Слайд 1Информационные технологии в психологии (часть 1)
Чернов Денис Юрьевич,
Кандидат психологических наук,
Доцент
кафедры ПСиОП СПбГИПСР
Слайд 21. Введение в информатику
Относительно возникновения науки существуют пять
точек зрения:
Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества,
так как научная любознательность органично присуща человеку;
Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое (общепринятое) обоснование;
Наука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;
Наука начинается в XVI—XVIIвв., и благодаря работам Г.Галилея, И.Кеплера и И.Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;
Наука начинается с первой трети XIXв., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.
Слайд 31. Введение в информатику
Наука в доисторическом обществе и древнем мире.
В
доисторическом обществе и древней цивилизации знание существовало в рецептурном виде,
т.е. знания были неотделимы от умения и неструктурированны. Эти знания являлись дотеоретическими, несистематичными, отсутствовали абстракции.
К вспомогательным средством дотеоретического знания мы относим: миф, магию, ранние формы религии.
Миф (повествование) – рациональное отношение человека к миру.
Магия – сами действия. Магия «реализуется» в виде взаимосвязанных процессов физической, ментальной, символической и иной природы.
Религия – идеализированные представления о мире, сверхсущества (боги), сверхпричины (воля богов).
Слайд 41. Введение в информатику
1 этап развития науки – древняя Греция
– возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки
об измерении земли.
Объект исследования – мегамир (включая вселенную во всём многообразии).
А) Греки работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.
Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.
Идеалы и нормы науки: знание раде знаний. Метод познания – наблюдение.
Научная картина мира: носит интегративный характер, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса.
Философские основания науки: Философия – наука наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический.
Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Человек – мера всех вещей.
Слайд 51. Введение в информатику
Основные идеи абстрактно-теоретического мышления возникают в древнегреческой
философии. В античной культуре древней Греции появляется теоретическое, систематическое и
абстрактное мышление.
В основе лежит идея особого знания (общее знание, первое знание). У древних греков появляются две концепции: «архе» – первый (начало) и «физис» – природа (то из чего происходит вещь). Т.е. начало у вещей одно, а природа различна. Это были два концентрата теоретического мышления.
Так же возникли: закон идентичности, закон исключения третьего, закон непротиворечия, закон достаточного основания. Это зарождение систематического (системного) подхода.
Первые теории создавались в философии для нужд философии. Теория начинает соединяться с научными знаниями во 2-м веке до н.э. Версии возникновения теории: уникальная греческая экономика и религия.
Слайд 61. Введение в социальную информатику
2 этап развития науки – Средневековая
европейская наука – наука превратилась в служанку богословия. Противоборство между
номиналистами (единичные вещи) и реалистами (универсальные вещи).
Объект исследования – макромир (Земля и ближний космос).
Идеалы и нормы науки: Знание – сила. Индуктивно эмпирический подход. Механицизм. Противопоставление объекта и субъекта.
Научная картина мира: Ньютоновская классическая механика; гелиоцентризм; божественное происхождение окружающего мира и его объектов; мир – сложно действующий механизм.
Филосояские основания науки: Механистический детерминизм. Стиль мышления – механистично метафизический (отрицание внутреннего противоречия)
Слайд 71. Введение в информатику
Особенности периода:
научное знание ориентируется на теологизм;
научное
знание ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа;
возникают отдельные
научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности, вследствие чего происходит разделение наук.
Слайд 81. Введение в информатику
3 этап развития науки – Новоевропейская классическая
наука (15-16 вв).
Объект исследования – микромир. Совокупность элементарных частиц.
Взаимосвязь эмпирического и рационального уровня познаний.
Идеалы и нормы науки: принцип зависимости объекта от субъекта. Сочетание теоретического и практического направлений.
Научная картина мира: формирование частно научных картин мира (химическая, физическая …)
Филосояские основания науки: диалектика – стиль естественнонаучного мышления.
