Слайд 1Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как эффективное
средство реализации ФГОС
Слайд 2Цели использования информационных технологий
1.Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной
деятельности в условиях информационного общества через:
- развитие алгоритмического мышления;
- развитие
творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.
Слайд 3Цели использования информационных технологий
2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного
общества:
- подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.
3.
Мотивация учебно-воспитательного процесса:
повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Слайд 4У учащихся формируются ключевые компетенции:
умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по
интересующей теме;
умение работать в группе;
умение находить информацию в различных источниках;
коммуникативная
компетентность;
сознание полезности получаемых знаний и умений.
Слайд 6Использовать ИКТ можно на любом этапе урока:
во вступительном слове учителя
или учащихся;
на этапе предъявления учебной информации;
на этапе усвоения учебного материала
в процессе интерактивного взаимодействия с компьютером;
на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);
Слайд 7на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов
обучения;
на этапе углубленного изучения материала ( классификации, систематизации и
др.);
во внеурочное время при подготовке домашних заданий;
при подготовке к внеклассным мероприятиям.
Слайд 8Активные модели ИКТ
Мультимедийные презентации
Электронные тренажёры
Компьютер
ные тесты
Электронные проекты
Электронные энциклопедии
Информационно-обучающие программы
Слайд 9Основные направления
использования ИКТ на уроках:
Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).
Обучающие программы,
тренажёры.
Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, модели, таблицы, понятия).
Тесты.
Игровые задания.
Самостоятельная
поисковая, творческая работа учащихся.
Слайд 10Использование визуальной информации (иллюстративного, наглядного материала).
Слайд 11
Виды
визуальной информации
Презентации
Видеофрагменты
Экранизация русской классики
Заочные экскурсии
Электронные словари и
энциклопедии, Интернет-ресурсы.
Слайд 12
Цели использования презентации на уроке :
актуализация знаний;
сопровождение объяснения нового
материала;
первичное закрепление знаний;
обобщение и систематизация знаний.
Слайд 13К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»
Урок – мастерская.
Литература 5 класс
Слайд 14ДАРИТЬ тепло другим – согреваться самому.
Слайд 15 Я думаю, что тёплым может быть….
Слайд 16Герои сказки:
Филька
Раненый конь
Мельник Панкрат
Бабка
Сорока
Мороз, метель
Ребята, жители деревни Бережки
Слайд 17Групповая работа:
1 гр. – Метель и мороз
2 гр. – Волшебство
в сказке
3 гр. – Мудрый дед Панкрат
4 гр. – Раненый
конь
5 гр. – Поведение и душевное состояние Фильки
Слайд 18Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать
причину злых поступков и находить в себе силы для добрых
дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла.
Слайд 20Что же значат слова «Дарить тепло другим – значит согреваться
самому»?
«Тёплый хлеб» - это не только тот подарок, который делает
«исправившийся» Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.
Слайд 21
Работа с обучающими программами по русскому языку
тренажёрами, тестами
Слайд 22
Обучающие программы и тренажёры помогают:
повысить интерес учащихся к предмету;
повысить успеваемость
и качество знаний учащихся;
сэкономить время на опрос учащихся;
неограниченное количество раз обращаться
к заданиям;
Слайд 23дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;
дают возможность
эффективно повторять пройденный материал.
Слайд 24Использование интерактивного демонстрационного материала (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
Слайд 25
Виды работ с применением ИКТ
Подготовка к творческим работам (сочинениям, изложениям).
Работа
с текстами.
Работа со схемами.
Конструирование по заданным схемам (слов, словосочетаний,
предложений).
Работа с таблицами, моделями.
Словарная работа.
Слайд 26Урок развития речи
Сочинение-описание по
картине А.М.Герасимова
«После дождя. Мокрая
терраса»
Слайд 27«После дождя. Мокрая терраса»
передо мной картина художника ……
жанр картины
- ….
