Слайд 1Инновационный проект. Бизнес-план инновационного проекта. Риски инновационного проекта.
Инновационный менеджмент. Раздел
Слайд 2Источники инноваций для разработки инновационного проекта
Слайд 3Понятие «инновационный проект»
Инновационный проект
1
2
3
Слайд 4Понятие «инновационный проект»
Инновационный проект - система взаимоувязанных целей и программ
их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых,
коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации
Слайд 5Отличительные черты инновационного проекта
Обязательная значительная составляющая затрат на исследования и
разработки
Значительная продолжительность и затратность, в т.ч. предпроектной стадии
Высокая неопределенность на
каждой стадии
Возможность быть прерванным при меньших финансовых потерях
Значительная отдаленность результатов реализации
Типичные проблемы в процессе разработки инноваций
Нет критической оценки идей
Отсутствие решительного отказа от проекта
Слишком много проектов, остановленных слишком поздно
Слайд 6Элементы инновационного проекта
Слайд 7Основные участники инновационного проекта
Слайд 8Основные участники инновационного проекта
Заказчик — будущий владелец и пользователь результатов
проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое, так и
юридическое лицо.
Инвестор — физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта.
Проектировщик — специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию.
Поставщик — организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки).
Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) — юридическое лицо, несущее ответственность за выполнение работ по контракту.
К нему относятся научно-технические организации, ИП, производственные предприятия, вузы и т. д.
Слайд 9Основные участники инновационного проекта
Научно-технические советы (НТС) — ведущие специалисты по
тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень
их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов
Руководитель проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер») — юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта.
Команда проекта — специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного
достижения его целей.
Поддерживающие структуры проекта — это организации, содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта. Консалтинговые
фирмы; органы независимой экспертизы; патентно-лицензионные фирмы; аудиторские фирмы; выставочные центры.
Слайд 11Виды инновационных проектов
Так или иначе, каждый из приведенных видов может
быть:
Исследовательским проектом
Венчурным проектом
Излагаются научно обоснованные технические, экономические или и
технологические решения
Связаны с созданием новых предприятий, изготовлением опытных образцов или партии продукции, приобретением оборудования и другими крупными и дорогостоящими работами. Они, в основном, являются коммерческими
Слайд 12Виды инновационных проектов
Исследовательский проект
Не повторяется (новизна);
Имеет заранее сформулированную цель;
Имеет определенное
начало и конец;
Ограничен временем и средствами;
Сложен;
Требует привлечения специалистов разных профилей.
Слайд 13Виды инновационных проектов
Исследовательский проект
Исследовательские проекты обладают высокой степенью неопределенности относительного
экономического эффекта и характеризуются высоким риском.
Поэтому финансовые институты и
другие структуры, ориентированные на получение прибыли, не заинтересованы в их инвестировании. Такие проекты могут финансироваться из государственного бюджета и на безвозвратной основе путем получения грантов.
Слайд 14Типовые этапы процесса разработки нового продукта в рамках инновационного проекта
Первоначальный обзор ресурсов и идей новых продуктов
Предварительная оценка рынка
Предварительная техническая оценка продукта
Детальное исследование рынка
Бизнес-анализ и финансовый анализ проекта
Разработка продукта
Тестирование продукта внутри компании
Опробование продукта потребителями
Опытные продажи (рыночная проверка)
Проверка производственных возможностей
(подготовка производства)
Бизнес-анализ проекта
Запуск полномасштабного производства
Запуск продукта на рынок
Слайд 15Этапы подготовки и реализации инновационного проекта
Слайд 16Этапы подготовки и реализации инновационного проекта
Слайд 17Этапы подготовки и реализации инновационного проекта
Слайд 18Экспертиза инновационных проектов
Все проекты проходят процедуру экспертизы. На основании экспертизы
принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.
Экспертиза состоит из следующих
этапов: предварительная оценка проекта; комплексная экспертиза; подготовка заключения.
