Слайд 1Информационные системы и технологии на водном транспорте
Тема 3.
СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
1. Информационное обеспечение
2. Техническое
3. Программное
4. Математическое
5. Организационное
6. Правовое
7. ИС
и структуризация задач
Слайд 2Типы обеспечивающих подсистем
Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей,
называемых подсистемами.
Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.
Слайд 3Информационное
обеспечение
Информационное обеспечение – это совокупность единой системы классификации и
кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в
организации, а также методология построения баз данных.
Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.
Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:
чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;
одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;
работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;
имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.
Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.
Слайд 4Схемы информационных потоков
Отражают маршруты движения информации, а также ее объемы,
места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет
анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.
В качестве примера простейшей схемы потоков данных можно привести схему, где отражены все этапы прохождения служебной записки или записи в базе данных о приеме на работу сотрудника — от момента ее создания до выхода приказа о его зачислении на работу.
Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:
- исключение дублирующей и неиспользуемой информации;
- классификацию и рациональное представление информации.
При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по 3-ем уровням управления.
Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.
Слайд 5Построение баз данных
1-й этап — обследование всех функциональных подразделений фирмы
с целью:
- понять специфику и структуру ее деятельности;
- построить схему
информационных потоков;
- проанализировать существующую систему документооборота;
- определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.
2-й этап — построение концептуальной информационно-логической модели данных
Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.
Для создания информационного обеспечения необходимо:
- ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;
- выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования в виде схем информационных потоков;
- совершенствование системы документооборота;
- наличие и использование системы классификации и кодирования;
- создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.
Слайд 6Техническое обеспечение
Это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы
-
компьютеры любых моделей;
- устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода
информации;
- устройства передачи данных и линий связи;
- оргтехника и устройства автоматического съема информации;
- эксплуатационные материалы и др.
К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.
Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.
Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.
Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децентрализованный подход — организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.
Слайд 7Математическое и программное обеспечение
Это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов
и программ для реализации целей и задач информационной системы, а
также нормального функционирования комплекса технических средств.
К средствам математического обеспечения относятся:
- средства моделирования процессов управления;
- типовые задачи управления;
- методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.
К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.
Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.
Слайд 8Организационное обеспечение
Организационное обеспечение — совокупность методов и средств, регламентирующих
взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе
разработки и эксплуатации информационной системы.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
- анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
- подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
- разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на 1-м этапе построения баз данных.
Слайд 9Правовое обеспечение
Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический
статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и
использования информации.
Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.
В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.
В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.
Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает:
- статус информационной системы;
- права, обязанности и ответственность персонала;
- правовые положения отдельных видов процесса управления;
- порядок создания и использования информации и др.
Слайд 10КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ПО ПРИЗНАКУ СТРУКТУРИРОВАННОСТИ ЗАДАЧ
Чем точнее математическое описание
задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше
степень участия человека в процессе ее решения.
Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.
Структурированная (формализуемая) задача — задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.
Неструктурированная (неформализуемая) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.
Слайд 11Примеры Стр. и НеСтр. задач
В структурированной задаче удается выразить ее
содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения
Расчет
заработной платы –это структурированная задача, где полностью известен алгоритм решения. Задача носит рутинный характер, расчеты всех начислений и отчислений весьма просты. объем их очень велик, они должны многократно повторяться ежемесячно для всех работающих.
Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и информации, предоставляемой ИС.
Попробуйте формализовать взаимоотношения в вашей студенческой группе.
Слайд 12Частичная структуризация задач
Заметим, что в практике работы любой организации существует
сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач.
О большинстве
задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними.
Такие задачи называются частично структурированными.
В этих условиях можно создать информационную систему. Получаемая в ней информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль.
Такие информационные системы являются автоматизированными, так как в их функционировании принимает участие человек.
Слайд 14Описание ИС для Ч.Стр. задач
Информационные системы, используемые для решения частично
структурированных задач, подразделяются на два вида
- создающие управленческие отчеты
и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий разрабатывает и принимает решение;
- разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
- автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.
Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.
Слайд 15Модельные информационные системы
Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые
и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив
решения.
Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.
Основными функциями модельной информационной системы являются:
- возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа "как сделать, чтобы?", "что будет, если?", анализ чувствительности и др.;
- достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;
- оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели;
- возможность графического отображения динамики модели;
- возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели.
Слайд 16Экспертные информационные системы
Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных
альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой
знаний. Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.
Работа первого уровня экспертной поддержки исходит из концепции "типовых управленческих решений", в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив.
Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.
Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений.
Этот уровень генерирует новые альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.
Слайд 17Информационные системы и технологии на водном транспорте
Спасибо за внимание.
Прошу задавать вопросы.
Тема 3.
СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Информационное обеспечение
Техническое
Программное
Математическое
Организационное
Правовое
ИС и
структуризация задач