Слайд 1Информационные ресурсы Интернета и всемирной паутины
Сервисы Интернета
Подключение к Интернету позволяет
пользователю работать с информационными ресурсами разного типа, из которых наиболее
распространенными являются такие виды информационного обмена, которые получили название «интернет-сервисы» (т.е. информационные действия, обеспечиваемые специальными программными средствами, которые наиболее эффективно обслуживают специализированные информационные запросы пользователя).
Слайд 2Информационные ресурсы Интернета и всемирной паутины
В настоящее время в Интернете
доступны следующие сервисы:
информационный поиск, основанный на системе доменных имен (сервис
DNS), который обеспечивает доступность информации;
электронная почта, которая служит для обмена сообщениями между пользователями интернета;
чат (англ. IRC – Internet Relay Chat), предназначенный для поддержки тестового общения в реальном времени;
Слайд 3Информационные ресурсы Интернета и всемирной паутины
телеконференции (англ. BBS - Bulletin
Board System – электронная доска объявлений), видеоконференции, или группы новостей
(англ. newsgroup), вебинары (англ. webinar), обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями в реальном времени или в режиме отсроченного взаимодействия;
обмен файлами (англ. FTP – File Transfer Protocol), предназначенный для взаимодействия с файловыми архивами, в которых осуществляются хранение и пересылка файлов различных типов;
Слайд 4Информационные ресурсы Интернета и всемирной паутины
удаленное управление компьютером (от англ.
Telnet – TErminaL NETwork), предназначенный для связи и управления компьютерами
в Сети в текстовом режиме;
всемирная паутина (англ. WWW, W3 – World Wide Web) – гипертекстовая гипермедийная система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство;
Слайд 5Информационные ресурсы Интернета и всемирной паутины
серисы Веб 2.0 (англ. Web
2.0), обеспечивающие для каждого интернет-пользователя возможность коллективной работы с информационными
ресурсами любой модальности;
потоковое мультимедиа.
Слайд 6Информационные ресурсы Интернета и всемирной паутины
Эти сервисы называются стандартными, так
как обеспечиваются компьютерными программными средствами, основанными на общепризнанных стандартных технологических
решениях.
В Интернете постоянно появляется и предлагается пользователю множество нестандартных программных средств, которые создаются разными коммерческими программистскими компаниями и отдельными некоммерческими объединениями программистов.
Слайд 7Информационные ресурсы Интернета и всемирной паутины
Различные программы мессенджеры (англ. Instant
Messenger);
Системы интернет-, аудио-, видеотелефонии;
Интернет-радио и интернет-телевидение,
Системы электронного дистанционного обучения (англ.
LMS – Learning Management System) (типа Blackboard, WebCT, Moodle и др.)
Слайд 8Информационные ресурсы Интернета и всемирной паутины
Наиболее популярные и востребованные населением
телекоммуникационные услуги:
всемирная паутина (гипертекстовые информационные системы);
веб-форумы;
блоги, Твиттер;
вики-проекты (в частности, сама
энциклопедия);
интернет-магазины;
интернет-аукционы;
социальные сети;
Слайд 9Информационные ресурсы Интернета и всемирной паутины
электронная почта и списки рассылки;
группы
новостей;
файлообменные сети;
электронные платежные системы;
интернет-радио;
интернет-телевидение;
интернет-телефония;
мессенджеры;
FTP-серверы;
Слайд 10Информационные ресурсы Интернета и всемирной паутины
чаты;
поисковые системы;
интернет-реклама;
удаленные терминалы доступа;
удаленное управление
компьютером и (или) каким-либо техническим устройством;
многопользовательские игры;
интернет-трейдинг;
дистанционное обучение в Интернете.
Слайд 11Гипертекстовые технологии Интернета
Всемирная паутина состоит из постоянно увеличивающегося массива
(миллиардов файлов) документов (веб-страниц – англ. web-pages), связанных между собой
благодаря механизму гиперссылок (англ. hyperlink), при этом каждый такой документ может быть проиндексирован (описан) по специальным правилам поисковыми системами (поисковыми серверами, или «поисковиками», англ. Search engine, или Web search engine) с помощью специальных компьютерных программ – поисковых роботов (англ. web-crawler, web-spider), что делает возможным информационный поиск любой сложности по запросу пользователя, нахождение и предъявление соответствующего документа (файла).