Слайд 9Особенности периода:
культура постепенно освобождается от господства церкви.
первые попытки убрать
схоластику и догматизм
интенсивное развитие экономики
лавинообразный интерес к научному знанию
научная мысль начинает фокусироваться на получении объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность (позитивизм Огюста Конта)
попытка анализа и синтеза рациональных зерен преднауки
начинают преобладать экспериментальные знания
наука формируется как социальный институт (ВУЗы, научные книги)
начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки
1. Введение в информатику
Слайд 101. Введение в информатику
4 этап развития науки – 20 век
– набирает силу неклассическая наука.
Объект исследования – микро-, макро-
и мегамир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и интуитивного познания.
Идеалы и нормы науки: аксиологизация науки (ценностноориентированность). Повышение степени "фундаментализации" прикладных наук.
Научная картина мира: формирование общенаучной картины мира. Преобладание представления о глобальном эволюционизме (развитие – атрибут, присущий всем формам объективной реальности). Переход от антропоцентризму к биосфероцентризму (человек, биосфера, космос – во взаимосвязи и единстве).
Филосфские основания науки: синергетический стиль мышления (интегративность, нелинейность, бифуркационность)
Слайд 111. Введение в информатику
5 этап развития науки – 21 век
– постнеклассическая наука – современный этап развития научного познания.
Постиндустриальное развитие
научно-технического прогресса, информатизация.
Информационная революция.
Сциентизм и антисциентизм (наука и паранаука).
Глобализация, объединение мировой общественности.
Наука и власть, их слияние и информационные войны.
Самоорганизация и просоциальная направленность науки.
Компьютеризация и ее социальные последствия.
Научно-техническое творчество.
Слайд 121. Введение в информатику
Первые версии концепции постиндустриального общества, в которых
предполагалось разрешить все противоречия социальной эволюции на основе новых
технологий, появились в США в 60-х годах прошлого столетия.
Тогда же в ряде развитых стран стала развиваться концепция "информационного общества" как модификация концепций постиндустриального общества.
В 80-х годах исследования проблем информационного общества за рубежом значительно расширились. Наиболее видные представители этого направления:
в США – Д.Белл, У.Ростоу, О.Тоффлер, Д.К.Гелбрейт, И.Валлерстайн, М.Кастельс,
во Франции – А.Турен, Ж.Фурастье, П.Серван-Шрайбер, М.Понятовский,
в Германии – Ю.Хабермас, Н.Луман,
в Японии – И .Масуда.
Слайд 131. Введение в информатику
В отечественной науке также формировалась основа для
становления теории информатизации общества, дальнейшей эволюции цивилизации, перехода общества к
новой парадигме безопасного и устойчивого развития.
В основе этих исследований лежит ноосферная концепция эволюции биосферы, созданная трудами таких всемирно известных российских ученых, как К. Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Н.В.Тимофеев-Ресовский.
Сегодня эта концепция получила свое дальнейшее развитие в работах российских ученых Н.Н.Моисеева, А.Д.Урсула, А.И.Ракитова, Р.Ф.Абдеева, Г.Т.Артамонова, К.К.Колина, И.В.Соколовой и др.
Слайд 141. Введение в информатику
Критерии перехода общества к постиндустриальной, информационной стадии
развития
социально-экономический (критерий занятости);
технический;
космический.
Социально-экономический критерий
Оценке подлежит процент трудоспособного населения,
занятого в сфере услуг:
если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-интеллектуальных услуг, общество становится информационным (ноосферным).
Слайд 151. Введение в информатику
По данному критерию США вступили в постиндустриальный
период своего развития в 1956—1960 гг. (штат Калифорния — "силиконовая
или кремниевая долина" — преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. Новый век США встретили, по оценкам специалистов, следующей структурой занятости: 75% — в сфере информационно-интеллектуальных услуг, 25% — в материальном производстве и в агросекторе.