Слайд 19Экспертиза инновационных проектов
На предварительной стадии отбираются проекты и программы, которые
практически реализуемы и имеют экономический эффект. При этом учитывают:
соответствие проекта
целям инвестора;
дополнительный общественный и социальный эффект;
привлекаемые при выполнении проекта ресурсы и отраслевую ориентацию;
уровень риска;
связь с другими научно-техническими программами;
Слайд 20Экспертиза инновационных проектов
Комплексная экспертиза содержит:
оценку участников проекта (компетентность, практический опыт
руководителей, качество проведенного маркетинга, деловой опыт компании, потенциальный капитал у
исполнителя проекта, наличие квалифицированного персонала);
оценку текущего и перспективного рынка товаров и услуг для результата выполняемого проекта;
оценку используемых научно-технических и технологических разработок (уникальность, патентная защищенность, наличие сырья и материалов, общая техническая оценка прогрессивности, вероятность технического успеха, воздействие на другие проекты);
оценку финансовых потоков (оценка стартовых и общих затрат, распределение средств по этапам проекта и элементам расхода, длительность периода возврата средств, финансовый риск, рентабельность, механизм возврата средств, гарантии);
оценку экологических и социальных последствий.
Слайд 21Бизнес-план инновационного проекта
Слайд 22Цель бизнес-плана
Цель бизнес-плана ИП – убедительно показать, каким образом
идея предпринимателя и деньги инвестора превратятся в ещё большие деньги
инвестора.
Слайд 23Бизнес-план необходим, чтобы привлечь следующие виды финансирования для реализации инновационного
проекта
1. Долговое финансирование (банковский кредит).
2. Долевое финансирование – венчурное финансирование
от индивидуальных венчурных инвесторов, венчурных фондов, венчурных инвестиционных компаний или корпоративного венчурного капитала.
3. Безвозмездное государственное финансирование.
4. Косвенное государственное финансирование – для получения помещения для Вашей компании в бизнес-инкубаторе или в технопарке.
Слайд 24Взаимоотношения с инвесторами
Что хочет знать потенциальный инвестор?
Сколько требуется вложить средств
(или других ресурсов) на начальной стадии проекта (сколько денег Вам
дать).
Что и сколько получит инвестор в результате осуществления деятельности вашего предприятия.
В какие сроки он это получит.
Наиболее важные параметры проекта для инвестора:
Вызывающие доверие инициаторы проекта, квалифицированный и слаженный коллектив, реализующий проект.
Перспективная технология.
Емкий рынок сбыта.
Высокая доходность проекта – рост денежного потока от 30% годовых, за 3-5 лет стоимость компании должна увеличиться в 5-10 раз.
Наличие бизнес-плана и резюме проекта.
Слайд 25Структура бизнес-плана (методика UNIDO)
1. Титульный лист
2. Оглавление
3. Меморандум о
конфиденциальности
4. Резюме
5. Описание предприятия и отрасли
6. Описание продукции (услуг)
7. Маркетинг
и сбыт продукции
8. Производственный план
9. Организационный план
10. Финансовый план, направленность и эффективность проекта
11. Риски и гарантии
12. Приложения
Слайд 261. Титульный лист
Полное наименование, адрес и телефон фирмы;
Имя предпринимателя (руководителя
проекта), его контактный телефон, адрес электронной почты;
Наименование предлагаемого проекта;
ИНОГДА! Совокупная
стоимость проекта.
Слайд 272. Содержание
Содержание - это перечень разделов и подразделов бизнес-плана
с указанием страниц.
3. Меморандум о конфиденциальности
Меморандум о конфиденциальности представляет собой
заявление о том, что содержащиеся в бизнес-плане сведения не подлежат разглашению.
Слайд 284. Резюме
Обоснование экономических преимуществ объекта инвестиций по сравнению с достигнутым
уровнем на аналогичных объектах.
Потребность в финансовых ресурсах для реализации проекта.
Финансовые
результаты, которые ожидается получить в будущем от реализации проекта: объем производства и продаж, затраты на производство и рекламу, валовая и чистая прибыль, показатели экономической эффективности проекта (срок окупаемости инвестиций, чистый дисконтированный доход, индекс прибыльности, внутренняя норма доходности).
