская классическая механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окружающего мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм. Филосояские основания науки: Механистический детерминизм. Стиль мышления – механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия)
1. Введение в социальную информатику2 этап развития науки – Средневековая европейская наука – наука превратилась в служанку

Слайд 71. Введение в информатику
Особенности периода:
научное знание ориентируется на теологизм;
научное

знание ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа;
возникают отдельные

научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности, вследствие чего происходит разделение наук.
1. Введение в информатикуОсобенности периода:научное знание ориентируется на теологизм; научное знание ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного

Слайд 81. Введение в информатику
3 этап развития науки – Новоевропейская классическая

наука (15-16 вв).
Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц.

Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.
Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта. Сочетание теоретического и практического направлений.
Научная картина мира: формирование частно научных картин мира (химическая, физическая …)
Филосояские основания науки: диалектика – стиль естественнонаучного мышления.
1. Введение в информатику3 этап развития науки – Новоевропейская классическая наука (15-16 вв). Объект исследования – микромир.

Слайд 9Особенности периода:
культура постепенно освобождается от господства церкви.
первые попытки убрать

схоластику и догматизм
интенсивное развитие экономики
лавинообразный интерес к научному знанию


научная мысль начинает фокусироваться на получении объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность (позитивизм Огюста Конта)
попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки
начинают преобладать экспериментальные знания
наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)
начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки

1. Введение в информатику

Особенности периода:культура постепенно освобождается от господства церкви. первые попытки убрать схоластику и догматизм интенсивное развитие экономики лавинообразный интерес

Слайд 101. Введение в информатику
4 этап развития науки – 20 век

– набирает силу неклассическая наука.
Объект исследования – микро-, макро-

и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.
Идеалы и нормы науки: аксиологизация науки (ценностноориентированность). Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук.
Научная картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме (развитие – атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве).
Филосфские основания науки: синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифуркационность)
1. Введение в информатику4 этап развития науки – 20 век – набирает силу неклассическая наука. Объект исследования

Слайд 111. Введение в информатику
5 этап развития науки – 21 век

– постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.
Постиндустриальное развитие

научно-технического прогресса, информатизация.
Информационная революция.
Сциентизм и антисциентизм (наука и паранаука).
Глобализация, объединение мировой общественности.
Наука и власть, их слияние и информационные войны.
Самоорганизация и просоциальная направленность науки.
Компьютеризация и ее социальные последствия.
Научно-техническое творчество.
1. Введение в информатику5 этап развития науки – 21 век – постнеклассическая наука – современный этап развития

Слайд 121. Введение в информатику
Первые версии концепции постиндустриального общества, в которых

предполагалось разрешить все противоречия социальной эволюции на основе новых

технологий, появились в США в 60-х годах прошлого столетия.
Тогда же в ряде развитых стран стала развиваться концепция "информационного общества" как модификация концепций постиндустриального общества.
В 80-х годах исследования проблем информационного общества за рубежом значительно расширились. Наиболее видные представители этого направления:
в США – Д.Белл, У.Ростоу, О.Тоффлер, Д.К.Гелбрейт, И.Валлерстайн, М.Кастельс,
во Франции – А.Турен, Ж.Фурастье, П.Серван-Шрайбер, М.Понятовский,
в Германии – Ю.Хабермас, Н.Луман,
в Японии – И .Масуда.
1. Введение в информатикуПервые версии концепции постиндустриального общества, в которых предполагалось разрешить все противоречия  социальной эволюции

Слайд 131. Введение в информатику
В отечественной науке также формировалась основа для

становления теории информатизации общества, дальнейшей эволюции цивилизации, перехода общества к

новой парадигме безопасного и устойчивого развития.
В основе этих исследований лежит ноосферная концепция эволюции биосферы, созданная трудами таких всемирно известных российских ученых, как К. Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Н.В.Тимофеев-Ресовский.
Сегодня эта концепция получила свое дальнейшее развитие в работах российских ученых Н.Н.Моисеева, А.Д.Урсула, А.И.Ракитова, Р.Ф.Абдеева, Г.Т.Артамонова, К.К.Колина, И.В.Соколовой и др.
1. Введение в информатикуВ отечественной науке также формировалась основа для становления теории информатизации общества, дальнейшей эволюции цивилизации,

Слайд 141. Введение в информатику
Критерии перехода общества к постиндустриальной, информационной стадии

развития
социально-экономический (критерий занятости);
технический;
космический.

