Слайд 1
| Преподаватели ОАО «РЖД» Коркина И.В. | 2018
Предмет: «Электрические
машины»
Тема: «Устройство и принцип действия асинхронного двигателя. АЭ-92»
Профессия: «Машинист электровоза»
Ярославское подразделение Северного УЦПК
Слайд 2 Цель
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Изучить назначение,
устройство, принцип действия и технические характеристики асинхронных двигателей компрессоров и
вентиляторов.
Слайд 3 План занятия
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Устройство асинхронного
двигателя.
Вращающееся магнитное поле статора.
Назначение и устройство АЭ-92.
Принцип действия асинхронного двигателя.
Скольжение
асинхронного двигателя.
Слайд 4Устройство асинхронного двигателя
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Асинхронный двигатель
состоит из статора и ротора.
Статор включает в себя корпус,
подшипниковые щиты, сердечник и обмотку.
Ротор включает в себя вал, сердечник и обмотку.
Сердечники и статора и ротора выполняются из листов электротехнической стали. В зависимости от типа обмотки ротор может быть фазным и короткозамкнутым.
Слайд 5Устройство асинхронного двигателя
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Обмотка статора
состоит из отдельных катушек, объединенных в группы по числу фаз.
В каждой фазе катушки электрически соединены.
Начала и концы фаз выводятся к шести зажимам для того, чтобы можно было подключать обмотку статора по схеме «звезда» или «треугольник». При последовательном согласном соединении каждые три катушки дают пару полюсов.
Слайд 6Устройство асинхронного двигателя
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Слайд 7Устройство асинхронного двигателя
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Слайд 8Устройство асинхронного двигателя
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Обмотка короткозамкнутого
ротора имеет вид беличьей клетки. Она выполнена из медных или
алюминиевых стержней, замкнутых накоротко с торцов двумя кольцами. Стержни обмотки вставляют в пазы сердечника ротора без изоляции, т.к. напряжение в короткозамкнутой обмотке ротора равно нулю.
Достоинствами двигателей с короткозамкнутым ротором являются простота конструкции и надежность в эксплуатации. Недостатки – большой пусковой ток и сравнительно малый пусковой момент.
Слайд 9Устройство асинхронного двигателя
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
а —
беличья клетка, б — ротор с беличьей клеткой из стержней,
в — ротор с литой беличьей клеткой, 1 — короткозамыкающие кольца, 2 — стержни, 3 — вал, 4 — сердечник ротора, 5 — вентиляционные лопасти, 6 — стержни литой клетки
Слайд 10Устройство асинхронного двигателя
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Асинхронный двигатель
с короткозамкнутым ротором:
1 – вал ротора;
2 – крышка подшипника;
3 – подшипник;
4 – подшипниковый щит;
5 – корпус;
6 – обмотка статора;
7 – сердечник статора;
8 – короткозамкнутый ротор;
9 – вентилятор;
10 – кожух; 11 – коробка выводов;
12 – выводы обмотки статора;
13 – обмотка ротора.
Слайд 11Устройство асинхронного двигателя
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Обмотка фазного
ротора состоит из трех, шести, девяти т.д. катушек (в зависимости
от числа полюсов машины), сдвинутых одна относительно другой на 120º (в двухполюсной машине), 60º (в четырехполюсной) и т.д.
С одной стороны контакты проводников фазного ротора соединяются вместе в общую точку («звезда»), а противоположные концы выводятся на контактные кольца, к которым посредством щеток подключают трехфазный реостат.
Достоинством двигателей с фазным ротором является большой пусковой момент. Недостаток – сложность конструкции
Слайд 12Устройство асинхронного двигателя
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Подключение внешнего
сопротивления в обмотку ротора используется для облегчения пуска двигателя и
для контроля скорости двигателя. По мере пуска добавочное сопротивление в обмотке ротора уменьшают. Это происходит или плавно, или ступенчато, в зависимости от используемой пусковой аппаратуры.
Слайд 13Устройство асинхронного двигателя
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Асинхронный двигатель
с фазным ротором:
1, 7 – подшипники; 2, 6 – подшипниковые
щиты; 3 – корпус; 4сердечник статора с обмоткой; 5 – ротор; 8 – вал; 9 – коробка выводов; 10 – лапы; 11 – контактные кольца.
Слайд 14Устройство асинхронного двигателя
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Слайд 15Вращающееся магнитное поле
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Электрические машины
переменного тока подразделяются на два основных вида: асинхронные и синхронные.
Принцип действия этих машин основан на использовании вращающегося магнитного поля.
В двухполюсной машине переменного тока вращающееся поле создается при питании трехфазным током трех катушек (фаз) оси которых, сдвинуты одна относительно другой в пространстве на 120°.
