Слайд 1Информатика и общество
§ 35. История и перспективы развития компьютеров
§ 36.
Информация и управление
§ 37. Информационное общество
Слайд 2Информатика и общество
§ 35. История и перспективы развития компьютеров
Слайд 3Древние средства счёта
Абак (Древний Рим) – V-VI в.
Счеты (Россия) –
XVII в.
Кости с зарубками
(«вестоницкая кость», Чехия, 30 тыс. лет
до н.э)
Узелковое письмо (Южная Америка, VII век н.э.)
Слайд 4Паскалина (1645)
машина построена!
зубчатые колеса
десятичная система
сложение и вычитание
8-разрядных чисел
’
Слайд 5Первая программа – вычисление
чисел Бернулли («цикл», «рабочая ячейка», условные переходы)
1979
– язык программирования Ада
Машины Бэббиджа
Разностная машина (1822)
Аналитическая машина (1834)
«мельница» (автоматическое
выполнение вычислений)
«склад» (хранение данных)
«контора» (управление)
ввод данных и программы с
перфокарт
ввод программы «на ходу»
Слайд 6I поколение ЭВМ (1945 – 1955)
на электронных лампах
быстродействие 10-20 тыс.
операций в секунду
каждая машина имеет свой язык
нет операционных систем
ввод и
вывод: перфоленты,
перфокарты, магнитные
ленты
Слайд 7ЭНИАК (1944)
Electronic Numerical Integrator And Computer
Дж. Моучли и П.
Эккерт
Первый компьютер общего назначения:
18000 электронных ламп
длина 26 м, вес 35
тонн
5000 сложений и 350 умножений в секунду
десятичная система счисления
10-разрядные числа
Слайд 8II поколение ЭВМ (1955 – 1965)
на полупроводниковых
транзисторах
(1947, Дж.
Бардин, У. Брэттейн
и У. Шокли)
10-200 тыс. операций в секунду
первые
операционные системы
первые языки программирования: Фортран (1957), Алгол (1959)
средства хранения информации:
магнитные барабаны, магнитные диски
Слайд 9I поколение ЭВМ (1945 – 1955)
ЭНИАК (1946)
МЭСМ (Малая электронная
счётная
машина, 1951)
БЭСМ (Большая, или Быстродействующая,
электронная счётная машина, 1952)
Стрела
(1953)
Урал (1954)
М-20 (1959)
Слайд 10II поколение ЭВМ (1955 – 1965)
TX-0 (США, 1955)
Наири (1964 г.)
МИР (Машина инженерных
расчётов, 1965 г.)
Атлас (Великобритания, 1961)
Стретч (США, 1960),
CDC
6600 (США, 1964)
БЭСМ-6 (СССР, 1967)
Слайд 11III поколение ЭВМ (1965 – 1975)
на интегральных микросхемах
(1958, Дж.
Килби)
быстродействие до 1 млн.
операций в секунду
оперативная памяти – сотни
Кбайт
операционные системы – управление памятью, устройствами, временем процессора
языки программирования Бэйсик (1965),
Паскаль (1970, Н. Вирт), Си (1972, Д. Ритчи)
семейства ЭВМ, совместимость программ
Слайд 12III поколение ЭВМ (1965 – 1975)
Мэйнфреймы – большие универсальные компьютеры
1964.
IBM/360 фирмы IBM.
кэш-память
конвейерная обработка
команд
операционная система
OS/360
1 байт = 8
битов
разделение времени
1970. IBM/370
1990. IBM/390
Слайд 13Компьютеры III поколения в СССР
1971. ЕС-1020
20 тыс. оп/c
память 256 Кб
1977.