Социально-экономический критерий
Оценке подлежит процент трудоспособного населения,

занятого в сфере услуг:
если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным (ноосферным).
1. Введение в информатикуКритерии перехода общества к постиндустриальной, информационной стадии развитиясоциально-экономический (критерий занятости);технический;космический. Социально-экономический критерий Оценке подлежит

Слайд 151. Введение в информатику
По данному критерию США вступили в постиндустриальный

период своего развития в 1956—1960 гг. (штат Калифорния — "силиконовая

или кремниевая долина" — преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. Новый век США встретили, по оценкам специалистов, следующей структурой занятости: 75% — в сфере информационно-интеллектуальных услуг, 25% — в материальном производстве и в агросекторе.
Например, такая страна, как Финляндия, вступила в постиндустриальное общество на 20 лет позже США — в 1980 году.
В настоящее время Россия, как и мировое сообщество в целом, по данному критерию находится на индустриальном этапе развития.

Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо четко понимать, что значительная доля "информационности" этих стран обусловлена двумя процессами: с одной стороны, выносом материальных, часто экологически вредных, производств за пределы этих стран, в другие государства мира ("экологический колониализм"); с другой стороны, привлечением на работу в эти страны ученых со всего мира ("приток мозгов").
1. Введение в информатикуПо данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956—1960 гг. (штат

Слайд 161. Введение в информатику
Закон экспоненциального роста объема знаний.
По подсчетам

науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750

лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т. е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз.
Эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз.
Это явление, получившее название "информационный взрыв", указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:
- быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;
- превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;
- возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса.
1. Введение в информатикуЗакон экспоненциального роста объема знаний. По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения

Слайд 171. Введение в информатику
Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта):
Занятость в

сферах хозяйства (%)







Время
1 — в производстве продуктов

питания (аграрное общество),
2 — в материальном производстве (индустриальное общество),
3 — в сфере услуг (постиндустриальное общество),
4 — в сфере информационных услуг (информационное общество),
5 — в сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).
1. Введение в информатикуЭволюция социальных систем (диаграмма Порэта): Занятость в сферах хозяйства (%)									   Время1 —

Слайд 18Технический критерий
Считается, что период информатизации общества по данному критерию должен

составлять не менее шести десятилетий (на наш взгляд, этот период

можно было бы назвать периодом "социализации" информационной техники и технологии).
Оценке подлежит удельная информационная вооруженность, которая возрастает на порядок каждые 8-10 лет. При этом ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении удельной информационной вооруженности порядка 10 оп/сек/чел (операций в секунду на 1 человека), что соответствует развертыванию достаточно надежной междугородней телефонной сети. Завершающая же фаза соответствует достижению значения 10 млн. оп/сек/чел, что обеспечивает беспроблемное удовлетворение любых информационных потребностей каждого человека в любое время суток и в любой точке пространства.

1. Введение в информатику

Технический критерийСчитается, что период информатизации общества по данному критерию должен составлять не менее шести десятилетий (на наш

Слайд 19По этому критерию Россия находится в начальной фазе информатизации и,

по прогнозам, достигнет завершающей фазы в 30-40 -х гг. XXI

века, в то время как США осуществляют уже сейчас переход к завершающей фазе информатизации.

Космический (астрономический) критерий.
Общее продвижение мирового сообщества к информационной стадии своего развития привело к тому, что стало возможным реально наблюдать человечество из космоса, так как уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились.

1. Введение в информатику

По этому критерию Россия находится в начальной фазе информатизации и, по прогнозам, достигнет завершающей фазы в 30-40

Слайд 20Важно подчеркнуть, что успехи отдельно взятой страны в информатизации не

могут быть оценены только по одному из критериев.
Более того,

не преуменьшая значимости приведенных выше критериев, следует подчеркнуть, что для определения фаз и стадий развития общества необходима оценка по достаточно сложной системе критериев социального прогресса.
Лидирование в области техники, занятости в информационном секторе при господстве "общества потребления" в целом не может соответствовать представлению о развитии информационного общества как атрибута прогресса.

1. Введение в информатику

Важно подчеркнуть, что успехи отдельно взятой страны в информатизации не могут быть оценены только по одному из

Слайд 21Как же может быть определен сам термин «информатизация»?
Наиболее полным

представляется определение информатизации как «системно-деятельностного процесса овладения информацией как ресурсом

управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации».
По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:
- медиатизация – процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
- компьютеризация – процесс совершенствования средств поиска и обработки информации,
- интеллектуализация – процесс развития способности восприятия и порождения информации, т. е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.

1. Введение в информатику

Как же может быть определен сам термин «информатизация»? Наиболее полным представляется определение информатизации как «системно-деятельностного процесса овладения

Слайд 22Медиатизация на первых этапах развития общества имела основу преимущественно устной

коммуникации и поэтому была неустойчивой, слабой.
С появлением возможностей материальных форм

представления информации (данных) развитие стало более стермительным.
Современный этап медиатизации неразрывно связан с дигитализацией (оцифровыванием, переводом в цифровой формат).

