Слайд 1Инновации и организационные структуры инновационного менеджмента.
Предмет и содержание дисциплины инновационного
менеджмента.
Теории инновационного развития.
Понятие инновации.
Классификация инноваций.
Организация инновационной деятельности.
Государственная инновационная стратегия.
Слайд 21. Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент».
Цель: обучение методам и технологиям управления организацией
для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке, путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики.
Предметом изучения является процесс создания и использования инноваций.
Слайд 3Задачи:
Определение тенденций развития НТП в конкретных секторах экономики.
Организация развития управления.
Определение
перспективных направлений инновационной деятельности.
Оценка эффективности инновационных процессов.
Разработка и внедрение проектов
нововведений.
Создание системы управления инновациями.
Принятие решений, направленных на стимулирование инновационной активности организации.
Обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска…
Слайд 4Взаимосвязь с другими дисциплинами:
макроэкономика;
основы менеджмента;
маркетинг;
финансы и кредит;
управление персоналом;
стратегический менеджмент;
теория организации.
Слайд 5Основные понятия:
Новация (новшество) – разработка на
базе новой идеи.
Инновация (нововведение) – результат творческой
деятельности, направленный на совершенствование существующей системы и реализованный на практике.
Инновационный процесс – совокупность работ от зарождения инновационного замысла до его практического воплощения и коммерческого использования новшеств.
Инновационный менеджмент – управленческая деятельность, направленная на осуществление развития организации с помощью инновационных преобразований.
НТП – процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствование предметов труда, форм и методов организации производства и труда.
Слайд 6 Инноватика – экономическая наука, изучающая закономерности инновационных
изменений в макро- и микроэкономических системах.
Инновационный менеджмент
– одно из направлений стратегического управления.
Инновационный менеджмент – особая организационно – управленческая деятельность, направленная на получение высоких экономических, социальных, экологических результатов, путем использования инноваций в производственно – коммерческой деятельности.
Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, организационными структурами и их персоналом.
Слайд 7Основные функции инновационного менеджмента:
организация;
планирование;
мотивация;
контроль.
Конкретное содержание этих
функций различается в зависимости от уровня менеджмента:
государство;
регион;
конкретная организация;
Для инновационного менеджмента характерно:
Постановка цели и выбор стратегии.
4 стадии цикла:
- планирование;
- организация;
- исполнение;
- руководство.
Слайд 8Осуществление инновационного менеджмента предполагает:
1. Разработка планов и программ инновационной деятельности.
2.
Наблюдение за разработкой продукции и технологий внедрения.
3. Проведение единой инновационной
политики.
4. Обеспечение квалифицированными кадрами.
5. Создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем от идей до серийного производства продукции
Слайд 92. Теории инновационного развития.
В основе инноватики лежит
волновая теория русского экономиста Н. Д. Кондратьева. Он выявил наличие
длинных конъюнктурных волн в экономическом развитии общества и тем самым определил развитие экономики как процесс неравномерный и цикличный. Длинные промышленные циклы характеризуются сменой пассивной части капитала (здания, коммуникации…). Их продолжительность 40-60 лет. Средние характеризуются сменой активной части капитала (оборудование…). Их продолжительность составляет 7-10 лет. Короткие характеризуются изменением по отношению к определенным видам продукции. их продолжительность 3-3,5 года.
Слайд 10 Понятие инновации в экономическую науку ввел Й. Шумпетер,
который рассматривал инновацию как средство преодоления экономических кризисов. Под нововведением
он понимал новые комбинации изменения и развития. «Теория экономического развития» 1912 г. Он выделил 5 случаев нововведений. Термин инновация ученый стал использовать в 1930г. Он ввел понятие кластера инновации – совокупности (пакета) базисных инноваций, реализуемый в единичный момент времени.
Слайд 113. Понятие инновации.
Б. Твист определял инновацию как
процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание.
Ф. Никсон определял инновацию как совокупность технических, производственны и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынках новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.
В широком понимании под инновацией понимают осуществление изменений, путем внедрения чего-либо нового.
В узком смысле инновация это новое техническое решение, осуществленное на практике
Слайд 12 Официальные российские документы трактуют инновацию, как конечный результат
инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного технологического процесса,
используемого в процессе деятельности.
В соответствии с Международными организациями, инновацией является конечны результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, либо в виде технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Слайд 13Главная особенность инновации:
практическое использование и получение коммерческой выгоды.
В условиях рынка признаком инновации считается ее потребительская
новизна.
Причины возникновения инновации:
постоянная потребность человека усовершенствовать что-либо;
конкуренция на рынке.
Слайд 14Взаимосвязь инновации с рынком.
Таким образом, инновация – продукт НТП.
Специфическое содержание – изменение.
Следовательно главной функцией
инновационной деятельности является функция изменения.
новая рыночная
потребность
разработка
новшества
внедрение
инновации
изменение
пропорций
между спросом и
предложением
Слайд 15Инновационный процесс.
Подразделяется на:
Простой
Расширенный.
Распространение инновации – информационный процесс, форма и скорость которого
зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими объектами, их способности к практическому использованию информации.
Диффузия инновации – процесс, по средствам которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени.
Свойства инновации:
Научно-техническая новизна.
Производственная применимость.