Например, такая страна, как Финляндия, вступила в постиндустриальное общество на 20 лет позже США — в 1980 году.
В настоящее время Россия, как и мировое сообщество в целом, по данному критерию находится на индустриальном этапе развития.
Признавая несомненность достижений США и других стран в области информатизации, необходимо четко понимать, что значительная доля "информационности" этих стран обусловлена двумя процессами: с одной стороны, выносом материальных, часто экологически вредных, производств за пределы этих стран, в другие государства мира ("экологический колониализм"); с другой стороны, привлечением на работу в эти страны ученых со всего мира ("приток мозгов").
Слайд 161. Введение в информатику
Закон экспоненциального роста объема знаний.
По подсчетам
науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750
лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т. е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз.
Эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более, чем в 30 раз.
Это явление, получившее название "информационный взрыв", указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:
- быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;
- превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;
- возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса.
Слайд 171. Введение в информатику
Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта):
Занятость в
сферах хозяйства (%)
Время
1 — в производстве продуктов
питания (аграрное общество),
2 — в материальном производстве (индустриальное общество),
3 — в сфере услуг (постиндустриальное общество),
4 — в сфере информационных услуг (информационное общество),
5 — в сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).
Слайд 18Технический критерий
Считается, что период информатизации общества по данному критерию должен
составлять не менее шести десятилетий (на наш взгляд, этот период
можно было бы назвать периодом "социализации" информационной техники и технологии).
Оценке подлежит удельная информационная вооруженность, которая возрастает на порядок каждые 8-10 лет. При этом ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении удельной информационной вооруженности порядка 10 оп/сек/чел (операций в секунду на 1 человека), что соответствует развертыванию достаточно надежной междугородней телефонной сети. Завершающая же фаза соответствует достижению значения 10 млн. оп/сек/чел, что обеспечивает беспроблемное удовлетворение любых информационных потребностей каждого человека в любое время суток и в любой точке пространства.
1. Введение в информатику
Слайд 19По этому критерию Россия находится в начальной фазе информатизации и,
по прогнозам, достигнет завершающей фазы в 30-40 -х гг. XXI
века, в то время как США осуществляют уже сейчас переход к завершающей фазе информатизации.
Космический (астрономический) критерий.
Общее продвижение мирового сообщества к информационной стадии своего развития привело к тому, что стало возможным реально наблюдать человечество из космоса, так как уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились.
1. Введение в информатику
Слайд 20Важно подчеркнуть, что успехи отдельно взятой страны в информатизации не
могут быть оценены только по одному из критериев.
Более того,
не преуменьшая значимости приведенных выше критериев, следует подчеркнуть, что для определения фаз и стадий развития общества необходима оценка по достаточно сложной системе критериев социального прогресса.
Лидирование в области техники, занятости в информационном секторе при господстве "общества потребления" в целом не может соответствовать представлению о развитии информационного общества как атрибута прогресса.
1. Введение в информатику
Слайд 21Как же может быть определен сам термин «информатизация»?
Наиболее полным
представляется определение информатизации как «системно-деятельностного процесса овладения информацией как ресурсом
управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации».
По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:
- медиатизация – процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
- компьютеризация – процесс совершенствования средств поиска и обработки информации,
- интеллектуализация – процесс развития способности восприятия и порождения информации, т. е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.
1. Введение в информатику
Слайд 22Медиатизация на первых этапах развития общества имела основу преимущественно устной
коммуникации и поэтому была неустойчивой, слабой.
С появлением возможностей материальных форм
представления информации (данных) развитие стало более стермительным.
Современный этап медиатизации неразрывно связан с дигитализацией (оцифровыванием, переводом в цифровой формат).
1. Введение в информатику
Слайд 23Медиатизируются все сферы общества – политика, культура, образование, здравоохранение, право,
социальное обеспечение, экономика, промышленность, сельское хозяйство.