Слайд 12Гипертекстовые технологии Интернета
Связанные веб-ссылками документы образуют гипертекстовое пространство, или
гипертекст, откуда и возник сам английский термин web (от англ.
«паутина»).
Формат представления информации, который лежит в основе всех информационных материалов в Интернете и во многом определяет их базовые свойства, является форматом гипертекстовым структур.
Слайд 13Гипертекстовые технологии Интернета
Если обратиться к истории формирования понятия гипертекстовой
формы организации и представления информации как особого информационного, лингвистического и
психологического (в первую очередь когнитивного) явления, то необходимо отметить, что впервые сам этот термин – «гипертекст» - был введен в обращение американским ученым Тедом Нельсоном в 1965 г. для описания документов (например, сохраняемых в компьютере), которые отражают нелинейную структуру идей, в противоположность линейной структуре традиционных книг, фильмов и т.п.
Слайд 14Гипертекстовые технологии Интернета
Развивая идеи Нельсона и других теоретиков гипертекста,
его первый российский исследователь В.Л. Эпштейн так описывает две наиболее
показательных с его точки зрения характеристики гипертекста, которые делают его основой всякой компьютерной коммуникации.
Слайд 15Гипертекстовые технологии Интернета
Гипертекст позволяет связывать текст, аудио, фотографии, чертежи,
карты, движущиеся картинки и другие формы информации в осмысленное целое,
к которому может осуществляться доступ при помощи системы индексации, ориентированной на конкретные идеи, а не на конкретные слова в тексте…
Гипертекст можно определить как нелинейную документацию, документацию, которая ветвится и взаимосвязывается, позволяя читателю исследовать содержащуюся в ней информацию, в последовательности, которую он сам выбирает.
Слайд 16Гипертекстовые технологии Интернета
Хотя термин «гипертекст» появился достаточно недавно, сама
идея нелинейного представления информации и попытки ее реализации на разных
материальных носителях существовали задолго до изобретения компьютера и наступления эпохи Интернета.
Слайд 17Гипертекстовые технологии Интернета
Традиционные письменные словари и энциклопедии представляют собой
очень древний тип гипертекстовых структур, так как тоже могут быть
представлены в виде сети текстовых фрагментов (эквивалентов информационных в современном гипертексте), которые соединены при помощи реферальных ссылок.
Талмуд, Библия с их развитой системой цитирования и комментирования, древнеиндийский эпос «Рамаяна» и «Махабхарата» и пр. литературные произведения, в которых используется повествовательный прием связывания, «нанизывания» друг на друга информационных фрагментов, также могут быть отнесены к древнейшим прототипическим образцам гипертекста.
Слайд 18Гипертекстовые технологии Интернета
Начало широкого распространения средств создания гипертекстовых материалов
принято связывать с созданием компанией Apple специального программного приложения, которое
получило название HyperCard и входило в состав ПО, бесплатно устанавливаемого с 1987 г. на каждом компьютере системы Macintosh.
Основной информационной единицей в HyperCard был компьютерный аналог карточки хранения информации в БД.
Слайд 19Гипертекстовые технологии Интернета
Несколько карточек, объединенных по какому-то принципу, составляют
так называемый информационный стек (от англ. stack – куча, груда,
хранилище).
Множество таких стеков образует компьютерный аналог книгохранилища, или архива.
Сам принцип хранения информации в виде стека требовал, чтобы на каждой карточке присутствовали как минимум две функциональные кнопки-иконки перехода к следующей карточке и возврата назад, к предыдущей карточке.
Слайд 20Гипертекстовые технологии Интернета
Систему HyperCard принято считать первой компьютерной гипертекстовой
системой, в которой была реализована возможность оперативно формировать контекстно зависимые
ссылки, что впоследствии нашло широкое применение в компьютерных справочных и обучающих программах, использующих принцип гипертекста.