Коммерческая реализуемость.
В реальных инновационных процессах скорость диффузии нововведений зависит от различных факторов:
- форма принятия решения;
- способы передачи информации;
- свойство социальной системы…
Слайд 16Факторы, влияющие на эффективность инновационного процесса:
Эффективность инновационного процесса
Инновационный
потенциал
организации:
- материально
–
техническая база
материальные
ресурсы
творческий
потенциал
организационно –
управленческие
ресурсы
Объем
осуществления
инновационного
процесса:
-величина
инновационного
лага
-одновременное
осуществление
разных стадий
-скорость перехода
от одного этапа
к другому
Маркетинговая
стратегия:
-выявление
неудовлетворенной
потребности на
начальном этапе
-конъюктурное
использование на
протяжении
разработки
-определение
ценовой с бытовой
политики перед
коммерциализации
новшества
Направление
инновационной
деятельности:
-экономическая
эффективность
-уровень риска
-возможность
предприятия
-рыночная
конъютура
Слайд 17Субъекты инновационного процесса:
- новаторы;
- ранние реципиенты;
- раннее большинство;
- отстающие.
Инновационный процесс
имеет циклический характер. В общем виде его можно записать:
1. Фундаментальные
исследования.
2. Прикладные исследования.
3. Разработка.
4. Проектирование.
5. Строительство.
6. Освоение.
7. Промышленное производство.
8. Маркетинг.
9. Сбыт.
Слайд 184.Классификация видов инноваций по важнейшим признакам
Слайд 20Пригожин выделил следующие признаки:
1.По распространенности:
-единичные
-диффузные
2.По месту в производственном цикле:
-сырьевые
-обеспечивающие
-продуктовые
3.По преемственности:
-замещающие
-отменяющие
-возвратные
-открывающие
-ретроведение
4.По
охвату ожидаемой доли рынка:
-локальные
-системные
-стратегические
5.По инновационному потенциалу и степени новизны:
-радикальные
-комбинаторные
-совершенствующие
Слайд 215.Организация инновационной деятельности
Организационные структуры инновационного менеджмента- это организации занимающиеся инновационной
деятельностью, научными исследованиями и разработками.
Научная организация- это структура, для которой
научные исследования и разработки составляют основной вид деятельности.
Слайд 22В России действует следующая классификация научных организаций
Слайд 23 Американская практика организаций поисковых исследований породила
своеобразную форму предпринимательства – венчурный ( рисковый) бизнес.
Он представлен самостоятельными небольшими фирмами специализирующимися на исследовании, разработках, производстве новой продукции.
Виды венчурного бизнеса:
-собственно рисковый бизнес
-внутренние рисковые проекты крупных корпораций
Слайд 24Создание венчурных фирм предполагает наименование следующих компонентов:
идеи инновации
общественная потребность и
предприниматель готовый на основе инновационных идей организовать новую фирму
рисковый капитал
финансирования
Формы венчурного финансирования:
1. Путем приобретения акций новых фирм
2. Путем предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции
Слайд 25Венчурный капитал- включение средств крупных компаний, банков государства, страховых и
других фондов в сферы с повышенной степенью риска в новый
расширяющийся или притерпивающий резкие изменения в бизнесе
Специфические черты:
-долевое участие инвесторов в капитале компании
-предоставление средств на длительный срок
-активная роль инвестора в управлении финансируемой фирмы
Слайд 266.Государственная инновационная стратегия России.
Научная деятельность-это сфера
активной государственной политики.
Государство берет на себя
функцию обеспечения бизнеса научными знаниями и идеями. Государство призвано формировать собственные приоритеты в этой области.
Цели этого:
-увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны
-обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства
-повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке
-укрепление безопасности и обороноспособности страны
-улучшение экологической обстановки
-сохранение и развитие научных школ
Слайд 27Принципы государственной политики:
Свобода научного и научно-технического творчества
Правовая охрана интеллектуальной собственности
Интеграция
научной, научно-технической деятельности и образования
Поддержка конкуренции в сфере науки и
техники
Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития
Стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности
Развитие международного научного сотрудничества
Слайд 28Формы государственной поддержки научной деятельности:
Прямое бюджетное финансирование
Льготное налогообложение и от
реализации научных разработок
Освобождение от уплаты налога на собственность и землю
относящиеся и научным организациям
Освобождение от импортных таможенных тарифов на вводимые имущества научных организаций, необходимые, для проведения научных разработок
Слайд 29Формы государственной поддержки инновационной деятельности:
Прямое финансирование
Предоставление индивидуальным изобретателям и малым
внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд
Создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными
налоговыми льготами
Снижение государственных патентных пошлин для инновационных изобретений
Отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям
Право на ускоренную амортизацию оборудования
Создания сети технопарков и технополисов
Слайд 30Правовая база инновационной деятельности в РФ:
Закон РФ «О науке и
государственной научно-технической политики» от 23.08.96г. №127 ФЗ: определены основные функции
государственных структур управления в научно-технической сфере
ФЗ РФ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политики» от 23.12.99г. №535 ФЗ: определяет формы государственной поддержки инновационной деятельности, включая стимулирование субъектов инновационной деятельности путем предоставления льгот и т.д.
Указы президента РФ
Постановление Правительства РФ