Слайд 1ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
Д.А. Старкова, 2015
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ ИЛИ ОТВЕТА НА ЭКЗАМЕНЕ
ЯЗЫК
ПОНЯТИЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» КАК УЧЕБНЫЙ
ПРЕДМЕТ
СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ УП
РОДНОЙ И ВТОРОЙ ЯЗЫКИ
ПРОБЛЕМА ОШИБОК
УСВОЕНИЕ
ИЯ
Слайд 31. ЯЗЫК
ЕСТЕСТВЕННО ВОЗНИКШАЯ И ЗАКОНОМЕРНО РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СЕМИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ОБЛАДАЮЩАЯ СВОЙСТВОМ
СОЦИАЛЬНОЙ ПРЕДНАЗНАЧЕННОСТИ (НЕ ДЛЯ ОТДЕЛЬНОГО ИНДИВИДА…)
Слайд 4РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКОВ
ЕСТЕСТВЕННЫЕ (РОДНОЙ, НЕРОДНОЙ: ВТОРОЙ ИЛИ ИНОСТРАННЫЙ)
ИСКУССТВЕННЫЕ (НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ: ФИЛОСОФСКИЕ, НОТЫ,
ЖЕСТЫ, ЭСПЕРАНТО; СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ: МАТЕМ, МОРСКОЙ, ПРОГРАММИРОВАНИЯ…)
ЖИВОТНЫХ
Слайд 52. ПОНЯТИЕ
«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII ВЕКА
ЛАТИНСКИЙ
ЯЗЫК ≠ ЯЗЫК ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА – В СФЕРЕ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ (НЕ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ, А ПРИОБЩЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОМУ ЯВЛЕНИЮ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КАК ФУНКЦИИ ДРУГОГО ЧЕЛ. КОЛ-ВА)
Слайд 63. СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ
УП ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧ. И ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛОВ
- ОБРАЗОВАНИЕ
В СОЗНАНИИ УЧАЩИХСЯ ПРАВИЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, ПОНЯТИЙ, ЗАКНОВ И ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ
НАУК
УП: ПЕНИЕ, РИСОВАНИЕ,
ФИЗКУЛЬТУРА
- ПРИВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Слайд 7РОДНОЙ И ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ: НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ,
ОСВОЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ
РАЗЛИЧИЯ: ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИЯ –
КОММУНИКАТИВНАЯ – ОПРЕДЕЛЯЕТ ВЕСЬ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Слайд 8РОДНОЙ И ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Щерба: ИЯ и РЯ нацелены на практическое
владение языком
Общая методика обучения… 1967: ИЯ – достижение коммуникат. цели,
РЯ – совершенствование умений и навыков устной речи и обучение письму и чтению, а также в овладении умением выбирать средства передачи инфо
Слайд 9РОДНОЙ И ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
Методика обучения ИЯ… 1982:
ИЯ формирует новую языковую систему коммуникации
РЯ
знакомит с теорией родного языка, с его системой
Слайд 10СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ
ИЯ – цель и средство обучения
Зимняя
И.А.:
Беспредметность (не дает знаний о реальной действительности)
Беспредельность (нельзя изучать лексику
и при менять ее, не зная грамматики, герундий без знания времен…)
Неоднородность (обращенность и к языковой системе и к языковой способности
Слайд 114. РОДНОЙ И ВТОРОЙ ЯЗЫКИ
РОДНОЙ ЯЗЫК
ДЬЯЧКОВ М.В.: ЯЗЫК МАТЕРИ, РОДНЫЕ
ГОВОРЯТ С РЕБЕНКОМ С РОЖДЕНИЯ
5-6 ЛЕТНИЙ РЕБЕНОК ВЛАДЕЕТ СВОБОДНО
Слайд 12Второй язык
ЯЗЫК МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ВНУТРИ ГОСУДАРСТВА
ПОСЛЕ ИЛИ НАРЯДУ С РОДНЫМ
СЛУЖИТ ВТОРЫМ СРЕДСТВОМ ОБЩЕНИЯ И УСВАИВАЕТСЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ
ИЯ УСВАИВАЕТСЯ
ВНЕ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ!
