Слайд 1Институт фундаментальной подготовки
Слайд 2Психология
Лекция 5.
Познавательные процессы
Новых Лариса Владимировна
Слайд 3Психология и педагогика
Лекция «Понятие о психике. Познавательные процессы»
К плану практики
Структура
психики
Слайд 4Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
Мышление – познавательный процесс более высокого уровня. Оно
выполняет регулирующую, когнитивную и коммуникативную функции.
Мышление является продуктом рефлекторной
деятельности мозга.
Слайд 5Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
Чувственное отражение и мышление – единый процесс познания
человеком окружающей действительности. Единство чувственного и логического в мышлении основывается
на сложном взаимодействии коры и подкорковых образований мозга.
Слайд 6Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
К.Г. Юнг рассматривал два типа людей по характеру
мышления: интуитивный (отличается преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого
полушария головного мозга над левым) и мыслительный (ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария головного мозга над правым, примат логики над чувствами).
Слайд 7Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
Слайд 8Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
Виды мышления:
теоретическое (понятийное и образное) и практическое
(наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое),
интуитивное и аналитическое,
реалистическое и аутистическое,
продуктивное и репродуктивное мышление,
произвольное и непроизвольное.
Слайд 9Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
Наглядно-действенное мышление протекает непосредственно в процессе практической деятельности
людей и связано с решением практических задач: производственных, организации учебного
процесса.
Наглядно-образное мышление связанно с решением мыслительных задач, основанных на образном материале, оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами.
Слайд 10Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
Словесно-логическое мышление называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно
имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием
философскими, математическими, физическими и другими знаниями. Это самый высокий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.
Слайд 11Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых
задач и вытекающих из них структурных и динамических особенностей. Теоретическое
мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим.
Слайд 12Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы,
в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное
мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Слайд 13Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир,
регулируется логическими законами, а аутистическое мышление связано с реализацией желаний
человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека. Его противоположность – гуманистическое мышление.
Слайд 14Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
Различение продуктивного и репродуктивного мышления основано на степени
новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к
занятиям субъекта.
Бывают непроизвольные мыслительные процессы и произвольные, спонтанные и целенаправленные.
Слайд 15Психология
Мышление
Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это
выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов
и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества и имеют характер всеобщности. Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни человека по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями, знаниями.
Лекция «Познавательные процессы»
Слайд 16Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
Суждение – форма мышления, в которой высказывается утверждение
или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами,
явлениями и событиями. Суждения могут быть общими, частными и одиночными.
Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают виды умозаключений: индуктивное и дедуктивное, по аналогии.
Слайд 17Психология
Лекция «Понятие о психике. Познавательные процессы»
Мышление
Мыслительными операциями называются умственные действия,
используемые в процессе мышления:
- Анализ – расчленение целого на
части, выделение отдельных признаков или свойств.
- Синтез – соединение частей, признаков, свойств в единое целое, предметов, явлений, событий в системы, комплексы и так далее.
- Сравнение – установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками.
- Обобщение – объединение предметов или явлений при сравнении их общих свойств и признаков.
- Абстракция – отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов и явлений.
- Конкретизация – выделение из общего частного конкретного свойства и признака.
- Классификация – разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы или подгруппы по определенным признакам.
.
Слайд 18Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
Стили мышления:
- синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический, реалистический.
Препятствия творческого
мышления:
- склонность к конформизму, желанию быть похожим на других,
- боязнь
оказаться белой вороной,
- боязнь быть экстравагантным, агрессивным,
- боязнь возмездия,
- завышенная оценка собственной значимости,
- тревожность,
- критическое мышление.
Слайд 19Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
При исследовании мыслительных процессов обнаружено несколько видов барьеров
– специфических препятствий в мышлении, своеобразных табу. Это самоограничения, связанные
с инертностью и трафаретностью нашего мышления, а так же преклонение перед живыми и мертвыми авторитетами, и запреты, основанные на ложной аналогии.
Слайд 20Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
Методы активности мышления:
Мозговой штурм.
Контрольные вопросы.
Метод морфологического
анализа состоит в расчленении задачи на функциональные элементы и последовательном
исследовании всех возможных композиций этих элементов во всем разнообразии их параметров.
Метод «фокальных объектов» позволяет проводить анализ сочетания свойств изучаемого объекта и нескольких случайных, но принудительным образом выбранных.
Слайд 21Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
Одним из действенных способов активизации мышления считают подсказку.
Ее можно предлагать или на разных этапах решения задачи, или
на одном и том же этапе применять подсказки различного уровня – более или менее конкретные. В качестве подсказки для решения основной задачи можно использовать вспомогательную задачу, менее трудную, но содержащую принцип решения основной, который может быть перенесен.