на картине изображён……..день
первое, что бросается в глаза- часть террасы,
сад, зелёная листва ……
прошёл летний ……..
всё напоено………., , влажный блеск на всём
Слайд 28Фрагмент – часть какого-либо произведения искусства, живописи…
пламенеют в ……….графине …..,
на них тоже висят капельки…..
на …. опрокинутый стакан
кругом влажный……..,
неяркий ……свет
на…..полу …….от стола и перил , блеск мокрых половиц
Слайд 29
Что мы видим на переднем плане?
Как выглядит терраса после
дождя?
Слайд 30Что мы видим на заднем плане картины?
Слайд 31 Работа с текстом.
Задание: вставить
наречия.
Был полдень ____________ палило солнце. На горизонте появилась черная туча,
которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться_______заметались птицы.
?
Слайд 32 Был полдень, беспощадно палило
солнце. На горизонте
появилась черная туча, которая медленно двигалась с запада на восток.
Внезапно подул ветер. Молодая березка испуганно затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния, глухо раздался первый удар грома. Спеша укрыться, беспорядочно заметались птицы.
?
Слайд 33Самостоятельная работа
Возвратная форма глагола образуется с помощью…
Глаголы в возвратной форме
обозначают действие, которое…
Непереходные глаголы, образованные с помощью –ся, (-сь) от
переходных,
называются…
4. Суффикс –ся (-сь)… в основу слова.
5. Возвратные глаголы с –ся (-сь)
всегда являются…
суффикса –ся (сь)
направлено на себя
возвратными
не входит
переходными.
Слайд 34 Замените выделенные слова причастиями.
1. Увидел я кудрявый лес, который
дышал весенней прохладой.
2. Ландыши, которые уже распустились, издавали тонкий, нежный
аромат весны.
3. Впереди нас были темно-синие вершины гор, которые покрылись снегом.
4. Около купальни, которая строилась под зелёными ветвями ивняка, барахтался в воде плотник Герасим.
Слайд 35
Проверьте свою работу
1. Увидел я кудрявый лес, дышащий
весенней прохладой.
2. Ландыши, уже распустившиеся, издавали тонкий, нежный
аромат весны.
3. Впереди нас были темно-синие вершины гор, покрытые снегом.
4. Около купальни, строящейся под зелёными ветвями ивняка, барахтался в воде плотник Герасим.
Слайд 36
Работа со схемами,
моделями.
Помогает лучше запоминать теоретический материал.
Помогает применять правила на
практике.
Развивает логическое мышление, зрительную память.
Слайд 37Самостоятельные части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Наречие
Имя числительное
Слайд 38НЕ с причастиями
Употребляется слово без НЕ или не употребляется?
НЕ употребляется
Употребляется
Слитно
Краткое
или полное?
Краткое
Полное
Раздельно
Есть ли зависимое слово?
ДА
НЕТ
Есть ли противопоставление, частицы?
ДА
НЕТ
Слайд 39Виды предложений
По цели высказывания
По эмоциональной окраске
Повествовательные
Рассказ
Вопросительные
Вопрос
Побудительные
Просьба
Приказ
Совет
Восклицательные
Выражают эмоции
Невосклицательные
Не выражают эмоций
Слайд 40Наречие
………часть речи
Сочетаются с……..,
Не………………
В предложении………
Отвечают на вопросы
Слайд 41Наречие
Самостоятельная
часть речи
Сочетаются с глаголами,
прилагательными,
наречиями,
реже –
с существительными.
Не
изменяются
Обстоятельства,
реже-определения и
сказуемые.
?
Где? Куда? Когда?
Откуда?
Зачем? Почему?
Как?
Слайд 42
Конструирование по заданным схемам (слов, словосочетаний, предложений).
П.об.
/Освещённые солнцем / деревья качались.
(перед определяемым словом не обособляется)
Слайд 43Составь предложения
по схеме.
Деревья , /освещённые солнцем/, качались.
(после определяемого слова
обособляется)
П.об.
Слайд 44Причастие
Действительные
Страдательные
Наст. вр.
Прош. вр.
УЩ-ЮЩ
АЩ-ЯЩ
Ш
ВШ
ОМ-ЕМ-ИМ
Н-НН-ЕНН
Т
Несовершенный
Совершенный
Слайд 45Распределите глаголы в две колонки, выделите окончание:
Держать
Живут
Идёшь Вскакивать
Ездить Ненавидеть
Поём Доверять
Строит Бороться
Стелить Сеять
Обидеть Мокнуть
Обижаться Видеть
Слайд 47Словарная работа
семантизация ( раскрытие значения непонятных слов, фразеологизмов);
описание предмета или
явления словом
подбор синонимов;
подбор антонимов;
задания, направленные на установку лексического значения слова;
подбор
подходящих по смыслу слов из двух представленных вариантов;
Слайд 48выразить смысл одним словом;
“составь из букв одного слова как можно
больше слов”;
“четвертый лишний”;
нахождение ошибок в тексте;
работа с деформированным текстом и
другие.
Слайд 55Компьютерные тесты
Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать,
анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над
ошибками.
Слайд 561.Какое слово является существительным?
1) синий
2) синеет
3) синь
4) подсинить
2.Каким
членом предложения является выделенное слово?
Лес окутал густой туман.
1) подлежащим
2) сказуемым
4)
дополнением
4) обстоятельством
что?(кого?) В.п.
что? (кто?) И.п.
Слайд 57
Преимущества работы с компьютерными тестами:
ученик сам задает темп работы и
ответов на вопросы,
сразу же получает оценку за свою работу,
он
может воспользоваться подсказкой,
может посмотреть количество допущенных ошибок,
обучающиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала.
Слайд 58
Использование
игровых приёмов.
-решение кроссвордов, ребусов, шарад,
-отгадывание загадок,
-составление пословиц, поговорок (из
данных частей),
-ответы на вопросы викторины,
-«Своя игра» (после прохождения определённой темы).
Слайд 59Учимся играя…
Филологическая игра
по русскому языку и литературе
«Грамотеи»
в
5 классах
Слайд 61
1. РЕБУСЫ
1 команда
2 команда
3 команда
4 команда
Слайд 62
РЕБУСЫ (часть 2)
1 команда
2 команда
3 команда
4 команда
Слайд 63Проверка
1 команда: СЛОВО, СКЛОНЕНИЕ
2 команда: КОРЕНЬ, СЛОВАРЬ
3 команда: ГРАМОТНОСТЬ, ГЛАГОЛ
4
команда: ЗАПЯТАЯ, БУКВА
Слайд 64Широкий
Твёрдый
Старый
Скучный
Однотонный
Неряшливый
Узкий
Мягкий
Новый
Интересный
Цветной
Аккуратный
2.Составляйка
Подберите антонимы к данным словам и прочитайте слово, которое получилось
по первым буквам.
Слайд 65Кто сказал эти слова?
1) «Голубушка, как хороша!
Ну, что за шейка,
что за глазки!»
(Лисица. «Ворона и Лисица»)
2) «Как смеешь ты,
наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву»
(Волк. «Волк и Ягненок»)
3) «Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите»
(Мартышка. «Квартет»)
4) «Тьфу пропасть! – говорит она, - и тот дурак, кто слушает людских всех врак»
(Мартышка. «Мартышка и очки»)
6. БАСНИ (1 часть)
Слайд 66«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И
выйдет из него не дело, только мука»
(«Лебедь, Щука, Рак»)
3 часть
Мораль
какой басни отражена в строчках?
Слайд 677. Придумайте и расскажите сказочку про мышь, которая
жила в министерстве.
! Обязательное условие – все слова должны
начинаться на букву М !