Слайд 295. Описание предприятия и отрасли (1)
Полное (сокращенное) наименование, организационно-правовая форма
компании, дата и место регистрации, юридический адрес, банковские реквизиты;
Учредители предприятия
с указанием их доли в уставном капитале;
Данные об инициаторе проекта;
Размер уставного капитала;
Объем основных средств;
Численность работников;
Динамика развития компании, ее связи, основные события и достигнутые успехи;
Слайд 305. Описание предприятия и отрасли (2)
Основные финансово-экономические показатели, такие как
прибыль, объем производства и продаж;
Достоинства и недостатки местонахождения компании;
Кадровый
состав компании включая квалификацию и опыт работы команды управления и ведущих специалистов;
Направления деятельности компании, перспективы ее развития;
Формулировка миссии предприятия;
Характеристики основных заказчиков и партнеров;
Вклад компании в социально-экономическое развитие региона;
Отрасль экономики и ее перспективы.
Слайд 316. Описание продукции (услуг)
Какую продукцию или товар предлагается производить?
Потребности рынка,
которые призвана удовлетворить данная продукция (услуга).
Подробное описание предлагаемого продукта или
услуги. Особенности товара, его преимущества.
Рисунок. Чертеж. Фотография товара.
На какой стадии находится разработка нового продукта (идея, чертеж, макет, опытный образец, малые серии)?
Патенты или свидетельства, защищающие технологию, дизайн, наименование товара.
Исследовательские и конструкторские работы, которые планируются в будущем для улучшения характеристик товара.
Как долго этот товар будет новинкой на рынке.
Слайд 337. Маркетинг и сбыт продукции
1. Анализ ситуации на рынке и
оценка перспективы Вашей продукции по сравнению с конкурентами.
2. Определение групп
потенциальных покупателей - сегментов рынка.
3. Прогноз объема продаж.
4. Каналы покупки исходных материалов и сбыта готовых товаров.
5. Цены на продаваемые вами товары.
6. Набор эффективных мер продвижения товаров.
Слайд 348. Производственный план
1. Территория ведения производственной деятельности.
2. Полное описание
всего производственного процесса
3. Производственное оборудование
4. Сырье, материалы, комплектующие
5. Какие работы, технологические операции будут поручены субподрядчикам.
6. Документы организации и ведения производства, контроля технологического процесса и качества выпускаемой продукции .
7. Хранение исходных материалов и готовой продукции.
8. Сервисное обслуживание
9. Расчет себестоимость единицы продукции.
Слайд 35Технологическая схема изготовления спортивных тренажеров
(
- точки контроля качества исходных материалов, комплектующих и готовых
изделий в ходе технологического процесса)
Слайд 369. Организационный план
1. Организационно-правовая форма предприятия.
2. Распределение обязанностей внутри руководящего
состава предприятия и в целом на предприятии.
4. Штатное расписание с
указанием требуемой квалификации сотрудников, их заработной платы.
5. Правовое обеспечение деятельности фирмы.
Слайд 3710. Финансовый план, направленность и эффективность проекта
3 документа:
1) прогноз доходов и
расходов на первые три года;
2) прогноз движения денежных средств на тот
же период;
3) баланс предприятия на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов предприятия на 3 года вперёд.
Слайд 39Денежный поток от инвестиционной деятельности
Слайд 40Денежный поток от операционной деятельности
Слайд 41Денежный поток от финансовой деятельности
Слайд 42Система показателей экономической эффективности инвестиционного проекта
Слайд 43Расчет чистого дисконтированного дохода (NPV)
T
NPV =
∑ (Pt – Зt)/(1+d)t
t=0
где t = 0, 1, 2,…, T
– интервал расчета (месяц, год);
Pt – результаты на шаге t (например, поступления денежных средств);
Зt – затраты на шаге t;
E – ставка дисконтирования (например, d = 0,08).
Если NPV > 0, то проект эффективен.
