Слайд 1И.С. Тургенев. Обзор жизни и творчества. Роман «Отцы и дети».
Сопоставление портретных характеристик героев. Проверка в.с.р. №1.
Слайд 4Дом-музей. Спасское –Лутовиново
Слайд 7План занятия:
«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия.
Основной конфликт
романа.
Особенности композиции романа.
Базаров в системе образов.
Сопоставление портретных характеристик Павла Петровича
и Базарова. Работа с иллюстрациями художников П.М. Боклевского и К.И. Рудакова.
Слайд 8Ответьте на вопросы:
Что такое социально - психологический роман? Какие произведения
можно отнести к этому жанру?
Что такое «обломовщина»?
Какова идея романа «Обломов»?
Что
такое конфликт?
Что такое сюжет?
Что такое идея?
Какое значение имеет название художественного произведения? Может ли оно имеет несколько значений?
Знакомы ли вы с творчеством И.С.Тургенева? Какие произведения вы изучили?
Слайд 10И.С.Тургенев писал:
«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса.
Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и
вялость, ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность»
Слайд 11История создания романа:
По признанию Тургенева, "первая мысль" нового романа пришла
к нему в Англии, где писатель лечился "в маленьком городке
на острове Уайте". За границей писателя продолжали одолевать раздумья о России. Он "напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что <…> окружало". Предметом размышлений незаметно сделались воспоминания о встрече с "провинциальным молодым врачом". Казалось, этому знакомству не стоило придавать значения, поскольку такого рода человек был "один, и уже скончался" к моменту творческих раздумий. Писатель с обычной прозорливостью понял, что перед ним оказался представитель нового поколения: "В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было сильное…" На этот раз дар предвидения поразил самого писателя: "Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду..." Все же Тургенев с увлечением принимается за работу: "Фабула понемногу сложилась в моей голове: в течение зимы я написал первые главы, но окончил повесть уже в России…" В дневник от 30 июля 1861 года писатель заносит: "Часа полтора тому назад я закончил, наконец, свой роман... Не знаю, каков будет успех".
Роман опубликован в феврале 1862 г. в журнале «Русский вестник», в этом же году вышел отдельным изданием.
Слайд 12«Ну и досталось же ему за Базарова...» Ф.М.Достоевский
Роман был опубликован
в 1862 году в журнале «Русский вестник»
Он вызвал такую бурю,
какую не вызывала ещё ни одна книга
Слайд 13Кто и что писал о романе
М.А.Антонович: Базаров – «карикатура» на
молодое поколение, «чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом» роман
скучный, художественно несовершенный
Д.И.Писарев: Базаров – художественно воплощенная мечта о могучем деятеле- реформаторе
Слайд 14И ещё…
Хлестали без стеснения. “Иуда, дурак, осёл, гадина, плевательница —
это самое меньшее, что обо мне говорилось”, — писал Тургенев.
Это он говорит о том самом письме, где сказано, что Базаров был задуман “героически идеализированным”.
На студенческих собраниях по поводу «Отцов и детей» Тургенева обвиняли, что он в искаженном свете представил молодое поколение в образе Базарова.
Споров было много, полемика была бурная, роман ругали и демократы и аристократы.
В чем причина этого?
Слайд 15Писатель - провидец
Тургенев с присущей ему социальной остротой
уловил и развернул основной конфликт кризисной, революционной эпохи – бескомпромиссную
борьбу революционеров- демократов с либералами
Слайд 16«Воздух эпохи»
Время написания
романа – 1861 год
Время действия –
1855-1861
– время,
сложное для России
Правление
АлександраII
-стремление
к образованию различных
слоёв
населения
Разночинцы выбирают
естественные науки
Меняются
вековые устои
России
Слайд 17
Смысл названия романа
«Я попытался представить
конфликт двух поколений» (И.С.Тургенев)
Отцы
дети
Социальный
(конфликт аристократов
и
разночинцев)
Психологический
конфликт (конфликт
поколений)
Слайд 18Композиция романа
Марьино
Никольское
Деревенька Базаровых
Самостоятельно поставьте проблемный вопрос
по данной схеме и
дайте на него ответ
Слайд 19Мастерство Тургенева в создании образов романа
Портретная характеристика
Слайд 20Павел Петрович Кирсанов. Художник П. Боклевский. 1870-е
Павел Петрович Кирсанов. Художник
Е. Рудаков. 1946–1947
Слайд 21Базаров. Художник К. Рудаков.
1948-1949
Базаров. Художник П. Боклевский. 1870-е
Слайд 22Прототипы Базарова
В письме к К.К.Случевскому из Парижа от 14
апреля 1862 года Тургенев называет истинных «отрицателей», лидеров демократического движения.
В их учениях демократы-разночинцы черпали материал для своих теорий, для построения политических и эстетических программ.
«В основе главной фигуры ,Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом молодом человеке воплотилось то, едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма» (И.С.Тургенев).
Слайд 23«Отрицатели, или нигилисты»
Добролюбов Н.А. (1836-61), русский критик, публицист, революционный
демократ. С 1857 года постоянный сотрудник журнала «Современник».
Слайд 24«Отрицатели, или нигилисты»
Чернышевский Николай Гаврилович (1828-89), писатель, литературный критик.
Один из руководителей журнала «Современник».Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг.
Слайд 25«Отрицатели», или нигилисты
Белинский Виссарион Григорьевич (1811-48), русский литературный критик.
Сотрудничал в журналах «Телескоп», «Отечественные записки» и «Современник»
Слайд 26И все же: роман или повесть?
РОМАН- литературный жанр, как правило,
прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности
главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.
ПРОБЛЕМА РОМАНА.
Несмотря на исключительную распространенность этого жанра, его границы до сих пор недостаточно ясны и определенны. Наряду с произведениями, носящими это имя, мы встречаем в литературе последних столетий крупные повествовательные произведения, которые называются повестями. Некоторые писатели дают своим большим эпическим сочинениям название поэмы (достаточно напомнить Гоголя, его «Мертвые души»).
Слайд 27ПОВЕСТЬ — род эпической поэзии, в русском литературном обиходе противопоставляемый
обычно роману, как более крупному жанру, и рассказу, как жанру
меньшему по объему. Однако применение этих трех наименований у отдельных писателей настолько разнообразно и даже случайно, что приурочить каждое из них, как точные терминологические обозначения, к определенным эпическим жанрам крайне затруднительно. Пушкин называет повестями как «Дубровского» и «Капитанскую Дочку», которые легко могут быть, отнесены к романам, так и коротенького «Гробовщика», входящего в цикл «Повестей Белкина».
ПОВЕСТЬ — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом или новеллой, с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
Слайд 28Вывод:
Как большой художник, преодолевая свои симпатии и антипатии
как в изображении отцов, так и в изображении детей, он
старался нарисовать верную картину жизни русского общества 60-х годов XIX века.
В романе Тургенева отражена идейная борьба между основными общественными силами в России 50-х – 60-х годов XlX столетия.