Слайд 691. Указать существительное общего рода:
фамилия
тихоня
радио
знамя
впечатление
ПОДСКАЗКА
Подумай ещё, а лучше загляни в
подсказку!
О, какой ты умный!
Слайд 70летний
Указать качественное прилагательное
мышиный
забавный
меховой
К сожалению, ты ошибся
Молодец!
ПОДСКАЗКА
Слайд 71
Самостоятельная
творческая работа детей
редактирование текстов,
набор текстов своих творческих работ,
составление сборников,
создание компьютерных рисунков,
подготовка докладов, рефератов,
помощь в подготовке дидактического материала
к урокам.
Слайд 73«Сказка о попе и о работнике его Балде» — сказка А. С. Пушкина.
При
жизни поэта не печаталась. Написана в Болдине
13 сентября 1830 года
Основой послужила русская
народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском.
Слайд 74Русская народная сказка «Шабарша» была
положена в основу сюжета
сказки о Балде. Русский
черт
в житейских делах
совершенный
невежда
и всегда обманут
человеком
самым жалким и нелепым
образом. Мы видим,
как ограничены
умственные
способности и, наоборот,
велика честность русского
черта: на какие детские
штуки
можно
его поймать!
Слайд 75Впервые сказка была напечатана В. А. Жуковским в 1840 году. По цензурным причинам Жуковский
заменил попа на купца Кузьму Остолопа:
«Жил-был купец Кузьма Остолоп
по прозванию Осиновый Лоб».
Далее всюду поп был заменён на Кузьму.
Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений под редакцией П. Е. Ефремова сказка была напечатана по рукописи. В изданиях для народа до начала XX века она печаталась с купцом Остолопом.
В. А. Жуковский
Слайд 76«Сказка о попе и о работнике его Балде»
Сказка начинается,
по классической русской традиции, словами:
Жил-был поп,
Толоконный лоб…….
Заканчивается сказка моралью:
А Балда приговаривал
с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
Слайд 78Давайте сравним отрывки из сказок!
Отрывок из «Сказки о попе и
о работнике его Балде»
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал
веревку крутить
Да конец ее в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
„Зачем ты, Балда, к нам залез?“
„Да вот веревкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить.“
Беса старого взяла тут унылость.
„Скажи, за что такая немилость?“
— „Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положеного срока;
Слайд 79Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха“.
— „Ба´лдушка, погоди
ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе
внука“.
Балда мыслит: „Этого провести не штука!“
Вынырнул подосланный бесенок,
Замяукал он как голодный котенок:
„Здравствуй, Балда мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Слайд 80Отрывок из русской народной сказки «Шабарша»
Вил, вил, а из воды
прыг на берег мальчик в черной курточке да в красной
шапочке.
- Дядюшка! Что ты здесь поделываешь? - спросил он.
- А вот веревку вью.
- Зачем?
- Да хочу пруд вычищать да вас, чертей, из воды таскать.
- Э, нет! Погоди маленько; я пойду скажу дедушке.
Чертёнок нырнул вглубь, а Шабарша принялся снова за работу. “Погоди, - думает, - сыграю я с вами, окаянными, штуку, принесете вы мне и злата и серебра.
И начал Шабарша копать яму, выкопал и наставил на нее свою шапку с вырезанной верхушкою.
- Шабарша, а Шабарша! Дедушка говорит, чтобы я с тобой сторговался. Что возьмешь, чтобы нас из воды не таскать?
- Да вот эту шапочку насыпьте полну злата и серебра.
Слайд 81Итоги использования компьютерных технологий
Повышение эффективности обучения;
расширение объема учебной информации;
улучшение организации
урока;
повышение интереса ребенка к учению;
активизация творческого потенциала ученика и учителя;
включение
учеников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика
Слайд 82В
Ы
В
О
Д
Использование ИКТ активизирует познавательную деятельность детей, делает урок более содержательным
и интересным.