Слайд 22Психология и педагогика
Лекция «Понятие о психике. Познавательные процессы»
Познавательные процессы. Мышление
Свойства
умственной деятельности:
- Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, умением творчески мыслить,
способностью к широким обобщениями, умением связывать теорию с практикой.
- Глубина ума – умение выделить сложный вопрос, отделить главное от второстепенного, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях.
- Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов.
- Гибкость мышления – умение быстро оценивать ситуацию, обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться с одного способа действия на другой.
- Самостоятельность мышления выражается в умении поставить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и действовать без постороннего влияния.
- Критичность мышления характеризуется умением подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против».
- Быстрота мышления – скорость протекания мыслей.
Слайд 23Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Мышление
Расстройства мышления:
- лабильность (подвижность), переход от одного состояния
в другое мыслей,
- инертность,
- непоследовательность,
- отвлекаемость,
- соскальзывание, нарушение мотиваций,
- нарушение
критичности,
- разноплановость,
- многоречивость,
- ментизм – неуправляемый поток мыслей,
- аутизм,
- бред.
Олигофрения – малоумие.
Дебильность – легкая степень слабоумия.
Слайд 24Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Речь
Речевое общение развивалось на основе трудовой деятельности.
Между речью и мышлением существует единство. В речи мы формулируем
мысль. Создавая речевую форму, формируется само мышление. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.
Слайд 25Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Речь
Речь играет в жизни людей три основные функции:
1) Средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта. Посредством языка
информация об окружающем мире и самом человеке передается из поколения в поколение.
2) Средство общения (коммуникации). Язык позволяет оказывать прямое или косвенное воздействие на собеседника.
3) Орудие интеллектуальной деятельности. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности и решения всех мыслительных задач.
Слайд 26Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Речь
Речь бывает устной и письменной, диалогической и монологической,
яркой и бесцветной, эмоциональной и бесстрастной, содержательной и пустой, правильной
и безграмотной, отчётливой и бессвязной.
Основными видами речевой деятельности являются слушание, говорение, чтение и письмо.
Слайд 27Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Речь
Среди видов речи выделяются внешняя и внутренняя речь.
Внешняя речь включает устную (диалог и монолог) и письменную. Внутренняя
речь выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи характерна фрагментарность, отрывочность, она чрезвычайно ситуативна. Внутренняя речь формируется на основе внешней.
Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.
Слайд 28Психология
Лекция «Понятие о психике. Познавательные процессы»
Речь
Речь характеризуется информативностью, понятностью и
выразительностью. Информативность проявляется в ценности сообщаемых в речи фактов и
от способности ее автора к сообщению. Понятность речи зависит от ее смыслового содержания, ее языковых особенностей, соотношения между ее сложностью и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей. Выразительность речи предполагает учет обстановки выступления, ясность и отчетливость произношения, правильную интонацию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.
Слайд 29Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Речь
Язык – это система знаковых кодов, с помощью
которой происходит речевое общение людей друг с другом.
Язык –
совокупность единиц, наделенных смысловым значением. Языковым единицам, образующим языки человека, свойственно специфическое смысловое значение. Это значение выступает в двух формах: в форме понятия и в форме представления.
Понятие является знанием существенных признаков предмета.
Представление же есть чувственный, наглядный образ предмета. В этом образе признаки предмета или явления даны в слитной, нерасчлененной форме.
Язык – явление общественное.Он появился вместе с человеческим коллективом. Различия в условиях человеческой жизнедеятельности неизбежно находят отражение в языке.
Слайд 30Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Речь
Появление языка связано с возникновением человека как мыслящего
существа и с оформлением общества людей. Язык возник естественным путем
и представляет собой языковую систему, которая необходима индивиду и социуму.
Членораздельная речь помогла людям выделиться из животного мира, объединиться в общества, развить своё мышление, организовать совместный труд.
Слайд 31Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Речь
Ранними формами языковых записей были иероглифы (Египет, Китай),
рисуночное и луночное письмо (первобытное искусство), узелковое (инки), ракушечное (острова
Индийского океана), листьев (у друидов).
Потом появились пиктограммы, идеограммы и алфавит.
Слайд 32Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Речь
Слайд 33Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Речь
Постепенно человеком были созданы языки вторичные или искусственные.
Появились нотная запись музыкальных текстов, научные символы математики, физики, химии,
языки программирования, язык глухонемых, азбука Морзе, язык флагов, дымовых сигналов, дорожных знаков.
Слайд 34Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Речь
Слайд 35Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Речь
Слайд 36Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Речь
Самые сложные языки возникли в мифологии, религии и
искусстве. Существует язык образов, цвета, орнамента. Есть язык танца.
Слайд 37Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Воображение
Воображение – это процесс создания новых образов, представлений
или идей. Он свойственен только человеку и является необходимым условием
его трудовой деятельности.