1. Введение в информатику

Медиатизация на первых этапах развития общества имела основу преимущественно устной коммуникации и поэтому была неустойчивой, слабой.С появлением

Слайд 23Медиатизируются все сферы общества – политика, культура, образование, здравоохранение, право,

социальное обеспечение, экономика, промышленность, сельское хозяйство.
Социальные последствия медиатизации:
Доступность информации для

широкого круга лиц
Использование информационного ресурса в коммерческих целях
Информационная преступность
Ослабление потребности в непосредственных личных контактах, смещение общения в опосредованную (дистанционную) область
Печатные издания утрачивают свою приоритетную значимость

1. Введение в информатику

Медиатизируются все сферы общества – политика, культура, образование, здравоохранение, право, социальное обеспечение, экономика, промышленность, сельское хозяйство.Социальные последствия

Слайд 24Компьютеризация – относительно молодое направление информатизации, которое тем не менее,

с середины ХХ века сделало невероятный скачок в развитии и

внедрилось во все сферы общественной жизни.
Появление микропроцессорной техники дало науке, технике и обществу большие возможности по обработке информации, поэтому в рамках технократического подхода процессы компьютеризации и информатизации часто отождествляют. Но это неправильно.
Компьютеризация, поставленная на коммерческую основу, имеет достаточно агрессивный характер, но уже сейчас очевидно, что социальные процессы отстают в развитии по сравнению с темпами развития информационных технологий, техническим прогрессом.

1. Введение в информатику

Компьютеризация – относительно молодое направление информатизации, которое тем не менее, с середины ХХ века сделало невероятный скачок

Слайд 25Альтернативой технократическому подходу является гуманитарный (социогуманитарный), при котором информационные технологии

рассматриваются как важная часть жизни людей, имеющие значения не только

для производства, науки и бизнеса, но и для социальной сферы.
Важный приоритет в этом плане – эколого-безопасное, устойчивое развитие общества, которое на данном этапе информатизации невозможно вне третьего компонента – интеллектуализации общества.
Накопленные обществом знания, интеллектуально-информационный ресурс является более надежным, чем материальные ресурсы.
В связи с этим вводятся понятия информационной экономики, интеллектуальной собственности, информационных войн.

1. Введение в информатику

Альтернативой технократическому подходу является гуманитарный (социогуманитарный), при котором информационные технологии рассматриваются как важная часть жизни людей, имеющие

Слайд 26Под устойчивым развитием общества понимается управляемое развитие, не разрушающее природной

основы и обеспечивающее непрерывный цивилизационный процесс.
Для этого необходимо создание глобальной

информационной системы, способной формировать интегральный (коллективный) интеллект цивилизации.
Таким образом интеллектуализация отражает развитие общество в условиях развития информационных технологий.
Важным условием интеллектуализации является создание искусственного интеллекта, который рассматривается с точки зрения пользователей в рамках понятия «дружественный интерфейс», не требующий от пользователя специальных знаний для работы с информационным ресурсом.

1. Введение в информатику

Под устойчивым развитием общества понимается управляемое развитие, не разрушающее природной основы и обеспечивающее непрерывный цивилизационный процесс.Для этого

Слайд 27Впервые термин "социальная информатика" был введен в научный оборот А.В.Соколовым

и группой авторов в 1974 году.
Новое название означало, что произошло

расширение области научных исследований: предметом изучения стала не только научно-техническая, но и социальная информация.
Социальная информатика при этом подходе рассматривалась как обобщающая наука социально-коммуникационного цикла и основным предметом своего изучения имела общие закономерности социальных информационных процессов: феномен социальной информации, ее разновидности; элементы социальных информационных систем и т. д.
В первом варианте содержания понятия "социальная информатика" авторам удалось включить в информатику обществоведческую составляющую.

1. Введение в информатику

Впервые термин

Слайд 28В дальнейшем значительный вклад в развитие понятия "социальная информатика" в

направлении, наиболее близком к нашему пониманию, был сделан академиком А.Д.

Урсулом.
Предметом данного научного направления им были названы общие закономерности взаимодействия общества и информатики, информатизация общества, а одним из методов — системно-деятельностный метод.
Если фундаментальная часть социальной информатики — это познание законов взаимодействия общества и информатики, то прикладная и нормативно-конструктивная ее части связаны с созданием информационного общества, гуманистической ориентацией процесса информатизации.

1. Введение в информатику

В дальнейшем значительный вклад в развитие понятия

Слайд 29По мнению А.Д. Урсула, в социальной информатике вырисовываются три основные

области научного поиска:
социальные последствия и качественные изменения в обществе, за

которые ответствен процесс информатизации;
социальные условия и предпосылки информатизации, социальная направленность информатизации в широком смысле слова, ее гуманистическая ориентация;
феномены и процессы, в которых взаимодействие общества и информатики приняло формы уже целостных образований (типа гибридного интеллекта) с тенденцией объединения информатизации общества и гуманизации техники в единую систему.

1. Введение в информатику

По мнению А.Д. Урсула, в социальной информатике вырисовываются три основные области научного поиска:социальные последствия и качественные изменения

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика