Слайд 1
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна
Слайд 2Знакомство с зарождением и развитием жанра камерной музыки – инструментального
концерта.
Вспомним, как называется художественный стиль в культуре и искусстве
европейских стран в период с 1600-1750 г.г.
Барокко– это один из самых красивых и изысканных стилей в искусстве. Предположительно происходит от португальского выражения pleurabarocco – жемчужина причудливой формы. И в самом деле, барокко – это жемчужина в цепи меняющихся художественных ценностей в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке.
Слайд 3В эпоху Возрождения инструментальная музыка стала самостоятельным искусством. В это
время появился ряд инструментальных пьес, вариаций, прелюдий, фантазий, рондо, токкат.
Среди музыкальных инструментов особой популярностью пользуются орган, клавесин, виола, различные виды флейт, а в конце 16 в. — скрипка. Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы. Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка звучала в оперном театре. Во Флоренции в конце 16 в. стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты. Возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, они стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы.
Слайд 5
В это время появился ряд инструментальных пьес: вариаций, прелюдий, фантазий,
рондо, токкат. Среди музыкальных инструментов особой популярностью пользуются орган, клавесин,
различные виды флейт, а в конце 16в – скрипка.
Слайд 6Жанры инструментальной музыки
Пьеса:
(танцы,гавот, вальсы, полька и другие),
скерцо, прелюдия, этюд,,
токката,
ноктюрн, рондо, рапсодия, поэма, фантазия.
В
А
Р
И
А
Ц
И
И
Циклы:
Сюиты,
Сонаты
(трио,
квартеты,
квинтеты,
и т.д.) ,
симфонии.
Сочетания и
переплетения
жанровых истоков
в одном произведении
(например,
пьеса
с элементами вариаций).
Слайд 7Жанровая классификация.
Классификация опирающаяся на отношении музыки и слова.
Инструментальная музыка
(бессловесная)
Вокальная музыка
(с «параллельным» словестным текстом)
Программная музыка
(программа – «словестное ведение»
в
инструментальное сочинение).
Слайд 8 жанр инструментальной музыки - концерт
Концерт (ит. concerto от лат.–
concerto– соревнуюсь) называют:
1.Публичное исполнение музыкальных произведений;
2. Жанр крупного
музыкального произведения виртуозного характера для солиста с оркестром, написанного чаще всего в форме сонатного цикла;
3. Полифоническая вокальная или вокально-инструментальная музыка, опирающаяся на сопоставление двух и более партий.
Концерт строится их трёх частей (быстро – медленно – быстро).
В истории музыки есть концерты для солирующего инструмента и оркестра, для оркестра без солистов, в русской музыке в XVIII веке возник жанр духовного хорового концерта.
Концерт - это состязание скрипача с симфоническим оркестром.
Слайд 9Программная музыка – род инструментальной музыки.
Это музыкальные произведения, имеющие
словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатлённое в ней содержание.
Программой может служить заглавие, указывающее, например, на явления действительности, которое имел в виду композитор или на вдохновившее его литературное произведение.
Слайд 10Ещё одно из замечательных произведений, написанных в жанре инструментального концерта
– концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна .
Концерт написан
композитором в пору творческой молодости, поэтому музыка концерта жизнеутверждающая, лучезарная, поющая.
Арам Ильич Хачатурян
(1903 – 1978)
Слайд 12В Концерте для скрипки с оркестром композитором ярко нарисованы музыкальные
картины из жизни народов Армении. А. Хачатурян – мастер оркестрового
колорита, его оркестровая палитра многоцветна, необыкновенно красочна. По яркости и сочности оркестровых красок её нередко сравнивают с живописью Сарьяна. Концерт написан в традиционной трехчастной форме. Отличительной особенностью данного произведения является применение приема монотематизма: во 2-й части и в финале проводятся темы 1-й части. В этих темах варьируется темп, фактура, ритм и динамика, тем самым изменяется образное значение основных тем: драматические и лирические темы 1-й части превращаются в образы народного праздника и веселья. Концерт отличается оптимизмом и жизнеутверждением, виртуозным блеском и всепроникающей народностью.
Слайд 13Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна прозвучали в исполнении
Давида Ойстраха.
Именно ему посвятил Хачатурян свой концерт,
Слайд 15А.И. Хачатурян – композитор XX века, представитель того пласта музыкальной
культуры, в котором отражены мысли и чувства нашего современника, жизнь
и быт нашей эпохи.
Дом-музей Арама Хачатуряна
Слайд 16Жизненный путь Хачатуряна закончился 1 мая 1978 года. Прошедшее с
этой печальной даты время позволяет укрепиться в оценке созданного им.
По пути композитора пошли многие музыканты Закавказья. Ими, так же как и предшественниками, создано немало ярких сочинений, тем не менее художественная высота творений Арама Хачатуряна остается и на сегодняшний день непревзойденной, классической.