Слайд 1Тема.8 Приоритеты государственной политики расходов общественного сектора
Теория государственных расходов. Группировка
и структура госрасходов в развитых странах в сравнении с РФ
Основные
расходы бюджетной системы РФ в сравнении с зарубежными странами
Структура расходов в бюджетной системе РФ по основным группам
Слайд 21. Теория государственных расходов
-Невозможность дозирования производства общ. благ через систему
цен ведет к тому, что конкурентный рынок не производит эффективного
по Паретто количества общественных благ.
- Возникает необходимость производства общественных благ в общественном секторе.
- Согласие о вынужденной плате налогов.
- Общественные блага, для которых предельные затраты равны нулю, должны предоставляться бесплатно, несмотря на возможность назначить за них плату.
Слайд 3Способы «дозирования»
1. установление платы либо предоставление одинакового количества блага каждому
потребителю (школьное образование);
2. организация очереди, лист «ожидания» (медицинские услуги)
Слайд 4Группировка и структура государственных расходов в развитых странах в сравнении
с Российской Федерацией
Слайд 5Государственные расходы - группы
1.расходы на государственное управление, охрану правопорядка, оборону;
2.
социальные расходы (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение);
3. финансирование национальной экономики
4. межбюджетное выравнивание
5. обслуживание государственного долга.
Слайд 6Динамика доли государственных расходов к ВВП, развитые страны, в%
Слайд 72.Основные расходы бюджетной системы РФ в сравнении с зарубежными странами
Слайд 8Структура расходов консолидированных бюджетов стран «большой семерки» и Российской Федерации
(в % ВВП)
Слайд 9Структура расходов консолидированных бюджетов стран СНГ и России (по данным
МВФ), в % к ВВП
Слайд 123.Структура расходов в бюджетной системе РФ по основным группам
Слайд 13Приоритеты расходов 2010-2012 гг (Бюджетное послание Президента РФ)
финансовое обеспечение пенсионной
реформы;
безусловное выполнение социальных обязательств государства с повышением адресности социальной
помощи; (реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование");
стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике: высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций; развитие транспортной системы;
поддержка агропромышленного комплекса и развитие села ;
реализация мер, по стабилизации ситуации на рынке труда;
финансовое обеспечение модернизации армии;
оптимизации расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей.
Слайд 14Приоритеты расходов 2010-2012 гг
сохранение объема стипендиального фонда для обучающихся в
федеральных учебных заведениях на уровне 2009 года;
финансовое обеспечение судебной системы;
подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г.Владивосток в 2012 году);
предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и межбюджетных субсидий социального характера
Слайд 15Расходы консолидированного бюджета РФ, в % к расходам
Слайд 161.Расходы на госуправление, охрану правопорядка, оборону;
Общегос.вопросы,нац.оборона, безопасность, правоохранительная деятельность –
около трети расходов бюджетной системы
Слайд 18Анализ госрасходов на оборону
1. Динамика – по годам, в сравнении
с другими странами
2. Структура расходов - на текущее потребление (обеспечение
деятельности, личный состав) и капитальное (разработка и внедрение новых типов вооружения, научно-исследовательские разработки).
Слайд 19Пример: расходы на национальную оборону- мировой опыт
Военные расходы в государственных
бюджетах подавляющего большинства стран мира составляют от 0,5% до 10%
ВВП.
Мировой опыт показывает:
уровень милитаризации > 10 % приводит к деградации экономики государства;
уровень милитаризации < 2 % приводит к деградации военной организации государства.
Слайд 20Военные расходы в странах, в % к ВВП 2010г., %
Источник:
SIPRI Yearbook 2010
Слайд 21Военные расходы стран мира в 2009 году*
* данные ЦРУ
в открытом доступе https://www.cia.gov/
** для сравнения, бюджет ООН составляет не
более 2% от совокупного военного бюджета стран мира.
*** максимальные военные расходы на душу населения - в Катаре (10 242 $ по ППС).
Слайд 23Динамика основных статей расходов на оборону в США 2006-2010гг.
Источник: Department
of Defense
Слайд 24Динамика расходов на национальную оборону РФ 2006-2013гг.,%
Источник: Министерство финансов РФ
Слайд 25Источник: Department of Defense
Всего расходов из бюджета – 530 млрд.
долл. США
Операции в Афганистане, Ираке и т.д. – около 15-20%
от б. расходов
+ 500 тыс. долл. США в год
Структура расходов в бюджете США 2012г., %
Слайд 26Источник: Ministry of National Defense of the People's Republic of China
*
Суммарные расходы - 110,7 млрд. долл. США
Структура расходов в бюджете
Китая 2010г., %
Слайд 27Источник: Министерство финансов РФ
Всего – 2 098,6 млрд. рублей
Гособоронзаказ –
в 2010 году — 380 млрд рублей, 2011 году — 460 млрд,
2012
году — 596 млрд, 2013 году — 980 млрд рублей.