Слайд 44Расчет индекса доходности (PI)
T
PI = (1/K) ∑ (Pt – Иt)/(1+E)t
t=0
где t = 0, 1,2,…, T – шаг расчета (день, месяц, год);
Pt – результаты на шаге t (например, поступления денежных средств);
Иt – затраты на шаге t, из которых исключены капитальные вложения Kt ;
E – заданная норма дисконта (например, E = 0,08)
Kt - капиталовложения на шаге t.
T
К = ∑ Kt /(1+E)t
t=0
Если PI > 1, то проект эффективен.
Слайд 45Расчет внутренней нормы доходности (IRR)
T
∑ (Pt – Иt)/(1+IRR)t = ∑ Kt /(1+Eин)t
t=0
где t = 0, 1, 2,…, T – шаг расчета (день, месяц, год);
Pt – результаты на шаге t (например, поступления денежных средств);
Иt – затраты на шаге t, из которых исключены капитальные вложения Kt ;
Eин – требуемая инвестором норма дохода на вкладываемый капитал;
Kt - капиталовложения на шаге t.
Если IRR ≥ Eин , то инвестиции оправданы.
Слайд 46Показатели финансовой эффективности инвестиционного проекта
рентабельность
ликвидность
оборачиваемость активов
собственный капитал
Слайд 47Программные продукты для бизнес-планирования
«COMFAR»
«Project Expert»
«Альт-инвест»
«ИНЭК-Аналитик»
Слайд 48Программные продукты для бизнес-планирования
Альт-Инвест
Слайд 49Программные продукты для бизнес-планирования
Project Expert 7
Слайд 50Проблемы подготовки инновационных проектов
Слайд 51Проблемы инновационных
проектов в России
Непонимание основных критериев, по которым проходит отбор
компаний для инвестирования
Вложения в инновационный проект, находящийся на ранней ступени
развития, крайне рискованны. Исходя из этого, минимально возможная ставка доходности принимается равной 50 % годовых.
Бизнес - ангел контролирует денежные потоки компании, однако не стремится целиком брать на себя управление. Один из важнейших критериев отбора – наличие квалифицированной команды управленцев.
Объем инвестиций на ранних этапах в инновационную компанию ограничен, поскольку риск потерь слишком велик. Как правило, вкладывают не более $500,000 – 700,000
Объем рынка предполагаемого сбыта продукта – не менее $100,000,000 , темпы роста не менее 15 % ежегодно
Слайд 52Проблемы инновационных
проектов в России
Недостаточный уровень подготовки бизнес-планов
Бизнес-план является практически единственным
документом, который инновационная компания может представить в качестве обоснования целесообразности
её финансирования
То, как компания подготовила бизнес-план, сразу же говорит об уровне её менеджмента
Отклонив один раз невнятно составленный бизнес-план, инвестор вряд ли будет рассматривать этот проект повторно, даже после того, как автор внесет коррективы и исправления
В случае, если у компании или инноватора нет необходимых знаний и навыков, лучше обратится в консалтинговую компанию
Возможное упрощение на этапе поиска финансирования – работа по шаблонам резюме фондов посевного инвестирования
Слайд 53Проблемы инновационных
проектов в России
Недооценка рыночных факторов, влияющих на успешность проекта
Недостаточно четкое представление о рынке, на котором предполагается работать (уровень
конкуренции, объемы рынка, цены на продукцию, основные покупатели и продавцы, темпы роста потребления продукции на рынке и пр.)
Сложность выхода на ключевых потребителей продукции
Недооценка конкурирующих технологий
Непонимание сложностей первичного этапа – максимальный рыночный риск, связанный в т.ч. с незначительным объемом продаж, высокими издержками производства и значительными расходами на рекламу и продвижение товара
Слайд 54Проблемы инновационных
проектов в России
Отсутствие у компаний опытного менеджмента
Сложности с
привлечением опытных управленцев из-за отсутствия значительных денежных средств для оплаты
квалифицированных кадров
Часто нежелание и/или отсутствие возможности привлечения консалтинговых компаний и консультантов
Крайне низкий уровень принятия управленческих решений
Всё это вынуждает инвесторов тратить время на подбор и обучение кадров компании, отвлекать собственных специалистов и менеджеров для решения вопросов оперативного управления, изначально относящихся к компетенции менеджмента компании.