Слайд 16Вращающееся магнитное поле
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Слайд 17Вращающееся магнитное поле
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Продолжая рассматривать
процесс прохождения токов, по катушкам обмотки статора, можно легко доказать,
что в течение одного периода изменения тока магнитный поток машины, а следовательно, и находящийся в ее поле магнит повернутся на один оборот.
Т.о., при питании трехфазным током трех катушек, сдвинутых одна относительно другой на угол 120°, возникает магнитное поле, вращающееся в пространстве с постоянной частотой вращения.
Слайд 18Назначение и устройство АЭ-92
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Асинхронный
двигатель АЭ92-4/02.
А – асинхронный;
Э – электровозный;
9 – диаметр сердечника статора
900 мм;
2 – длина сердечника статора 200 мм;
4 – число полюсов рабочих обмоток.
Асинхронный трёхфазный электродвигатель с короткозамкнутым ротором служит приводом главных компрессоров и центробежных вентиляторов электровозов переменного тока.
Слайд 19Назначение и устройство АЭ-92
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Техническая
характеристика:
Слайд 20Назначение и устройство АЭ-92
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Состоит
из стальной сварной станины образованной из двух торцовых колец приваренных
к продольным рёбрам и обшивки. В станине закреплён сердечник статора состоящий из шихтованных листов электротехнической стали, в пазах которой уложена обмотка.
Обмотка статора состоит из жёстких пропитанных катушек (медь прямоугольного сечения) которая в пазах статора закреплены клиньями. Изоляция обмотки применена класса Н, 6 выводов обмотки статора начало и конец закреплены в коробке выводов, расположенной на станине ( две пары полюсов). Вывода соединены по схеме звезда.
Слайд 21Назначение и устройство АЭ-92
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Ротор
состоит из шихтованного сердечника так же набранного из листов электротехнической
стали. Пазы сердечника залиты алюминиевым сплавом который образует короткозамкнутую обмотку в виде «беличьего» колеса. В сердечнике ротора имеются осевые вентиляционные каналы. Ротор вместе с валом вращается в подшипниках установленных в капсулах подшипниковых щитов.
Подшипниковые щиты крепят болтами к торцовым кольцам. Подшипники закрывают крышками для защиты от пыли и грязи. Подшипниковые щиты стальные, сварные, имеют вентиляционные окна с сетками. К щиту крепятся 2 лабиринтные крышки (внутренняя и наружная) которые в системе образуют капсулу для подшипников. В капсулу заправляют смазку.
Слайд 22Назначение и устройство АЭ-92
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Внутри
двигатель снабжён вентилятором. Вентилятор центробежный, с радиальными лопатками и направляющим
диском, обтекаемой формы отлит из алюминиевого сплава. Вентилятор засасывает воздух с противоположной стороны через окна и отверстия в подшипниковом щите. Поступающий воздух охлаждает лобные части обмоток статора, после чего выбрасывается наружу через окна в подшипниковом щите.
Слайд 23Назначение и устройство АЭ-92
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Слайд 24Принцип действия асинхронного двигателя
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
U→ВМП→ЭДС
в обм. ротора→iрот.→Fэл.магн.→М→
→ ротор вращается в ту же сторону, что
и МП статора
Частота вращения магнитного поля статора обозначается – n1, и определяется по формуле:
где: f – частота питающего тока
P – число пар полюсов
60 – коэффициент перевода единиц измерения из об/сек в об/мин
Слайд 25Принцип действия асинхронного двигателя
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Каждые
3 обмотки у асинхронного двигателя приравнивается к одной паре полюсов
Слайд 26Скольжение асинхронного двигателя
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Частота вращения
ротора обозначается – n2
Для того, чтобы на валу ротора создавался
вращающий момент, необходимо выполнение данного условия:
n2‹n1
Поэтому такие двигатели называются асинхронными. Приставка «а» означает «не», то есть несинхронные двигатели.
Отставание ротора от магнитного поля статора характеризуется скольжением (S). Скольжение определяется по данной формуле: .
Слайд 27Скольжение асинхронного двигателя
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
Скольжение показывает,
на сколько процентов частота вращения ротора меньше частоты вращения магнитного
поля статорных обмоток. Значение n2 при определенном скольжении для различных асинхронных двигателей приведены в таблице:
Слайд 28Домашнее задание
| Преподаватели ОАО «РЖД» | 2018
А.В. Грищенко «Электрические
машины и преобразователи подвижного состава», стр. 215-220.
А.А. Дайлидко «Электрические машины
тягового подвижного состава », стр. 119-141, 143-146.
Работа с конспектом.
Подготовка к опросу по пройденному материалу.
Слайд 29
Спасибо за внимание
Желаю успехов!
| преподаватели ОАО «РЖД» |
2018