Слайд 1«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДИК ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Учитель – логопед: Сечкарева Л.Е.
Слайд 2
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с
речевой патологией. Так, в последние годы в нашу школу поступают
безречевые дети 7-8 летнего возраста с практически полным отсутствием звуков, нарушением фонации, серьезными нарушениями слоговой структуры слова (класс ОР).
Организация деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в частности дети с диагнозом «умственная отсталость», имеет ряд особенностей.
Слайд 3Нарушение речи при умственной отсталости носит системный характер и входит
в структуру дефекта. У детей с таким диагнозом наблюдается замедленный
темп речевого развития, качественное своеобразие и большая вариативность нарушений как импрессивной, так и экспрессивной речи. Отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, дисграфии, дислексии, снижение речевой активности. В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы.
Слайд 4В связи с этим логопеды ищут новые подходы, технологии и
приемы для устранения недостатков речи. Современные технологии логопедического обследования, исправления
речевых нарушений и мониторинга речевого развития позволяют добиваться повышения качества логокоррекционной работы. Важно отметить, что логопедическая работа с применением современных технологий имеет дифференцированную направленность, которая определяется ведущим нарушением, вторично связанными с ним отклонениями в развитии. Также учитываются функции и компенсаторные возможности ребенка.
Слайд 5Исходя из образовательных потребностей обучающихся воспитанников школы, а также имеющихся
в образовательном учреждении условий, я использую следующие современные образовательные технологии:
игровые, здоровьесберегающие, технологию дифференцированного обучения, технологию интегрированного обучения информационно-коммуникативные технологии и т.д.
Слайд 6 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ
Слайд 7Включение инновационных здоровьесберегающих мероприятий в коррекционно-логопедическую работу с детьми-логопатами помогает
более эффективно исправлять их речевые нарушения , а также делать
занятие более интересными и необычными. Поэтому на логопедических занятиях использую следующие технологии, это: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, мимические упражнения, логопедический массаж и самомассаж лица, языка, ушей, кистей и пальцев рук.
Слайд 8 Логопедический массаж
Основная его цель – нормализация речевой моторики.
Применяя массаж, можно активизировать и восстановить деятельность артикуляционных органов, вследствие
чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения.
Слайд 9 Самомассаж лица
Самомассаж лица желательно проводить в
игровой форме, способствующей преодолению амимии у дизартриков. Детям предлагается «нарисовать»
на своем лице Деда Мороза, Снеговика и т.д.
Слайд 10 Самомассаж языка
Самомассаж языка важен для
расслабления его мышц, губ (особенно у дизартриков с повышенным мышечным
тонусом в спастической форме). Детям предлагается погладить язык губами, зубами, пошлепать губами, покусать зубами.
Слайд 11 Самомассаж кистей рук
При выполнении
массажа для кистей рук использую нестандартное оборудование, это: массажные спиральки,
киндер-сюрпризы, махровые перчатка, шишки, каштаны, желуди, массажные мячи с шипами.
Слайд 12Мною апробированы и применяются следующие современные методы: сказкотерапия, песочная терапия,
игровые технологии.
Опыт показывает, что применение данных технологий целесообразно на всех
этапах логопедической работы.
Так, например, элементы песочной терапии включаются и для развития мелкой моторики и для создания положительного эмоционального фона на занятии. Благодаря играм с песком развиваю у детей тактильно – кинетическую чувствительность; формирую произносительные умения и навыки; развиваю мотивацию речевого общения; обучаю чтению и письму.
Слайд 13 Сказкотерапия
Использование
сказкотерапии продуктивно и на этапах развития фонематических процессов и при
постановки звука, его автоматизации, закреплении в связной речи. Применение мною технологии моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) способствует формированию вербальных средств коммуникации, мотивации речевого развития, развитию и активизации словарного запаса обучающихся, формированию грамматического строя речи.
Слайд 15Особое место в коррекции детей с проблемами в развитии занимают
игровые технологии. Ведущим видом деятельности у таких детей является игра.
Правильно организованная, дидактическая игра является важнейшей частью всего коррекционного процесса. Использование игры на логопедических занятиях стимулирует детей к познавательной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает когнитивные процессы.
Слайд 18 Дидактическая игра как средство преодоления нарушений
чтения и письма
«Логопедическое домино»
Цели:
совершенствовать навык чтения; развивать зрительное восприятие; расширять словарный запас.
Слайд 19 «Найди слова»
Цели: совершенствовать
навыки чтения и деления слов на слоги; развивать зрительное восприятие;
расширять словарный запас.
Задание . Быстро составить и четко произнести слова, выделяя ударный слог.
МЫЛОТОВАРСКАЗКАРТАНЦЫПКИ
МОРОЗАМОКРОТАРАНТУЛИТКАРЕТА
ПОБЕДАРЫСИЛАМПАРАДЫМКАРЕТА
ТОПОТОМОКРОЛИКРАБУНТЫКВАР
Слайд 20 Игры на развитие фонематического слуха
«Поймай
звук»
Загадка. На всех садится, Никого не боится.(снег)
Какой
первый звук в слове снег? [с] Сейчас вы будете «ловить в ладоши» этот звук, когда его услышите:
С, з, ц, с, п, к, а, з, ц, с, ш, з, с.
Са, жа, зо, зы, со, ща, ис, па, сы.
Мак, сыр, мишка, миска, крыса, крыша, север.
Слайд 21«Ушки на макушки»
Я многократно произнесу одно и то же слово,
и в тот момент, как я изменю один звук, вам
нужно хлопнуть:
Сыр, сыр, сыр … сор, сыр, сыр;
Шар, шар, … жар, шар, шар;
Стол, стол … стул, стол, стол;
Рад, рад … ряд, рад, рад.
Слайд 22«Накормим Карлсона»
К нам в гости прилетел Карлсон. Я приготовила плов,
пельмени, пудинг, пирог, печенье, пряники, пирожки, пюре. Если гость все
это съест, у него заболит живот. Давайте его угостим только теми блюдами, названия которых начинаются на мягкий согласный звук [п`]
Слайд 23Создание специальных условий, позволяющих ребенку с нарушением интеллекта удовлетворить свою
потребность в развитии, овладеть специальными умениями и навыками – основная
цель всех участников педагогического процесса, в том числе и логопедов. Логопедическая работа с такими детьми характеризуется большей спецификой, и использование современных технологий логопедического воздействия позволяет создать оптимальные условия для осуществления коррекционной работы.