Слайд 21Гипертекстовые технологии Интернета
В настоящее время в компьютерной сфере термин
«гипертекст» относят в равной мере к разным объектам:
1) Так называют
особый метод построения информационных систем, обеспечивающих прямой доступ к данным с сохранением естественных )или специальным образом предустановленных) логических связей между ними;
Слайд 22Гипертекстовые технологии Интернета
Гипертекст представляет собой форму организации информации, идентичную
семантическим сетям, объединяющим плохо формализуемые или вообще не формализуемые мультимодальные
– текстовые и мультимедийные – информационные единицы с алгоритмически организованными, жестко определяемыми процессами их структуризации.
Слайд 23Гипертекстовые технологии Интернета
К базовым характеристикам компьютерных гипертекстовых информационных систем,
в том числе представленных в Интернете:
1) наличие пользовательского интерфейса (в
большинстве случаев графичесокго), который через интернет-браузеры или другие специальные программные средства представляет пользователю возможность эффективной навигации в гипертекстовом пространстве (выбор пути просматривания информационных узлов гипертекстового пространства);
Слайд 24Гипертекстовые технологии Интернета
2) Наличие особых программных средств конструирования гипертекстовых
структур (программ – конструкторов гипертекстов), которые позволяют создавать мультимедийные информационные
узлы и управлять их положением в общей структуре гиперпространства через установление гипертекстовых связей между ними;
Слайд 25Гипертекстовые технологии Интернета
3) Наличие специальных механизмов поддержки навигации и
поиска информации в гиперпространстве по разным параметрам (ключевым словам, авторству,
дате создания, типу файла и т.д.). В последнее время активизировались работы по созданию систем структурно организованного поиска наряду с возможностью поиска по содержимому информационного узла, что позволяет находить и вычленять часть гипертекстового пространства в соответствии с характеристиками настраиваемого пользователем поискового фильтра;
Слайд 26Гипертекстовые технологии Интернета
4) наличие специальных программных средств индексирования информационного
содержания гипертекстовых узлов и описания типов связывающих их гиперссылок для
формирования специализированных гипермедийных поисковых интернет-серверов;
5) наличие системы хранения гипертекстовой информации, которая может быть реализована как в виде файловой системы, так и в виде системы управления базой знаний, или реляционной базой данных, либо объектно ориентированной базой данных.
Слайд 27Использование гипертекстовых принципов в современной информатике
Общепризнанно, что гипертекст и
гипермедиа представляют собой новый, более совершенный способ управления сложными составными
информационными объектами, который позволяет повысить эффективность работы с информацией любого рода в самых разных сферах ее функционирования.
Слайд 28Использование гипертекстовых принципов в современной информатике
Энциклопедии, словари, учебные материалы,
справочники и онлайновые руководства.
Исследование эффективности использования гипертекстовых словарей показало, что
они не только позволяют быстро и легко находить искомые толкования слов, но являются средством оптимизации и рационализации общего представления о мире и его объектах, которое входит в структуру «наивного», естественного знания человека.
Слайд 29Использование гипертекстовых принципов в современной информатике
Работа с гипертекстовым толковым
словарем становится составной частью всякой другой деятельности, связанной с переработкой
информации.
Этот эффект тем более выражен, чем эффективнее устроены средства организации интеллектуального информационного поиска и средства обработки сложных информационных запросов, которые способствуют адресному сбору информации.
Слайд 30Использование гипертекстовых принципов в современной информатике
2. Обучающие системы, виртуальный
музей, интерактивные справочные системы.
С появлением гипертекста обучающие системы получили шанс
наконец реализовать идею обучения через самостоятельное или направляемое учителем полноценное исследование изучаемого объекта.
Слайд 31Использование гипертекстовых принципов в современной информатике
3. Гипертекст как модель
мыслительных процессов человека.
Именно гипертекстовая информационная модель, основанная на гипотезе о
том, что переработка и генерация идей человеческим мозгом происходит не только логически, но и не в меньшем объеме ассоциативно, получила фактическое признание в качестве основного и достаточно эффективного способа представления и передачи знаний в Интернете.
Слайд 32Использование гипертекстовых принципов в современной информатике
Всякое компьютерное моделирование когнитивной
деятельности человека сегодня строится с учетом апробированных в Интернете гипертекстовых
принципов.
В частности, считается, что, поскольку гипертекстовая структура представления информации максимально соответствует нелинейному, многомерному формату структурирования знания, которое использует человек в своей информационной практике, именно гипертекстовые принципы должны быть положены в основу компьютерных обучающих программ в системе современного, основанного на высоких технологиях, дистанционного обучения.