Социальные последствия медиатизации:
Доступность информации для
широкого круга лиц
Использование информационного ресурса в коммерческих целях
Информационная преступность
Ослабление потребности в непосредственных личных контактах, смещение общения в опосредованную (дистанционную) область
Печатные издания утрачивают свою приоритетную значимость
1. Введение в информатику
Слайд 24Компьютеризация – относительно молодое направление информатизации, которое тем не менее,
с середины ХХ века сделало невероятный скачок в развитии и
внедрилось во все сферы общественной жизни.
Появление микропроцессорной техники дало науке, технике и обществу большие возможности по обработке информации, поэтому в рамках технократического подхода процессы компьютеризации и информатизации часто отождествляют. Но это неправильно.
Компьютеризация, поставленная на коммерческую основу, имеет достаточно агрессивный характер, но уже сейчас очевидно, что социальные процессы отстают в развитии по сравнению с темпами развития информационных технологий, техническим прогрессом.
1. Введение в информатику
Слайд 25Альтернативой технократическому подходу является гуманитарный (социогуманитарный), при котором информационные технологии
рассматриваются как важная часть жизни людей, имеющие значения не только
для производства, науки и бизнеса, но и для социальной сферы.
Важный приоритет в этом плане – эколого-безопасное, устойчивое развитие общества, которое на данном этапе информатизации невозможно вне третьего компонента – интеллектуализации общества.
Накопленные обществом знания, интеллектуально-информационный ресурс является более надежным, чем материальные ресурсы.
В связи с этим вводятся понятия информационной экономики, интеллектуальной собственности, информационных войн.
1. Введение в информатику
Слайд 26Под устойчивым развитием общества понимается управляемое развитие, не разрушающее природной
основы и обеспечивающее непрерывный цивилизационный процесс.
Для этого необходимо создание глобальной
информационной системы, способной формировать интегральный (коллективный) интеллект цивилизации.
Таким образом интеллектуализация отражает развитие общество в условиях развития информационных технологий.
Важным условием интеллектуализации является создание искусственного интеллекта, который рассматривается с точки зрения пользователей в рамках понятия «дружественный интерфейс», не требующий от пользователя специальных знаний для работы с информационным ресурсом.
1. Введение в информатику
Слайд 27Впервые термин "социальная информатика" был введен в научный оборот А.В.Соколовым
и группой авторов в 1974 году.
Новое название означало, что произошло
расширение области научных исследований: предметом изучения стала не только научно-техническая, но и социальная информация.
Социальная информатика при этом подходе рассматривалась как обобщающая наука социально-коммуникационного цикла и основным предметом своего изучения имела общие закономерности социальных информационных процессов: феномен социальной информации, ее разновидности; элементы социальных информационных систем и т. д.
В первом варианте содержания понятия "социальная информатика" авторам удалось включить в информатику обществоведческую составляющую.
1. Введение в информатику
Слайд 28В дальнейшем значительный вклад в развитие понятия "социальная информатика" в
направлении, наиболее близком к нашему пониманию, был сделан академиком А.Д.
Урсулом.
Предметом данного научного направления им были названы общие закономерности взаимодействия общества и информатики, информатизация общества, а одним из методов — системно-деятельностный метод.
Если фундаментальная часть социальной информатики — это познание законов взаимодействия общества и информатики, то прикладная и нормативно-конструктивная ее части связаны с созданием информационного общества, гуманистической ориентацией процесса информатизации.
1. Введение в информатику
Слайд 29По мнению А.Д. Урсула, в социальной информатике вырисовываются три основные
области научного поиска:
социальные последствия и качественные изменения в обществе, за
которые ответствен процесс информатизации;
социальные условия и предпосылки информатизации, социальная направленность информатизации в широком смысле слова, ее гуманистическая ориентация;
феномены и процессы, в которых взаимодействие общества и информатики приняло формы уже целостных образований (типа гибридного интеллекта) с тенденцией объединения информатизации общества и гуманизации техники в единую систему.
1. Введение в информатику