Слайд 1Ислам
Хариджиты
Выполнила:
Обучающаяся
Группы «19КОМ2»
Слайд 2
Кто такие хариджиты?
Хариджи́ты (от араб. الخوارج — выступившие (в том
числе против власти), покинувшие) — первая в истории ислама религиозно-политическая
группировка, обособившаяся от основной части мусульман. Возникли после Сиффинской битвы 657 года, в период смуты между мусульманами.
Слайд 3Предводители и лидеры хариджитов
Первыми предводителями хариджитов являются «мухаккимиты», которые выступили
против халифа Али, когда он принял решение назначить двух судей
для урегулирования конфликта и обсуждения условий мирного соглашения с Муавией. Хариджиты собрались в местности Харура вблизи города Куфа, их руководителями были ‘Абдуллах ибн аль-Кавва аль-Яшкури ат-Тамими, ‘Итаб ибн аль-А’ур, ‘Абдуллах ибн Вахб ар-Расиби, Урва ибн Худайр, Язид ибн Абу ‘Асим аль-Мухариби и Харкус ибн Зухайр, известный по прозвищу Зу-с-Судайя.
Среди них также находился ‘Абдур-Рахман ибн Мульджам, который впоследствии убил Али, когда тот совершал утреннюю молитву (это был человек, которого в своё время хвалил сам ‘Умар ибн аль-Хаттаб. Аз-Захаби в «аль-Мизан» рассказывал о нём: «Он был усердным в поклонении и покорным Аллаху, но имел дурной конец, ибо он убил повелителя правоверных ‘Али ибн Абу Талиба, желая приблизиться к Аллаху пролитием его крови!»).
Главой иракских хариджитов был Нафи’ ибн аль-Азрак, а самыми свирепыми в своем мятеже против ‘Али были хариджиты Ямамы, во главе которых стояли Наджда ибн ‘Амир, аль-Аш’ас ибн Кайс, Мисар ибн Фадаки ат-Тамими и Зайд ибн Хусайн ат-Таи.
Слайд 4Вероубеждение
Религиозные взгляды хариджитов в основном совпадают со взглядами суннитов. Но
хариджиты признавали законными только двух первых халифов — Абу Бакра
и Умара ибн аль-Хаттаба, не признавая Усмана ибн Аффана, Али и всех остальных (Омейядов, Аббасидов и др.).
Основным пунктом учения было признание равенства всех мусульман (арабов и неарабов) внутри уммы. Во взгляде на халифат считают, что халиф должен быть выборным и обладать только исполнительной властью, а судебная и законодательная власть должна быть у совета (шура). Проповедовали идею множественности халифов.
Выработали представления о малом и большом грехе. По их мнению, мусульманин, совершивший большой грех, выводится из ислама и приравнивается к неверному.
Слайд 5Развитие движения
Первыми хариджитами стали 12 тысяч воинов из армии халифа
Али, которые взбунтовались после заключения перемирия с Муавией ибн Абу
Суфьяном. По своему лозунгу ("решение (хукм) принадлежит Аллаху") современниками они были названы мухаккимитами. Воины, не признавшие третейский суд, покинули ряды армии и с семьями ушли в Басру, где основали военную базу. Совершая оттуда налёты на верные халифу города - то есть, фактически выступив против халифа - воины и были названы собственно "хариджиты". Группировка действовала в Ираке, Иране, Аравии, Йемене и Северной Африке. Практиковали политические убийства своих противников (в 661 году хариджитами был убит халиф Али, ранен Муавия) и мятежи как способ достижения своих целей.
Учение стремительно идеализировалось и радикализовывалось. Так, уже в 80-е г. VII в. в Ираке выделилось крыло азракитов, а в восточной Аравии - надждитов. В 20-е г. следующего века в Аравии оформились течения ибадитов и байхаситов, а на территории современного Афганистана - аджрадитов, от которых откололись впоследствии саалабиты. По теологическим мотивам группировки дробились и далее, так что в X веке в разных регионах Халифата существовало около двадцати хариджитских общин.
Единодушно выступая против власти халифов, хариджитские группировки соперничали между собой в теологических вопросах, что не позволило им стать единым оппозиционным движением. Признание неверными всех остальных течений, кроме своего, исключало любые переговоры. Жестокость, с которой хариджиты вели боевые действия, отпугивала от них местное население. Однако для войск в правительственном стане хариджиты не являлись врагами ислама и потому могли находить (и регулярно находили) сочувствие.
Слайд 6Движение хариджитов в 680/690-е сопровождалось военными успехами. Наступление азракитов было
остановлено только ал-Мухаллабом ибн Абу Суфром в битве под Рамхурмузом.
Однако даже после этой победы весь Южный Иран к востоку от Казеруна оставался подконтролен азракитам. Так, отряды Катари ибн аль-Фуджа'а аль-Мазини действовали в Южном Иране до 697 г. н.э., а окончательно были разбиты только в 699-м. Параллельно с азракитам в Северный Ирак в конце лета 695 года н.э. вторглись отряды суфритов под командованием Шабиба ибн Йазида, которые были выбиты только в марте 697 г. н.э.
Поражение двух крупнейших и радикальнейших хариджитских мятежей не стало концом движения. Боевые отряды ибадитов действовали в Аравии вплоть до Третьей фитны, где в 747 г. н.э. захватили Мекку и были выбиты лишь в 748 г. Это обстоятельство отвлекало крупные войсковые формирования из Хорасана, где начиналось выступление Аббасидов, и сыграло определённую роль в успешном для них исходе гражданской войны.
В настоящее время ибадиты («умеренные» хариджиты) составляют большинство населения в Омане.
Слайд 7Секты
Мухаккимиты
Азракиты
Надждиты
Байхаситы — ’ауниты — асхаб ат-тафсир — асхаб ас-суал
Аджрадиты —
салтиты — маймуниты — хамзиты — халафиты — атрафиты —
шуайбиты — хазимиты
Саалабиты — ахнаситы — мабадиты — рушайдиты — шайбаниты — ма’лумиты и маджхулиты — бид’иты
Ибадиты — хафситы — хариситы — язидиты
Суфриты-зиядиты