Воображение всегда есть определенный отход от действительности, но в любом случае источник воображения – объективная реальность.
Слайд 39Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Воображение
Слайд 40Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Воображение
Слайд 44Психология
Воображение
В зависимости от содержания деятельности различают такие виды воображения, как
художественное, научное, техническое.
Хорошо развитое воображение – одно из условий
новаторства во всех областях жизни. Оно необходимо не только ученому, художнику, писателю, но и конструктору, инженеру, специалисту в области менеджмента и маркетинга, представителям большого числа других профессий и специальностей.
Лекция «Познавательные процессы»
Слайд 45Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Воображение
Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.
Происходит изменение и преобразование человеком его представлений на основе
вычленения
из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства.
Например, изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения (литота) ее по сравнению с действительными и создание фантастических образов (великанов, гномов).
Слайд 46Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Воображение
Слайд 47Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Воображение
Слайд 48Психология
Воображение
Лекция «Познавательные процессы»
Слайд 49Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Воображение
Слайд 50Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Слайд 51Психология
Воображение
Возможна контаминация – с соединения в воображении вычлененных из
разных объектов их частей или элементов и создание мысленного образа,
не существовавшего ранее (сфинкс, кентавр, русалка).
Или мысленное усиление какого-либо свойства или качества, придания им несоразмерно большего или особого значения (эпитет, метафора) в характеристике объекта (вождь племени хитер, как лиса; враги трусливы, как зайцы).
Лекция «Познавательные процессы»
Слайд 52Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Воображение
Функции воображения:
- представлять действительность в образах,
- регулировать эмоциональные
состояния,
- производить произвольную регуляцию познавательных процессов и состояний человека,
- формировать внутренний план действий, т.е. способность выполнять их в уме,
- планировать и программировать деятельность.
Слайд 53Психология и педагогика
Практика «Познавательные процессы»
К плану практики
Функции воображения
Слайд 54Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Воображение
Виды воображения: пассивное и активное, продуктивное и репродуктивное,
конкретное и абстрактное. Пассивное бывает произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное
(гипнотическое состояние, фантазия, грезы, мечты, галлюцинации).
Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антициптирующее (предвосхищающее).
Близко к этим видам воображения находится эмпатия – способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать.
Слайд 55Психология и педагогика
Практика «Познавательные процессы»
К плану практики
Виды воображения
Слайд 56Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Воображение
Продуктивное воображение – действительность сознательно конструируется человеком, а
не просто механически копируется или воссоздается.
Воссоздающее воображение или репродуктивное
– конструирование новых образов, представлений у людей на основе прочитанного или услышанного.
Слайд 57Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Воображение
Антициптирующее воображение – предвосхищение будущих событий, предвидение результатов
действий.
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе
которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других. В творческом воображении выделяются две основные операции: диссоциация и ассоциация.
Слайд 58Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Воображение
Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе
которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки
опыта его элементы способны входить в новые сочетания.
Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Другие интеллектуальные операции: способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.
Слайд 59Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Воображение
Мысленный эксперимент – это вид познавательной деятельности, строящийся
по принципу реального эксперимента и принимающий структуру последнего, но развивающийся
целиком в идеальном плане.
Слайд 60Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Воображение
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой
связи с окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом тех
или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.
Слайд 61Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Воображение
Мечта от грез отличается тем, что она несколько
более реалистична и в большей степени связана с действительностью, то
есть в принципе осуществима. Мечта обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Слайд 62Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Воображение
Важное значение воображения состоит в том, что оно
позволяет человеку представить результаты труда до его начала. С помощью
воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. С помощью воображения, чисто волевым путем, человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.
Слайд 63Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Интеллект
Интелле́кт (от лат. intellectus – понимание, познание) –
способность к познанию, пониманию и разрешению проблем. Интеллект объединяет все
познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, память, представления, мышление, воображение.
Согласно академику Н. Н. Моисееву, интеллект – это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Зачатками интеллекта обладают животные. Развитие интеллекта выделило homo sapiens из мира природы.
Слайд 64Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Интеллект
Слайд 65Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Интеллект
Интеллект как способность обычно реализуется при помощи других
способностей: способности познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее
анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.
Слайд 66Психология и педагогика
Лекция «Понятие о психике. Познавательные процессы»
Познавательные процессы. Интеллект
Существенными
качествами интеллекта являются:
- Пытливость – стремление разносторонне познать то или
иное явление в существенных отношениях.
- Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.
- Гибкость и подвижность ума – способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях.
- Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учётом всех существенных сторон, всех возможных взаимосвязей.
- Доказательственность мышления характеризуется способностью использовать факты и закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов.
- Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение.
- Широта мышления – способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.