Итог: значительный рост издержек по проекту
Слайд 55Проблемы инновационных
проектов в России
Права на интеллектуальную собственность
В большинстве проектов
права на интеллектуальную собственность являются единственным активом, которым обладают инициаторы
Опасения автора, что после передачи всей информации его могут отстранить от проекта. Отказ авторов документировать и передавать ноу-хау в компанию
Неграмотно составленные патенты
Отсутствие международной патентной защиты
Коммерциализация технологии – это работа команды и для успешной реализации проекта необходимым условием является участие непосредственного носителя знания
С уходом автора из проекта, как правило, проект прекращается
Слайд 56Пример
Запрос на инвестирование. Поступление 5 апреля 2011.
Продукция: транспортное средство
- катер на воздушной подушке, средство для активного отдыха
Объем
требуемых инвестиций: $300 000. Выкуп доли в компании (50%)
Наличие патента на изобретение (конструкция быстросменного сегмента воздушной подушки). Второй патент на полезную модель в оформлении
Рынок растущий, достаточно перспективен. Прямых аналогов в России не производится. Аналогичная импортная продукция по ценам в 2-3 раза дороже
Возможно предоставление краткосрочного кредита с последующим долевым финансированием. Имеющиеся активы у компании: два катера, которые могут послужить залогом при долговом финансировании (стоимость двух катеров ≈$30 000)
Слайд 57Пример
Работа с проектом. Основные моменты
Слайд 58Пример
Что выяснилось в процессе работы
Патентовладельцем оказалось частное лицо, а
не компания. Будет необходима дополнительная работа по включения интеллектуальной собственности
в состав активов компании
При запросе финансовых документов компании (баланса) выяснилось, что в течение длительного времени функции главного бухгалтера, не имея соответствующей квалификации, выполнял инициатор проекта. Возможны налоговые последствия, потребуется организация нового юридического лица
При подготовке материалов (особенно экономической части) для потенциального инвестора основную работу пришлось выполнять за инициатора проекта. В случае инвестирования в компанию эти функции придется делегировать кому-то другому
Слайд 59Пример
Что выяснилось в процессе работы
Прямые аналоги на в России
действительно не производятся (данные на май 2011 г.). Однако организация
производства аналогичной продукции реализуется достаточно быстро и существенных барьеров входа на рынок нет. По мере роста рынка возможно резкое усиление конкуренции
Как таковая команда проекта отсутствует. Все остальные участники не способны выполнять функции управленцев. Потребуется формирование команды проекта
При рассмотрении варианта с выдачей кредита оказалось, что на балансе компании нет кредитного обеспечения (двух катеров). На катера отсутствуют документы. Потребуется постановка на баланс компании
Конструктивное решение, на которое получен патент, не является единственно возможным. Со стороны конкурентов возможно получение замещающих патентов
Слайд 60Пример
Принятие решения по проекту. 20 августа 2011 г.
Проект представляет
скорее традиционный, а не инновационный бизнес. Участие в проекте было
бы возможно, если бы квалификация управленческой команды могла обеспечить реализацию проекта на конкурентоспособном уровне. Однако уверенности в этом нет
В связи с выяснившимися обстоятельствами было принято решение в дальнейшем не рассматривать проект на предмет инвестирования
По суммарным затратам времени на работу с проектом ушло порядка 60 часов рабочего времени специалистов, в том числе:
Привлеченные специалисты:
юрист (порядка 6 часов)
стажеры (порядка 20 часов)
Слайд 61«Я думаю, что торг здесь неуместен!»
Процесс торга за акционерный капитал
«Посмотрите
на GOOGLE!»
Забывается, сколько интернет - проектов разорилось и сколько
инвесторов потеряли на них деньги. В расчет не берется, какова вероятность того, что из данного проекта вырастет новый GOOGLE
«Это же колоссальный рынок, вы не понимаете!»
Принимается, что объем продаж новой компании будет равен потенциальному рынку. Не берется в расчет, что захватить весь рынок практически невозможно или же это потребует очень больших инвестиций
Слайд 62«Я думаю, что торг здесь неуместен!»