Структура расходов Вооруженных сил РФ 2013г., %
Слайд 282. Структура расходов: государственные социальные расходы
1. Социальные расходы федерального бюджета
2.
Социальные расходы консолидированного бюджета
3. Расходы государственных внебюджетных фондов (ПФР,ФСС,ФОМС)
Слайд 29Финансирование социальной сферы (источники)
1. Бюджетные ресурсы
2. Государственные внебюджетные фонды.
3.Ресурсы некоммерческого
сектора.
4.Средства предприятий и домашних хозяйств
Слайд 30Социальные расходы консолидированного бюджета
Куда:
Образование
Здравоохранение
Культура, кинематография, СМИ
Физкультура и спорт
Социальная политика
Как:
В практике бюджетного финансирования – среднегодовое число единиц сети бюджетных
учреждений, госзадание
Слайд 31Развитие методов бюджетного финансирования
Самостоятельное финансирование на началах хозяйственного расчета –коммунальное
и гостиничное х-во, бытовое обслуживание, пассажир.транспорт и т.д.)
Сметное бюджетное финансирование
– учреждения образования, здравоохранения и культуры;
Смешанное – жилищные организации, учреждения культуры, искусства и т.д.
Программное (госзаказ)
Слайд 32Расходы консолидированного бюджета РФ, в % к расходам
Слайд 33Разграничение основных расходных полномочий по финансированию соц. сферы
Слайд 34Государственные внебюджетные е фонды - защита населения от социальных рисков.
Государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонды
обязательного медицинского страхования) - это самые крупные из внебюджетных фондов федерального значения. В 2012 г. в них аккумулировалось более 12 % ВВП.
Социальные внебюджетные фонды, являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, но их самостоятельность ограничена государством – оно определяет уровень страховых платежей, принимает решения об изменении структуры и уровня денежных выплат, обеспечивает контроль за деятельностью фондов.
Слайд 35Государственные внебюджетные фонды, 2011-2013, трлн.руб
Слайд 36Национальные проекты: приоритеты – 2006 –2008 гг.
Слайд 37Расходы на сферу образования в 2010 году
1 872, 2 млрд.
руб. в том числе:
Федеральный бюджет
Государственные внебюджетные фонды
Консолидированные бюджеты субъектов РФ
Бюджет госуд. Территориальных внебюджетных фондов
424, 8 млрд. руб.
0,1 млрд. руб.
1 447,2 млрд. руб.
0,1 млрд. руб.
Слайд 39Совокупные расходы государства и частного сектора на высшее образование, в
% от ВВП
Источник: ОЭСР, www.oecd.org/edu/eag2011
* только гос. расходы; Канада –
2007 г.
Слайд 40Структура бюджета здравоохранения РФ
Слайд 41При этом -более 50% пациентов платят за лечение в стационарах,
30% - за амбулаторно-поликлиническую помощь, 65% - за стоматологические услуги
Слайд 42К основным финансовым проблемам в здравоохранении можно отнести следующие:
Острейшая
нехватка денежных средств в связи с отсутствием ощутимого экономического роста
в стране и сохраняющимся остаточным принципом финансирования здравоохранения.
Объем государственных расходов в России на здравоохранение в 2010 составлял 3,3%ВВП. Примерно на таком уровне приоритетности здравоохранения находятся развивающие страны со средним уровнем дохода (Бразилия – 3,4%, Парагвай – 3,0%, Перу – 2,8%).
Расходы на здравоохранения в развивающихся странах
Слайд 43Социальные расходы в России могут оказаться к 2050 году одними
из самых высоких в мире
Слайд 44Опыт Китая
В Китае нет общенационального стандарта доступа к системе социального
обеспечения. Он привязан к региону прописки и действующим там нормативам.
Человеку, который 20 лет работает в Пекине, но имеет прописку в деревне в провинции Цзянси, крайне трудно отдать ребенка в пекинскую школу. Он не сможет устроиться на работу по целому ряду профессий и не может претендовать на социальную поддержку (только по стандартам своей малой родины).
Институт прописки ставит многих китайских граждан в положение таджикских мигрантов в Москве, вынужденных годами жить полулегально и в отрыве от семей.