ЕС-1060
1 млн. оп/c
память 8 Мб
1984. ЕС-1066
5,5 млн. оп/с
память 16
Мб
магнитные ленты
принтер
Слайд 14Мини-ЭВМ
Серия PDP фирмы DEC
меньшая цена
проще программировать
графический экран
СМ ЭВМ – система
малых
машин (СССР)
до 3 млн. оп/c
память до 5 Мб
Слайд 15IV поколение ЭВМ (после 1975)
1971 г., М. Хофф
микропроцессор Intel 4004
компьютеры
на больших и
сверхбольших интегральных схемах
(БИС, СБИС)
суперкомпьютеры
персональные компьютеры
«дружественный»
интерфейс
оперативная памяти – до нескольких гигабайт
многопроцессорные системы
компьютерные сети
мультимедиа (графика, анимация, звук)
Слайд 16Персональные компьютеры
1974 8-битный микропроцессор
Intel 8080 специально для ПК
1975 первый ПК
Altair 8080 (Г.Э. Робертс)
1975 транслятор Altair Basic (Билл Гейтс)
Слайд 17Суперкомпьютеры
1976. Cray-1 (США)
166 млн. оп/c
память 8 Мб
векторные вычисления
2009. «Ломоносов» (Россия)
1700
Тфлопс (2012)
78660 ядер (многоядерные процессоры)
31-е место в рейтинге TOP-500 (2013
г.)
2013. «Tianhe-2» (Китай)
55 Пфлопс
1-е место в рейтинге TOP-500 (2013 г.)
Слайд 18Суперкомпьютеры (применение)
исследование климата
создание математических моделей молекул
синтез новых материалов и
лекарств
расчёт процессов горения и взрыва
моделирование обтекания летательных аппаратов
моделирование ситуаций в
экономике
расчёты процессов нефте- и газодобычи
проектирование новых электронных устройств
Слайд 19Прогресс: типы данных
I поколение: числа
II поколение: + символы
III поколение: +
графические данные
IV поколение: + аудио- и видеоданные
Мультимедиа – одновременное использование
различных форм представления информации (графика, текст, видео, фотографии, анимация, звук и т. д.) и их объединение в одном объекте.
Слайд 20Прогресс: внешние устройства
I поколение:
штекеры и переключатели,
индикаторные лампочки,
устройства
ввода с перфокарт
II поколение:
перфоленты, магнитные ленты,
печатающие устройства
Слайд 21Прогресс: внешние устройства
III поколение:
магнитные диски, текстовые и графические мониторы, графопостроители
IV
поколение:
оптические диски, мышь, джойстик, шлемы виртуальной реальности и др.
Слайд 22Прогресс: программное обеспечение
I поколение:
программы в машинных кодах, стандартного ПО
нет
II поколение:
первые языки программирования: Фортран (1957), Алгол (1960)
III поколение:
операционные системы,
пакеты прикладных программ
IV поколение:
разнообразное ПО, управление с помощью графического интерфейса (меню, кнопок и т.п.)
Слайд 23Проблемы и перспективы
Проблемы:
приближение к физическому пределу быстродействия
сильный нагрев
дальше очень сложно
уменьшать размеры элементов
сложность программного обеспечения приводит к снижению надежности
Перспективы:
квантовые компьютеры
эффекты квантовой механики
параллельность вычислений
2013 – компьютер D-Wave Two,
512 кубит, в 3600 раз быстрее
обычных компьютеров
Слайд 24Проблемы и перспективы
оптические компьютеры
источники света – лазеры, свет проходит
через
линзы
параллельная обработка (все
пиксели изображения одновременно)
военная техника и обработка видео
Enlight256
(2003) – 8 Тфлопс
биокомпьютеры
ячейки памяти – молекулы сложного
строения (например, ДНК)
обработка = химическая реакция с
участием ферментов
330 трлн. операций в секунду
Слайд 25Информатика и общество
§ 36. Информация и управление
Слайд 26Кибернетика
Кибернетика – это наука, изучающая общие закономерности процессов управления и
передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.
Идеи:
управление
в любых системах подчиняется одним и тем же законам
управление связано с обменом информацией
Слайд 27Что такое система?
Система – это группа объектов и связей между
ними, выделенных из среды и рассматриваемых как одно целое.
Примеры:
общество
семья
экологическая система
компьютер
файловая
система
операционная система
среда
Системный эффект: свойства системы нельзя свести к «сумме» свойств ее компонентов.
самолёт летает!
Слайд 28Что такое система?
Свойства системы: компоненты + связи (алмаз, графит)
Подсистема: компонент-система.
Системный анализ: изучение сложных систем на основе теории управления и
теории информации.
подсистема
элемент
Надсистема: система более высокого уровня.
Слайд 29Системы управления
Разомкнутая система – регулятор не получает информации о состоянии
объекта (программное управление).