Процесс торга за акционерный капитал
«На
эту технологию я потратил 10-15-20 лет жизни и не могу
продать её за такие гроши!»
Оценка инвестиционной привлекательности проекта происходит по другим критериям, напрямую не связанным с затратами времени, сил и денег авторов на его разработку
«Вложив $500 000 в мой проект, через 3 года вы получаете миллионы! Почему же вас не устраивает целых 30% в компании?!»
Слайд 63Ошибки при подготовке материалов для инвестора
Использование значительно количества специальных терминов
«При
модуляции лазерных излучателей в достаточно высокочастотном диапазоне (от единиц мегагерц
до 100 гигагерц и более) в суспензии возникают гиперзвуковые волны, затухание которых (резонансного характера) зависит от размера частиц суспензии».
Это одна из основных проблем при отборе и первичной экспертизе
Возникает необходимость осуществлять «перевод» с научного на общечеловеческий. «Перевод», как правило, происходит в форме интервью. Процесс очень длительный и трудоемкий
Какие-то первоначальные выводы по перспективам проекта становится возможным сделать только после проведения «перевода»
Слайд 64Ошибки при подготовке материалов для инвестора
Отсутствует экономическое обоснование проекта
«Планируемая минимальная
чистая прибыль через 3-5 лет – свыше 100 млн.
евро., реальная – свыше 1 млрд. евро. Плюс Нобелевская премия в области Медицины».
Основной упор при подготовке материалов по проекту делается на его техническую часть. Не учитывается, что успех проекта зависит от целого комплекса факторов, и одного технического совершенства продукции недостаточно для рыночного успеха.
Вопросы, затрагивающие темы, которые инициаторы проекта не прорабатывали, или игнорируются, или на них даются явные отписки (неверные и необоснованные цифры)
Слайд 65Ошибки при подготовке материалов для инвестора
Неверное обоснование рыночных возможностей технологии
«Объем
рынка составляет сотни миллиардов долларов. Неоспоримые преимущества предлагаемой концепции позволяют
капитализировать значительный сегмент рынка в среднесрочной перспективе за счет финансовой поддержки, грамотного патентования и эффективного информационного сопровождения».
В лучшем случае предоставляется информация по стоимости продукции. Длительная работа по выяснению, что продаем, кто будет покупателем, почему должны купить именно эту продукцию, а не конкурентов, и пр. Зачастую выяснять потенциальный объем рынка и давать ему обоснование приходится самостоятельно
Слайд 66Ошибки при подготовке материалов для инвестора
Неверное истолкование термина «конкуренция»
«КОНКУРЕНТОВ НЕТ!!!»,
«Вам верится с трудом, но конкуренции действительно нет», «О конкурентах
нам неизвестно, поэтому в бизнес-плане они не рассматриваются»
Поиск конкурирующих технологий не проводился
Не принимаются во внимание товары-субституты (заменители). Сравнение технологий и товаров по принципу действиям и/или производства, а не по выполняемым функциям
Конкурирующий товар – любой товар, полностью или частично выполняющий функции, аналогичные функциям вашего
Слайд 67В ответ на отказ рассматривать инвестирование без экономического обоснования проекта
«Я
думал, что у нас в стране появились настоящие венчурные фонды,
а это всего лишь капиталисты решили карманы деньгами набить»
«Это инновационный проект! А если Вы решили, что здесь по принципу «купи-продай» можно действовать, то сильно ошибаетесь!»
Нелепые попытки действовать по принципу «Денег дай и не мешай работать». Нежелание понимать, что при инвестировании решение принимается исходя из личной выгоды, при этом автору-инноватору ещё предстоит доказать, что его проект имеет рыночные перспективы
Слайд 68«Технология основана на научном открытии, получившем название "Эффекта Агаджаняна". Суть
открытия заключается в том, что гибнущие люди (и другие существа)
излучают сигналы, которые резко усиливают размножение их остающихся в живых сородичей. Это приводит к перенаселенности земного шара. Это же, в свою очередь, приведет к гибели нашей цивилизации из-за экологической, энергетической и прочих катастроф.