Слайд 135. ПРОБЛЕМА ОШИБОК
1970-Х ГГ АНАЛИЗ ОШИБОК В ИЗУЧЕНИИ РЯ И
ИЯ: ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО ОШИБОК СОВПАДАЕТ, РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА РЕБЕНКА ВСЕГДА
ВКШЛЮЧАЕТ СТАДИЮ НЕПРАВИЛЬНОГО ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ. ОШИБКИ ОТРАЖАЮТ ОСОБЕНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, ЧТО ЗАВИСИТ ОТ ВОЗРАСТА
Слайд 146. УСВОЕНИЕ ИЯ
ВЫГОТСКИЙ Л.С. (1982): ПРОТИВОПОЛОЖНО УСВОЕНИЮ РЯ (РЯ –
НЕОСОЗНАННО, СНИЗУ-ВВЕРХ; ИЯ – СОЗНАТЕЛЬНО, СВЕРХУ ВНИЗ)
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИЯ –
ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ И СКУДНЫМИ ВЕРБАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ
Слайд 15УСВОЕНИЕ ИЯ
УСВОИТЬ НОВЫЕ СЛОВА – ЗНАЧИТ СООТНЕСТИ КАЖДОЕ СЛОВО С
КАКИМ-ЛИБО ПРЕДМЕТОМ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СВОЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ ТОГО
ИЛИ ИНОГО СЛОВА ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ПРОЧНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ МАТЕРИАЛЬНЫМ ПРЕДМЕТОМ И ЕГО ВЕРБАЛЬНЫМ ЭКВИВАЛЕНТОМ, А ТАКЖЕ С ЭКВИВАЛЕНТОМ В РЯ
Слайд 16ПРОБЛЕМЫ В УСВОЕНИИ ИЯ
МОТИВАЦИЯ (ИСКУССТВЕННО СОЗДАВАЕМАЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ)
ВРЕМЕННАЯ
ПРОТЯЖЕННОСТЬ ОСОЗНАНИЯ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ (ЛИМИТИРОВАНО УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
ЛИЧНОСТЬЮ УЧАЩЕОСЯ, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕЗ-Т
Слайд 17ПРОЦЕССЫ ОВЛАДЕНИЯ ИЯ
УПРАВЛЯЕМЫЙ (ПРЕПОДАВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ ИЯ В ЕСТЕСТВЕННОЙ
ИЛИ ИТСКУССТВЕННОЙ СРЕДЕ)
НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ (ОВЛАДЕНИЕ ИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ УСВОЕНИЕ)
Слайд 18САМЫЙ ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ УСВОЕНИЯ ИЯ
УПРАВЛЯЕМЫЙ В ЕСТЕСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕ –
ПОГРУЖЕНИЕ В ЯЗЫК, ОРГАНИЗОВАННОЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО, ОБУЧЕНИЕ ИЯ КАК СРЕДСТВУ ИНТЕГРАЦЙИИ
В ОБЩЕСТВО, МОТИВАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННАЯ И ИСКУССТВЕННАЯ, ВНИМАНИЕ НА СОДЕРЖАНИЕ, ОБЩЕНИЕ ВНЕ УРОКА
Слайд 19
НЕУПРАВЛЯЕМОЕ ОВЛАДЕНИЕ ИЯ В ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ
ИЗУЧЕНИЕ ВЯ В УСЛОВИЯХ ПОГРУЖЕНИЯ
КАК СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ И ИНТЕГРАЦИИ В НОВОЕ ОБЩЕСТВО. Действуют естественные
мотивы, внимание к содержанию, отрицательный языковой опыт, отсутствие временных ограничений
Слайд 20
УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ИЯ ВНЕ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ
ОУ, ИЯ КАК СРЕДСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, СРЕДСТВО ВТОРИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ (ПРИОБЩЕНИЯ К ДРУГОЙ
КУЛЬТУРЕ). МОТИВАЦИЯ ИСКУССТВЕННАЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЯЗ. ВНИМАНИЕ НА ЯЗЫКОВУЮ СТОРОНУ ОБЩЕНИЯ И РЕДУКЦИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНГОГО ЯЗЫКОВОГО ОПЫТА. ЛИМИТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
Слайд 21ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ ИЯ ВНЕ ЯЗ. СРЕДЫ
ГАЛЬСКОВА Н.Д., ГЕЗ Н.И.
2009: СТЕПЕНЬ ПРИБЛИЖЕНИЯ К УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА К УСЛОВИЯМ УПРАВЛЯЕМОГО ОВЛАДЕНИЯ
ЯЗЫКОМ В ЕСТЕСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕ, ФОРМИРУЮЩАЯ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Слайд 22ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ ИЯ ВНЕ ЯЗ. СРЕДЫ
УСЛОВИЯ:
РАСШИРЕНИЕ ГРАНИЦ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ И СИТУАЦИЙЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (АУТЕНТИЧНЫЙ ЯЗЫК, АУТЕНТИЧНОЕ ОБЩЕНИЕ)
Слайд 23ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ ИЯ ВНЕ ЯЗ. СРЕДЫ
3) ПОВЫШЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ВЕСА
ЗНАЧИМОСТИ СОДЕРЖАТЕЛЬЫХ АСПЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЯЗЫКОВЫМ (РЕАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
И ПТРЕБНОСТИ)
4) ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ (СОЗДАНИЕ МОТИВОВ ОБЩЕНИЯ)
Слайд 24ВЫВОД
ОБУЧЕНИЕ ИЯ ≠ РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ НА ИЯ В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
ОБУЧЕНИЕ
ИЯ = СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ КАК
СВОБОДНОЙ, ПОЛНОЙ И АДЕКВАТНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ И УМЕНИЙ ОБЩЕНИЯ В ДАННОМ ЕГО ВИДЕ И ДАННОЙ ТИПОВОЙ СИТУАЦИИ (Леонтьев А.А. 1999)
Слайд 25вывод
Барышников Н.В. 2000:
Важно, чтобы в процессе изучения ИЯ учащийся
не только овладел этим языком как системой переструктурированного языкового сознания,
но и, оставаясь верным индивидуальному национальному природному стилю поведения, научился понимать культурно-языковую личность инофона (носитель иностранного яз и соответствующей языковой картины мира )
Слайд 26ЧТО ВЫ ТЕПЕРЬ ОБО ВСЕМ ЭТОМ ДУМАЕТЕ?
ПОХОЖ ЛИ ИЯ НА
ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ?
В ЧЕМ СЛОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИЯ?