Слайд 1
Инклюзия Детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в среду
сверстников в условиях кратковременного пребывания на территории детского лагеря
Довбенко
Е.М., учитель-дефектолог МАДОУ №3
Птицына О.С., воспитатель МАДОУ №3
Первоуральск, 2017 г.
Слайд 2Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексное нарушение развития, включающее
проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных,
когнитивных, двигательных и сенсорных способностей.
Слайд 3Причины:
Генетическая предрасположенность;
Повреждения ЦНС
Вирусные инфекции
Структурные и/ или функциональные нарушения мозга;
Дисфункциональная
иммунная система
Нарушение обмена веществ;
Слайд 4Основные симптомы:
грубое нарушение вербальных и невербальных навыков общения;
навязчивые
движения типа раскачивания, двигательная расторможенность, трясение головой, перебирание пальцев;
боязнь
любых изменений окружения и среды;
избегание контакта глаз;
необычная (нетрадиционная) манера обращения с объектами и игрушками, недостаточное развитие игрового воображения;
грубое нарушение социального развития;
ограниченность интеллектуальных возможностей.
Слайд 5Классификация РАС
Детский аутизм (F84.0),
Атипичный аутизм (F84.1),
Синдром Ретта
(F84.2),
Другое дезинтегративное расстройство детского возраста (F84.3),
Гиперактивное расстройство, сочетающееся с
умственной отсталостью и стереотипными движениями (F84.4),
Синдром Аспергера (F84.5) [2].
Слайд 6Направления психолого-педагогического сопровождения аутичного ребенка в ОУ:
диагностическое направление;
коррекционно-развивающее направление;
лечебно-профилактическое
направление;
физкультурно-оздоровительное направление;
психо-коррекционное направление;
Слайд 7Инклюзивный проект в ФОК «Гагаринский»
Цель: Создать оптимальные условия для формирования
самостоятельности в поведении и самообслуживании у детей с РАС в
среде сверстников. Воспитание толерантности и понимания «других» детей у нормотипичных школьников
Слайд 8Задачи
в процессе взаимодействия с детьми и педагогами сформировать социально приемлемое
поведение;
активно включать обоих воспитанников во все массовые мероприятия, адаптируя задания
с учетом особенностей детей;
обобщить (перенести на новых людей и ситуацию) ранее полученные навыки самообслуживания и коммуникации в условиях детского лагеря.
Слайд 9Основные этапы проекта
перед началом смены воспитатели проинструктированы по особенностям поведения
детей и общения с ними;
общий заезд: дети и родители на
организованном выезде в ФОК познакомились с воспитателями;
ежедневное 4-х часовое нахождение в отряде, участие в мероприятиях и кружках.
Слайд 11Полчаса спустя
Поговорили о бассейне. Алёша собирается и очень доволен
Слайд 12«Делай, как я!»
Очень активное включение
в процесс знакомства
Слайд 13Общение с соседями, угощение, одевание
на полдник и в бассейн
Слайд 16Когда ребенок с аутизмом
не выделяется среди
Остальных детей.
Бассейн объединяет.
Слайд 17Проблемы, возникшие в ходе проекта
один из мальчиков не проявлял заинтересованности
в общении со сверстниками, имел ряд нежелательных поведений, которые другой
ребенок имитировал;
мы не были поставлены в известность о неконтролируемом страхе перед лошадьми и собаками у одного из детей, в результате чего было проявлено нежелательное поведение, потребовавшее дальнейшей отработки этих моментов; в этот же момент другой ребенок в данной ситуации проявил абсолютно противоположное поведение, желая пойти на контакт с животными. Потребовалась помощь воспитателя отряда с целью обеспечения нахождения ребенка в эмоционально комфортной для него среде вместе с отрядом на время отсутствия сопровождающего с другим ребенком;
отсутствие достаточного опыта и методической базы педагогов для самостоятельного взаимодействовать с данными детьми (нахождение в отряде, следование распорядку дня и т.д);
потребность в дополнительном сопровождающем с учетом разных потребностей обоих детей.
Слайд 18Решение проблем
Данные вопросы возможно разрешить увеличением количества сопровождающих (один сопровождающий
на одного ребенка), если дети имеют разные потребности и владеют
навыками на разных уровнях. Обучение педагогического состава перед началом инклюзивной смены также сделает пребывание детей с РАС наиболее комфортным для всех сторон проекта. Анкетирование (беседа) родителей по поводу «слабых мест» их детей (неконтролируемые страхи, проблемы с туалетом, аутостимуляции и т.д). Тесное взаимодействие с основным специалистом, работающим с ребенком (АВА-терапист, учитель-дефектолог, сенсорный терапевт и др.).
Слайд 19Итоги работы
После окончания смены стало возможным отметить некоторые положительные изменения
в поведение детей: умение действовать по подражанию было обобщено и
перенесено (дети подражали не только действиям взрослого, но и сверстников, что дает им больше самостоятельности); Максим и Алеша начали слышать общие инструкции (а не индивидуальные, как обычно это происходит в детском саду) и выполнять их; начали формироваться предпосылки к пониманию своих потребностей и умению сформулировать конкретную просьбу адекватно в доступной форме. Расширился активный словарь. Стоит отметить и общий положительный эмоциональный фон обоих ребят на протяжении всего времени нахождения в лагере.
Слайд 20Задачи на следующие инклюзивные смены
перед началом заезда обязательная лекция-семинар для
педагогического состава по вопросам аутизма, инклюзии и особенностей конкретных детей,
которые ожидаются на смене;
максимально полный сбор информации от родителей и основных специалистов, работающих с детьми по вопросам их поведенческих особенностей;
составление подробного плана работы по созданию наиболее комфортных условий для пребывания детей с РАС на территории ФОК «Гагаринский»;
создание специализированной сенсорной среды в лагере, дополнительное оборудование физкультурного зала.