Предлагаемая технология включает следующие мероприятия:
рекомендовать народам и правительствам мира исключить всякую бессмысленную гибель людей;
разработать и передать мировому сообществу технические средства воспроизведения сигналов гибнущих, которые в чистом виде усиливали бы рождаемость людей, а в сочетании с соответствующим "шумом" - воспрепятствовали бы их рождению».
Слайд 69Объявление в пешеходном переходе возле м. «Электрозаводская»
Слайд 70• Ищу бизнес партнера для выполнения бизнес-плана. Все подробности при
переписке. Кому интересно предложение оставляйте свои email адреса.
• Я бизнесмен
и предпринематель. На досугах изобрел бизнес проэкт и новую систему перевозок, "Линейносетевая перевозка пассажиров" по мооим расчтам ежемесячный доход будит от 1 000,000 долларов. Продам на условиях споследующим трудоустройством на работу. Предлагаю вам принять участее в моем инвестиционном проэкте
• Ищу инвестора в высокорентабельный бизнес. Бизнес план и подробные финансовые выкладки предоставлю после предварительного собеседования с потенциальным партнером....
• Предлагаю рецепт приготовления «эликсира молодости» - ноу-хау в области замедления процессов старения организма, а также стимуляции деятельности жизненно важных механизмов и органов организма. Ищутся инвесторы. Необходимы полные исследования и испытания препарата (на млекопитающих).
• Меня зовут Герасим Измайлов. У меня 300 изобретений. Дайте 500 000 долларов на создание действующих прототипов…
Слайд 71Практические инструменты управления рисками
инновационного проекта
Ист: Виктор Степанов, 2010
Слайд 72Правда жизни
Когда один из вас падает, он падает за тех,
кто идет позади, предупреждая о камне преткновения. Он падает и
за тех, кто идет впереди; за тех, которые, хотя и шагают быстрее и увереннее, но не убрали камень.
Слайд 73Правда жизни
Управление рисками инновационного проекта это на 70% это предусмотрительность,
на 20% — различного рода резервирование, и лишь на оставшиеся
10%
Слайд 74Процесс управления рисками
идентификация риска;
оценка риска;
разработка методов реагирования на риск;
контроль реагирования
на рисковые события.
Слайд 75Процесс управления рисками
Идентификация рисков процесс, игнорировать который с точки зрения
управления рисками просто преступление!
Проводится идентификация на ранних стадиях проекта,
когда руководитель и команда проекта работают над проектным заказом (техническим заданием) и планом проекта.
Слайд 76Процесс управления рисками
Групповую работу можно провести в режиме мозгового штурма
или по методу Дельфи.
В первом случае руководитель проекта организует
совещание, на котором участники проекта «набрасывают в кучу» все возможные риски проекта.
Метод Дельфи предполагает анонимный опрос участников проекта (или экспертов), с последующим ознакомлением всех участников опроса с мнениями других. За несколько итераций специалисты достигают консенсуса. Метод особенно полезен при явной неравнозначности опыта участников, когда авторитет отдельных экспертов «давит» на других.
Слайд 77Пример иерархической структуры рисков по источникам возникновения
Слайд 78Метрика риска = Влияние риска х Вероятность риска
Как видно из
таблицы, в пересечениях строк и столбцов мы имеем значения метрики
риска (произведения качественных оценок влияния и вероятности). Для дальнейшего использования качественных оценок рисков словесным оценкам необходимо присвоить соответствующие оценки в баллах
Слайд 79Метрика риска = Влияние риска х Вероятность риска
Теперь мы можем
ранжировать риски по их метрикам. Вверху списка окажутся риски с
максимальной оценкой. По известному правилу Парето уделять внимание следует, прежде всего, «верхним строчкам» ранжированных рисков.
Слайд 81Стратегии реагирования на риски
Пассивное принятие, когда принято решение не предпринимать
никаких превентивных мер, очень смахивает на русское «авось». Команде проекта
в случае наступления рискового события остается действовать на свое усмотрение, спасая цели проекта.