Слайд 33Виды информационных ресурсов в Интернете
Как отмечают практически все исследователи Интернета,
работа по построению функционально-семантической типологии сетевых ресурсов далека от завершения.
До
настоящего времени не выработаны общепринятые критерии жанровой классификации интернет-ресурсов, нет согласия относительно ряда ключевых понятий гипертекстовой формы представления информации, кроме того, вся система информационного наполнения Сети находится в стадии становления, постоянно расширяется и трансформируется.
Слайд 34Виды информационных ресурсов в Интернете
Сетевое информационное пространство пополняется новыми видами
и формами информационного обмена, на него активно влияют новые, специфические
типы коммуникативных ситуаций, которые возникли в рамках виртуальной коммуникации.
В современной литературе можно найти достаточно успешные попытки жанровой классификации ресурсов Интернета, в частности, работы, в которых дается стратификация русскоязычных интернет-жанров исходя из современных теоретических посылок.
Слайд 35Виды информационных ресурсов в Интернете
Согласно классификации, данной в статье Иванова
Л.Ю. «Язык Интернета: записки лингвиста», все информационное наполнение Сети можно
разделить на следующие крупные тематические блоки:
общеинформационные жанры или жанры новостей;
научно-образовательные жанры;
художественно-литературные жанры;
Слайд 36Виды информационных ресурсов в Интернете
развлекательные жанры;
жанры, оформляющие неспециальное, непрофессиональное общение;
деловые
и коммерческие жанры.
Слайд 37Основные типы коммуникативного взаимодействия в Интернете
В первые годы после возникновения
Интернета понятие «веб-конференция» (англ. Web conferencing) означало общение на веб-форумах
и в списках рассылки (англ. mailing lists), т.е. обмен информацией в асинхронном (офлайновом) режиме.
Очень скоро были разработаны достаточно эффективные программные средства проведения тестовых синхронных интернет-конференций – обмен сообщениями в режиме онлайн.
Слайд 38Основные типы коммуникативного взаимодействия в Интернете
Первые системы текстового общения в
режиме реального времени, такие как час (англ. IRC – Internet
Relay Chat), появились в самом начале возникновения Интернета, за ними последовали аналогичные программы, обеспечивающие мгновенный обмен сообщениями на веб-сайтах, - веб-чаты.
Первая полноценная (т.е. обеспечивающая не только текстовую, но и аудио- и видеокоммуникацию в синхронном режиме) система конференц-связи в Интернете появилась только в конце 1990-х гг.
Слайд 39Основные типы коммуникативного взаимодействия в Интернете
К настоящему времени оформились основные
функциональные сферы использования разных видов веб-конференций – веб-форумов, видеоконференций, вебинаров.
Слайд 40Основные типы коммуникативного взаимодействия в Интернете
Видеоконференция (англ. video-conference) используется как
средство оперативного принятия решения в той или иной ситуации, при
чрезвычайных ситуациях, для сокращения командировочных расходов в территориально распределенных организациях, а также как один из элементов технологий телемедицины и дистанционного обучения.
Существует два режима работы видеоконференцсвязи, которые позволяют проводить двусторонние связи (режим «точка-точка») и многосторонние (режим «многоточечный») видеоконференции.
Слайд 41Основные типы коммуникативного взаимодействия в Интернете
Вебинары (англ. webinar) – подвид
телеконференций, используемый в тех случаях, когда предполагается преимущественно одностороннее вещание
докладчика и минимальная обратная связь от аудитории (т.е. фактически являются технологически обогащенным аналогом информационного взаимодействия лектора и слушающей его аудитории).
Слайд 42Основные типы коммуникативного взаимодействия в Интернете
Вебинары могут быть совместными –
когда активность проявляют и лектор, и аудитория, и в таких
случаях они включают в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает более полное взаимодействие между аудиторией и ведущим (т.е. проводятся по модели семинарского занятия).
В вебинарах может быть встроена функция чата – мгновенного обмена сообщениями между авторизованными участниками вебинара, которая позволяет оперативно задавать вопросы и получать ответы на них.