Слайд 453. Финансирование национальной экономики
Слайд 46Экономические расходы бюджетной системы
1. Финансирование отраслей нац.экономики
2.Инвестиционный фонд
3. Федеральные целевые
программы(ФАИП,ФЦП)
Слайд 47Расходы консолидированного бюджета РФ, в % к расходам
Слайд 48Формирование инвестиционного фонда
Слайд 49Формирование и распределение средств
Инвестиционного Фонда
Слайд 50Годовой объем Фонда - бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете
на соответствующий финансовый год на оплату принятых и принимаемых расходных
обязательств Российской Федерации по реализации проектов
В 2012 году объем бюджетных ассигнований Фонда, предусмотренный законом о бюджете на 2012 год, составлял 37,9 млрд. рублей.
Источники
Слайд 53Инвестиционные проекты по отраслям экономики
Слайд 54Примеры финансируемых инвестиционных проектов
инвестиционные проекты общегосударственного значения
региональные инвестиционные проекты
Промышленный комплекс
г. Новомосковск Тульской области (2007 – 2016 годы)
Строительство железнодорожной линии
Кызыл – Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва (2008 - 2014 годы)
Инвестиционный проект "Комплексное развитие Южной Якутии" (2008 – 2019 годы)
Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области (2006 – 2021 годы)
…..
Реконструкция системы водоснабжения г. Перми
Развитие системы теплоснабжения в г. Владимир и Владимирской области
Создание свиноводческого комплекса в Тальменском районе Алтайского края (1 этап)
Строительство завода по производству замороженного приготовленного картофеля и картофельных хлопьев
Переработка и захоронение твердых бытовых отходов
……
Слайд 57Расходы на НИОКР,% ВВП
.
Численность персонала, занятого
НИОКР, на 10 000
занятых в экономике
(правая шкала)
1.17
1.31
1.89
2.19
2.55
2.60
3.15
3.49
3.98
Слайд 58В июне 2007 года правительство приняло пятилетнюю госпрограмму в области
сельского хозяйства. Ее основанием стал принятый Госдумой закон о развитии
сельского хозяйства.
Слайд 59Расходы федерального бюджета
на дорожное хозяйство
млрд.руб.
Слайд 60Государственные капитальные вложения
и Инвестиционный фонд
500,1
386,2
0
100
200
300
400
500
+29,5 %
2006
2007
110,6
69,7
0
50
100
150
200
+58,6 %
2006
2007
Федеральная адресная
инвестиционная программа
Инвестиционный фонд
млрд.руб.
Слайд 61Инвестиции в дорожное строительство и ввод автомобильных дорог
Километры
% ВВП
Слайд 62Инвестиции в электроэнергетику (% ВВП)
и потребление электроэнергии (трлн. квт.
ч)
%
Трлн. Квт.ч
% ВВП
Слайд 63Финансовые ресурсы в рамках антикризисных мер Правительства РФ в 2009
году (млрд. руб.)
14
Слайд 64Бюджетные ассигнования федерального бюджета на поддержку
финансового рынка, рынка труда,
отраслей экономики, меры социальной политики в 2009 году (млрд. руб.)
15
Слайд 65Изменение бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП в 2009 году (млрд.
руб.)
22
Слайд 6623
Изменение бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП в 2009 году (млрд.
руб.)
Слайд 6724
Изменение бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП в 2009 году (млрд.
руб.)
Слайд 68Государственные расходы по обслуживанию и выплате госдолга
1. Обслуживание госдолга
2.Выплата госдолга
3.Внешние
и внутренние источники покрытия дефицита бюджета
Слайд 69Погашение и обслуживание
государственного внешнего долга, млрд.дол. США
14,0
14,1
17,5
16,1
17,7
Слайд 70Процентные расходы(обслуживание госдолга)
Слайд 71Резервный фонд и Фонд национального
благосостояния в 2009 году (млрд.
руб.)
28
Слайд 72Источники финансирования дефицита ФБ в 2010 г.
Резервный фонд – более
60%
Фонд нац.благосостояния – 13,1%
Другие источники – 23.5%
Слайд 73Динамика государственного долга РФ в 2008 - 2012 гг.
Слайд 74Другие источники внутреннего финансирования дефицита
федерального бюджета в 2009 году
(млрд. руб.)
26
Слайд 75Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в 2009 году (млрд.
руб.)
27
Слайд 76Государственные расходы на межбюджетное выравнивание
1. Оценка сбалансированности бюджетов регионов
2. Финансовая
помощь регионам и муниципалитетам
Слайд 77Оценка сбалансированности бюджетов регионов
в 2009 году (млрд.руб.)
33
Слайд 79Расходы федерального бюджета по разделу «Межбюджетные трансферты» (млрд. руб.)
19