Активное принятие риска означает создание резервов на непредвиденные обстоятельства. Следует создавать резервы непредвиденных расходов (величина которых в зависимости от новизны — инновационности — проекта варьируются в широком диапазоне, вплоть до кратного размера некоторых статей сметы известных расходов)
Слайд 82Стратегии реагирования на риски
Небольшой комментарий к стратегии передачи риска. Наиболее
распространенными формами реализации данной стратегии являются страхование риска и привлечение
компетентного подрядчика на выполнение фрагмента работ, с которыми связан риск.
Во втором случае риск можно считать переданным только тогда, когда подрядчику передана вся полнота ответственности.
Слайд 83Стратегии реагирования на риски
Планирование антирисковых мероприятий целесообразно проводить в режиме
совещания, например, сразу после мозгового штурма по идентификации рисков. Очень
полезно на этом совещании выделить ответственных за несколько типов антирисковых мероприятий. Эти люди должны «вылавливать из эфира» общего обсуждения ценные мысли и формировать свой список мероприятий. Тогда по итогам совещания появятся несколько «черновых» списков:
Слайд 84Стратегии реагирования на риски
1. что застраховать;
2. на какие работы привлечь
подрядчиков;
3. что оговорить в контрактах с поставщиками;
4. чем дополнить контракт
с заказчиком (устав проекта или ТЗ в случае внутреннего проекта);
5. какие будут созданы резервы (на какие цели, с каким механизмом использования);
6. какие необходимо запланировать мероприятия (инструктажи, обучение, консультации и так далее).
Слайд 85Страна невыученных уроков
«Видеть легко, трудно предвидеть», — говорил Бенджамин Франклин.
И если вы не наделены даром провидца, то в помощь
вам — опыт других
Для накопления опыта пока не придумано ничего лучше, чем написание отчета по закрытию проекта. Отчет этот называется по-разному, но наиболее «говорящее» название — «посмертный отчет».
Руководители проекта часто ленятся писать его или отделываются формальной отпиской.
НО…
Слайд 86Страна невыученных уроков
Тот, кто потрудится «наклониться и поднять камень», вносит
весомый вклад в скорость продвижения компании, в ее эффективность и
технологичность
Написать раздел «lessons learned» легче, если ответить на вопросы:
Что было сделано правильно, а что нет?
Какие ошибки были допущены?
Что можно было сделать лучше?
Что бы вы сделали иначе?
Какие сюрпризы вы не предвидели?
Пришлось ли тратить резерв на ошибки?
Пришлось ли отходить на запасные позиции?
Какие уроки можно почерпнуть на будущее?
Слайд 87Страна невыученных уроков
Практика показывает, что руководители проектов охотнее делятся опытом
(читай — пишут такие отчеты), когда сами набивают шишки.
Для
привития и закрепления полезной привычки можно применять материальные стимулы: не считать проект формально закрытым (а значит, и не производить «финальный расчет» по проектным премиям и бонусам), пока не будет написан и «выложен» в общедоступное место (в проектную папку на сервере) «посмертный отчет».
Слайд 88Страна невыученных уроков
Существует также практика составления списка типичных рисков проекта.
Рационально составлять такие списки по вышеописанному методу Делфи. Для разных
типов проектов (коммерческий, инвестиционный, разработческий и так далее) имеет смысл составить и постоянно дополнять разные списки рисков. Для удобства использования списков риски должны быть структурированы по источникам.
Слайд 89Итак, для эффективного управления проектными рисками в компании необходимо:
---
Создать регулярный механизм накопления и использования опыта, полученного в проектах;
---
Подкреплять менее опытных руководителей проектов (привлекать в проект экспертов, кураторов);
--- Создать в компании регулярный механизм обмена опытом между руководителями проектов (совещания, мини-семинары);
--- Регулярно оценивать и «мониторить» проектные риски, в том числе на уровне руководства компании (с помощью реестра проектов и КБРП);
--- Создать в компании атмосферу «поощрения» ошибок;
--- Развивать корпоративную методологию управления проектными рисками.
Слайд 90Пример выбора различных стратегий реагирования на риски в проекте поставки
оборудования