Слайд 43Основные типы коммуникативного взаимодействия в Интернете
Вебинары могут обладать функцией анонимности,
или невидимости пользователей, благодаря чему участники одной и той же
конференции могут не знать о присутствии друг друга.
Проводимые на базе специального программного обеспечения онлайновые веб-конференции, вебинары, предоставляют их участникам следующие возможности информационного взаимодействия:
Слайд 44Основные типы коммуникативного взаимодействия в Интернете
Демонстрацию слайдовых презентаций;
Голосовой комментарий к
слайдовой презентации;
Текстовый чат;
Совместный доступ к экрану компьютера или отдельным программным
приложениям (англ. Screen sharing)
Совместный доступ к интерактивной доске (англ. whiteboard), на которой ведущий и слушатели могут оставлять пометки или комментировать пункты слайдовой презентации;
Слайд 45Основные типы коммуникативного взаимодействия в Интернете
Видеосвязь в режиме реального времени;
Аудиосвязь
через компьютер в режиме реального времени с использованием наушников или
колонок;
Синхронный просмотр веб-страниц (англ. co-browsing);
Мониторинг присутствия участников;
Слайд 46Основные типы коммуникативного взаимодействия в Интернете
Определенные виды обратной связи (например,
опросы или оценки участников вебинара);
Запись (сохранение в файл) хода веб-конференции
и размещение этого материала по уникальному веб-адресу для последующего просмотра и прослушивания любым пользователем.
Слайд 47Виртуальные миры или многопользовательские виртуальные среды
Виртуальный мир (англ. Virtual World)
– вид онлайновой сетевой коммуникации в условиях коллективно конструируемой с
помощью специализированных компьютерных программ виртуальной среды (англ. Virtual Environment), в которой ее участники могут общаться (чаще всего в режиме чата), а также взаимодействовать друг с другом через свои аватары (англ. avatar), используя для своих действий заранее созданные компьютерные объекты или же самостоятельно создавать такие объекты.
Слайд 48Блоги, твиты, подкасты
Блог (англ. blog, от web log – сетевой
журнал, или интернет-дневник, онлайн-дневник событий) – это персональный веб-сайт, основное
содержимое которого составляют регулярно добавляемые автором сайта записи, изображения или мультимедиа.
С появлением технологий блоггинга связывают само возникновение феномена Веб 2.0.
Считается, что блоги имеют достаточно высокий инновационный потенциал, особенно в образовательной деятельности, а также в области маркетинга и во всякого рода рекламной деятельности.
Слайд 49Блоги, твиты, подкасты
Основными свойствами блога как одного из самых распространенных
компьютерных сетевых информационных жанров признаны:
а) публичность – в блог
помещается информация, которую автор хочет опубликовать, т.е. привлечь к ней внимание публики;
б) интерактивность и открытость для комментирования любым читателем данного блога, возможность получать обратную связь от комментаторов и читателей;
Слайд 50Блоги, твиты, подкасты
в) фиксированное авторство –возможность целенаправленно формировать свой образ
автора или создавать свой бренд специалиста в какой-либо сфере;
г) информационная
полифония – возможность объединять содержание нескольких авторских блогов на одной странице, сравнивать разные авторские позиции и разные взгляды по обсуждаемым в блоге вопросам.
Слайд 51Блоги, твиты, подкасты
Одной из самых известных в мире платформ для
ведения блогов является платформа LiveJournal.
Крупнейшим мировым веб-порталом, специализирующимся на
предоставлении бесплатного хостинга для ведения образовательных блогов, является платформа Edublogs.
Одна из наиболее популярных платформ для бесплатного хостинга блогов предоставляется также Google-сервисом Blogger (www.blogger.com)
Слайд 52Блоги, твиты, подкасты
Твит является одним из подвидов блоггинга, в котором
изначально ограничена длина публикуемых сообщений – не более 140 символов.
Подкастинг
(англ. Podcasting, от iPod и broadcasting – повсеместное вещание, широковещание) – процесс создания и распространения звуковых или видеофайлов (подкастов) в стиле радио- и телепередач в Интернете (вещание в Интернете).
Слайд 53Блоги, твиты, подкасты
Подкастом называется либо отдельный аудиофайл, либо регулярно обновляемая
серия таких файлов, публикуемых на одном ресурсе Интернета, с возможностью
подписки и комментирования опубликованной информации.