Примеры:
водитель с завязанными глазами
начальник, не проверяющий рабочих
информационное табло
на вокзале
светофор
простота – не нужно датчиков
нужна точная модель объекта
нельзя учесть влияние среды
Слайд 30Системы с обратной связью
Замкнутая система – регулятор получает информации о
состоянии объекта по каналу обратной связи.
усложнение системы (датчики)
модель объекта может
быть неточной
можно учесть влияние среды
Отрицательная ОС – регулятор уменьшает разницу между целью и состоянием объекта.
Слайд 31Типы систем управления
Автоматические – работают без участия человека.
Автоматизированные – собирают
и обрабатывают информацию, а решения принимает человек.
Адаптивные – «подстраиваются» под
изменение внешних условия или свойств объекта.
Слайд 32Информатика и общество
§ 37. Информационное общество
Слайд 33Что такое информационное общество?
Прогресс в обработке информации:
письменность (около 3000 лет
до н.э., Египет)
книгопечатание (X век – Китай, XV век –
Европа)
средства связи (телеграф, телефон, радио, телевидение; конец XIX – начало XX века);
компьютеры (вторая половина XX века).
Информационное общество – это такая ступень развития цивилизации, на которой главными продуктами производства становятся информация и знания.
Слайд 34Информатизация
Информатизация – переход к информационному обществу:
внедрение информационных технологий во все
сферы жизни
развитие компьютерных сетей, сотовой связи и т.п.
необходимость компьютерной грамотности
для всех
свобода доступа к информации;
доступность образования, в том числе дистанционного (через Интернет)
изменение структуры экономики
изменение уклада жизни людей
Слайд 35Информатизация
Негативные последствия:
усиление влияния СМИ
разрушается частная жизнь людей
сложно выбрать качественные и
достоверные данные
личное общение людей заменяется общением в Интернете
людям старшего поколения
очень сложно приспособиться
Слайд 36Информационные технологии
Технология – это способ сделать «продукт» из исходных материалов
(с гарантированным результатом!).
Новые информационные технологии – это технологии, связанные
с использованием компьютеров для хранения, защиты, обработки и передачи информации.
подготовка документов в электронном виде
поиск информации
телекоммуникации (сети, Интернет, e-mail)
автоматизированные системы управления (АСУ)
системы автоматизированного проектирования (САПР)
геоинформационные системы
обучение (электронные учебники, компьютерные тренажеры, дистанционное обучение).
Слайд 37Автоматизированные системы управления
Ресторан+
Слайд 38Автоматизированные системы управления
… технологическими процессами (АСУ ТП)
рабочее место
оператора
блок сбора
информации
датчики
блок управления
локальная сеть
Слайд 39САПР
САПР – системы автоматизированного проектирования
Слайд 41Дистанционное обучение
видеолекции
самостоятельная работа
письменные задания
работа с тьютором (наставником)
консультации по Интернету
тьютор
Слайд 42Дистанционное обучение
www.intuit.ru
www.edx.org
www.udacity.com
www.coursera.org
Гарвардский университет
Массачусетский технологический институт
Стэнфорский университет
Университет Виргиния
33
университета
www.khanacademy.org
Академия Хана
Слайд 44Информационная культура
Для общества – способность общества
эффективно использовать информационные ресурсы и
средства обмена информацией
применять передовые достижения в области информационных технологий
Для человека
– умение
формулировать потребность в информации
находить нужную информацию
отбирать и анализировать информацию
представлять информацию в разных видах;
обрабатывать информацию
использовать информацию для принятия решений
Слайд 45Конец фильма
ПОЛЯКОВ Константин Юрьевич
д.т.н., учитель информатики
ГБОУ СОШ № 163, г.
Санкт-Петербург
kpolyakov@mail.ru
ЕРЕМИН Евгений Александрович
к.ф.-м.н., доцент кафедры мультимедийной дидактики и ИТО
ПГГПУ, г. Пермь
eremin@pspu.ac.ru
Слайд 46Источники иллюстраций
http://20th.su
http://fi.edu
http://www.clasohlson.com
http://cedmagic.com
http://culturespike.com
http://geekapple.ru
http://oldcomputers.net
http://rulinia.ru
http://computerhistory.org
http://cpu-world.com
http://phys.org
http://dkws.narod.ru
http://en.wikipedia.org
http://ru.wikipedia.org
иллюстрации художников издательства «Бином»
авторские материалы