Слайд 2Искусство
Искусство – особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой
творческое воспроизведение действительности в художественных образах.
Форма существования искусства – художественное произведение
(поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).
Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки – звук, для изобразительного искусства – цвет, для скульптуры – объем.
Слайд 3Функции искусства
эстетическая функция позволяет воспроизводить действительность по законам красоты,
формирует эстетический вкус;
социальная функция проявляется в том, что искусство
оказывает идейное воздействие на общество, преобразуя тем самым социальную реальность;
компенсаторная функции позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни;
гедонистическая функция отражает способность искусства приносить удовольствие человеку;
познавательная функция позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов;
прогностическая функция отражает способность искусства строить прогнозы и предугадывать будущее;
воспитательная функция проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека.
Слайд 4Виды искусства
Литература использует словесно-письменные средства для построения образов.
Музыка использует
звуковые средства.
Танец использует для построения образов средства пластических движений.
Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета.
Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека.
Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму.
Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами.
Театр.
Цирк.
Кино.
Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств – оптических и химических или цифровых.
Слайд 5Искусство и наука
Наука, изучающая искусство в целом
и связанные с ним явления – искусствоведение. Отрасль философии, занимающаяся
изучением искусства – эстетика. Феноменами, связанными с искусством, занимаются и другие общественные и гуманитарные науки, такие как культурология, поэтика, семиотика и др.
Отличия искусства от науки:
наука и техника оказывает большее влияние на вещи, а искусство – на психологию
наука добивается объективности, авторы же творений искусства вкладывают в них свои чувства
научный метод строго рационален, в искусстве же всегда есть место интуитивности и непоследовательности
каждое произведение искусства является единым и законченным, каждый научный труд – лишь звено в цепи предшественников и последователей
Слайд 8Мораль
Моралью называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и
ее выражение в реальной жизни людей.
Мораль – принятые в обществе
представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Слайд 9Функции морали
оценочную – рассмотрение поступков в координатах добра и
зла;
регулятивную – установление норм, принципов, правил поведения;
контролирующую –
контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
интегрирующую – поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
воспитательную – формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.
Слайд 10Мораль
Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей
целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек
осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг – обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом – общественным мнением и внутренним образом – совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.
Слайд 13Мораль
Этический кодекс или моральный кодекс – система
правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества, выражающих
понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества.
Примерами религиозных моральных кодексов являются:
Золотое правило нравственности
Десять заповедей
613 заповедей в иудаизме
Восьмеричный Путь и Десять заповедей буддизма и др.