Слайд 67Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Интеллект
Способности интеллекта:
Предвидение возможных последствий предпринимаемых человеком действий, способность
предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Способность к интуитивному решению сложных
проблем.
Развитие отдельных качеств интеллекта определяется как генотипом и широтой жизненного опыта.
Негативным качеством интеллекта является ригидность мышления – его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.
Слайд 68Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Интеллект
Уровнем интеллекта называют уровень развития интеллектуальных способностей относительно
возраста. Люди с недостаточным уровнем интеллекта больны олигофренией или врожденным
слабоумием. Помимо этого, существует и приобретенное слабоумие – деменция.
Выделяют три степени врожденного слабоумия:
Дебильность (Иногда сохранена способность к труду.)
Имбецильность (Сохранена способность к самообслуживанию.)
Идиотия (Самая тяжелая степень олигофрении, когда человек не может разговаривать и сам себя обслуживать.)
Общие определенные функциональные нарушения познавательной способности человека могут привести к атрофии разума, осознанию только малой части реальности.
Снижение уровня интеллекта наблюдается в старческом возрасте с потерей зубов.
Слайд 69Психология
Лекция «Понятие о психике. Познавательные процессы»
К плану лекции
Интеллект
Коэффицие́нт интелле́кта (англ.
IQ – intelligence quotient) –количественная оценка уровня интеллекта человека. Он
определяется с помощью специальных тестов. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудированности).
Средний IQ выпускников американских ВУЗов составляет 115, отличников – 135–140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.
Слайд 70Психология
Практика «Познавательные процессы»
К плану лекции
Тесты для определения
Слайд 71Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Интеллект
Формула IQ = УВ / ХВ × 100
Где
УВ – умственный возраст, а ХВ – хронологический возраст. Например,
человек 20 лет от роду, интеллектуальный возраст которого составляет 22 года, имеет IQ 22 / 20 × 100 = 110. То есть ребёнок в 12 лет и выпускник ВУЗа могут иметь одинаковый IQ, потому что развитие каждого из них соответствует своему возрасту.
Слайд 72Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Интеллект
На процессы развития интеллекта влияет генетика и окружающая
среда. В частности, нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга
обрабатывать информацию. Исследования 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормление грудью младенца повышают его IQ. Прогулки на свежем воздухе тоже приводят к росту интеллекта.
Слайд 73Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Интеллект
Мэрилин вос Савант – американская писательница – самый
умный человек планеты, входит в общество Менса и Общество Прометея,
объединяющие людей, обладающих самым высоким IQ.
Менса (лат. стол) – крупнейшая организация для людей с высоким коэффициентом интеллекта. Это некоммерческая организация, открытая для всех, кто сдал стандартизованные тесты IQ лучше, чем 98 % населения. Тест должен сдаваться в присутствии наблюдателей. Организация имеет национальные группы в 50 странах мира, а количество членов превышает 100 тысяч человек из примерно 100 стран.
Слайд 74Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Интеллект
Науке известно очень малое число образцов такого интеллекта
как у вос Савант. По результатам различных тестов коэффициент ее
интеллекта определяется как 167+, 186, 218, 228 и 230. Вос Савант прошла свой первый тест на интеллект (тест Стэнфорда-Бине) ещё в 1956 г., когда ей было всего 10 лет. Тогда её результат составил 228 (иногда указывается округлённое значение – 230). В зрелом возрасте по результатам так называемого Мега-теста, разработанного академиком Рональдом К. Хефлином (англ. Ronald K. Hoeflin), её IQ составил 186. Такое резкое «падение интеллекта» на самом деле объясняется тем, что эти два теста используют разные шкалы. Тест Стэнфорда-Бине определяет уровень IQ, а Мега-тест – отклонение IQ от среднего уровня; уровень интеллекта 228 по тесту Стэнфорда-Бине соответствует отклонению IQ 188, а отклонение IQ 186 соответствует уровню 224.
Слайд 75Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Интеллект
Общество Мега (англ. The Mega Society) было основано
в 1982 году доктором Рональдом К. Хоэфлином для содействия психометрическим
исследованиям. Открыто для тех людей, чьи результаты по тесту на общий интеллект настолько высоки, что встречаются только у одного человека на миллион.
Слайд 76Психология
Лекция «Познавательные процессы»
Интеллект
Общество тройной девятки (ОТД) – международная организация, принимающая
в члены только тех, кто может доказать, что их коэффициент
интеллекта (IQ) находится на уровне верхней одной тысячной населения, то есть, выше, чем у 99,9 % всех людей. Этот уровень соответствует отметке IQ 150 при стандартном отклонении в 16 пунктов шкалы, или 142 при стандартном отклонении в 15 пунктов. Для сравнения, более известное общество Менса принимает всех, чей IQ находится на уровне верхних 2 % населения, что соответствует отметке IQ 132.