Процесс создания и публикации в Интернете подкастов часто рассматривается как один из подвидов аудиоблоггинга.
Наряду с аудиоподкастами, в последнее время становятся все более популярными некоторые виды видеоподкастов (например, интернет-сервис VoiceThread – общение в облаке).
Слайд 54Вики-технологии
Вики-технологии – это процесс формирования системы связанных друг с другом
информационных материалов в Интернете, в котором может принять участие любой
пользователь Сети.
Эти технологии позволяют коллективно разрабатывать, редактировать, хранить, структурировать и реструктурировать тексты, гипертексты, мультимедиафайлы и т.д. без знания основ программирования или каких-то специальных приемов гипертекстовой разметки.
Слайд 55Вики-технологии
Основными свойствами вики-технологий, которые обеспечили широкое распространение этих технологий и
способствовали быстрому росту их популярности, являются:
возможность формировать сообщества пользователей (авторов
и редакторов информационных материалов) и регулировать их совместную работу;
возможность редактировать информацию непосредственно в программе-браузере;
Слайд 56Вики-технологии
способность сохранять все версии редактируемых информационных материалов, начиная с момента
их создания;
возможность оперативно устанавливать смысловые связи между редактируемыми файлами с
помощью гиперссылок и сохранять целостность гиперссылок при реструктуризации информационного пространства;
простота и удобство программных средств вики-разметки.
Слайд 57Социальные сети
Социальная сеть (от англ. Social networks) – это специализированный
интернет-сайт, на котором пользователю предоставляется возможность зарегистрироваться и размещать на
своей интернет-странице любую информацию о себе, своих интересах, каких-то событиях личной т общественной жизни (например, обсуждать с другими пользователями сети прочитанные книги, просмотренные фильмы и т.д.)
Слайд 58Социальные сети
Социальные сети появились в США и были изначально замкнуты
на разного рода корпоративные сообщества (например, первая версия сети Facebook
была предназначена только для студентов и выпускников Гарвардского университета), однако постепенно, по мере того как компьютерные технологии создания социальной сети и соответствующие программные платформы осваивались компьютерными сообществами разных стран, число разных социальных сетей стало стремительно увеличиваться и большинство их сделалось общедоступными.
Слайд 59Основы безопасной работы в Сети
Основные правила и рекомендации:
Перед подключением к
Интернету необходимо проверить, включена ли антивирусная защита на компьютере пользователя,
и обновить (если необходимо) версию защитного программного обеспечения;
Не рекомендуется активизировать гиперссылки, которые могут привести к загрузке на компьютер пользователя каких-либо файлов;
Не рекомендуется устанавливать на компьютер пользователя ПО с неизвестных веб-сайтов;
Слайд 60Основы безопасной работы в Сети
4) Не рекомендуется активизировать баннеры (рекламного
или развлекательного характера), которые размещены на незнакомых пользователю веб-сайтах;
5) Запрещается
открывать файлы, приложенные к электронным почтовым отправлениям, адресант которых пользователю неизвестен;
6) Не рекомендуется помещать в Интернет какую-либо личную информацию;
7) Запрещается проводить какие-либо финансовые операции через непроверенные веб-сайты (веб-сайты, которые не могут предъявить сертификатов установленного образца, обеспечивающих безопасность транзакций).
Слайд 61Выводы
Понятие гипертекста и гипертекстовых технологий выдвинулось в последнее время в
информатике на первый план, так как формат представления информации, который
лежит в основе всех информационных материалов в Интернете и во многом определяет их базовые свойства, является форматом гипертекстовых структур.
Слайд 62Выводы
Развитие и совершенствование сервисов Интернета (электронной почты, гипертекстовых систем, средств
онлайновой коммуникации – чата, аудио- и видеоконференций, а также новейших
интерактивных сервисов (социальных сетей, блогосферы и т.д.)) стало основой для беспрецедентного роста числа пользователей Сети и многократно увеличивало объемы аккумулируемой в ней информации.
Слайд 63Выводы
Широкое и бесконтрольное распространение интернет-технологий привело к необходимости изучения возможных
негативных последствий воздействия этих форм телекоммуникационного взаимодействия на всю среду
существования человека и на его физическое и психическое здоровье.