Слайд 1Исследовательская деятельность школьников в эколого-образовательных проектах
Из опыта работы
Слайд 2Возрастные особенности исследовательской деятельности
Младшие школьники:
Наблюдения
Измерения
Анализ
Выводы
Старшие школьники
Накопление данных
Оценивание
Моделирование
Конструирование
Прогнозирование
Слайд 3Мотивация к исследовательской деятельности
Желательная
Интерес к предмету или к получению искомого
результата;
Эмоционально-чувственное восприятие;
Выбор будущей профессии
Действительная
Профессиональный интерес учителя;
Амбициозность или накопления результатов
для «портфолио»;
Выбор будущей профессии
Слайд 4«Школьный экологический мониторинг природных объектов в городской черте»
Время проведения:
2002 – 2005 г.г.
Цель проекта:
Реализация культурно-образовательной инициативы по
совершенствованию системы экологического образования в городе Курске.
Слайд 5Задачи проекта
Повысить интерес учащихся к состоянию ООПТ в городе
Курске. Создать информационную базу о них.
Активизировать внешкольную работу по
экологии, географии, биологии и химии. Повысить у педагогов уровень теоретических знаний и практических умений по применению новых методов и технологий научного исследования.
Привить учащимся основные умения и навыки исследовательской работы (в т.ч. в полевых условиях).
Выявить и поощрить коллективы учащихся с высоким уровнем теоретических и практических знаний для решения практических задач.
Показать возможности совместной работы школьников и педагогов с организациями, задействованными в улучшении состояния окружающей среды.
Слайд 6Организаторы проекта:
Курский государственный университет.
Комитет природных ресурсов г.Курска
Центрально-Черноземный заповедник им. Проф.
В.В.Алехина
Участники проекта:
Школы города Курска и Курского района;
Дом творчества Железнодорожного округа;
Дом
пионеров и школьников Сеймского округа;
Областной эколого-биологический центр.
Курский государственный университет
«Школьный экологический мониторинг
природных объектов в городской черте»
Слайд 7Структура проекта
Определение целей проекта
Слайд 8Виды исследовательской работы
теоретические, опытно-проблемные и комплексные (системные)
Теоретические :
Изучение топонимики
Изучение истории
возникновения и выделения объектов
Овладение общенаучными знаниями
Овладение методами и технологиями современных
исследований
Комплексные:
Мониторинг
Почвенный
Климатический
Фенологический
Геоморфологический
Слайд 9Опытно-проблемные методы
Изучение состояния составляющих окружающей среды:
Природные (снегомерная съемка,
изучение почвы и
биогеоценозов)
Социальные (анкетирование)
Хозяйственные (наблюдения, работа с экспертной документацией)
Оценка состояния окружающей среды:
Факторы воздействия (автотранспорт, рекреационная нагрузка, выпас скота)
Последствия воздействия (состояние природных компонентов)
Слайд 10Результаты снегомерного исследования в
урочище «Крутой лог»
Слайд 11Объекты наблюдения и места выполнения проектов
1 –парк Знаменская роща
2 –парк
Вакулина дача
3 – парк Детский парк
4 – Боева дача
и парк им. 50-летия ВЛКСМ
5 – долина р. Кур
6 – парк Бородино
7 – Урочище Крутой Лог
8 – урочище Горелый Лес и оз. Линево
9 – парк Моква
10 – Парк Соловьиная роща
11 – парк Лебяжье
12 – парк Дзержинского
Слайд 12Урочище Горелый Лес и оз. Линево: 30 летние различия
Слайд 15Выступление мэра г. Курска на итоговой конференции проекта
Слайд 17Динамика участия учителей и педагогов в проекте
Слайд 18Роль человека
в сохранении устойчивости
городских и сельских поселений
сроки выполнения
2006 –2009 г.г.
Цель проекта:
реализация культурно-образовательной инициативы по совершенствованию системы
образования для устойчивого развития в городе Курске.
Слайд 19Устойчивое развитие (англ. sustainable development) — процесс изменений, в котором эксплуатация
природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития и развитие личности
согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений
Слайд 20Уровень образования продолжает повышаться, так же как повышается истощение ресурсов,
опасности экологических катастроф. Если спасти нас от этого призвано образование,
оно явно должно быть каким-то другим...
Э. Шумахер, английский экономист и философ
Проблемы, которые сегодня мы создали в мире, не могут быть решены на уровне мышления, который их породил.
А. Эйнштейн
Слайд 21В марте 2005 г. министры образования и охраны окружающей среды
европейских стран приняли европейскую стратегию образования для устойчивого развития.
Это
событие положило начало объявленному ЮНЕСКО Десятилетию образования в интересах устойчивого развития
(2005–2014 гг.).
2005–2014 гг.
Десятилетие образования
в интересах устойчивого развития (ОУР)
Организации Объединенных Наций
Слайд 22Думать глобально, а действовать локально.
Думать системно.
Думать на перспективу.
Думать в целом.
Думать естественно.
Думать с позиций общества.
Думать
общечеловеческими ценностями.
Думать изменениями.
Слайд 23 Задачи проекта
Активизировать работу школьников по краеведению и учебным дисциплинам:
истории, экологии, географии, биологии, химии, изобразительному искусству, информатике и др.
Выработать
у учащихся интерес к месту своего проживания.
Создать информационную базу о прошлом и настоящем состоянии своего населенного пункта, в том числе с использованием ГИС-технологий.
Повысить у педагогов и учителей уровень умений по использованию новых методов и технологий научного исследования в том числе по педагогике, психологии, ландшафтоведению, праву и т.д.
Привлечь для реализации проекта консультантов из различных организаций и учреждений, обладающих профессиональными навыками в поддержании благоприятного состояния окружающей среды своего населенного пункта.
Привить учащимся основные умения и навыки исследовательской работы. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать для достижения общего результата.
Научить создавать проектную документацию для предоставления ее в соответствующие учреждения.
Слайд 25Основные виды деятельности студии
Общественная деятельность
(жить и действовать вместе)
Культурно-образовательная деятельность
(учиться познавать и делать)
Практическая деятельность (творить и трудиться)
Слайд 26Структура студии
«Банк» информации
Лаборатория
()
Слайд 27Структура студии
Проектное бюро
Издательство
Слайд 28Первая печатная продукция проекта
Министерство образования и науки Р.Ф.
Курский Государственный Университет
Комитет
образования г.Курска
Роль человека в сохранении
устойчивости
городских и сельских поселений
Методические
рекомендации
к организации деятельности школьников
по выполнению
долгосрочного образовательного проекта
второй этап (летний) - 2006г.
Министерство образования и науки Р.Ф.
ГОУ ВПО «Курский государственный университет»
Комитет образования г.Курска
МОУ ДОД «Дом пионеров и школьников Сеймского округа» г.Курска
ИЗ ИСТОРИИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ г.КУРСКА
по материалам долгосрочного образовательного проекта
«Роль человека в сохранении устойчивости городских и сельских поселений»
Слайд 29Определение степени загрязнения окружающей среды по физико-химическим характеристикам снега
Определение
запыленности территории.
Определение рH талого снега.
Определение бактериального загрязнения снега.
Исследование снега на общую химическую токсичность.
Определение засоленности снега.
Определение мощности снежного покрова. Составление снегомерного профиля.
Составить схемы распределения загрязнения снега на исследуемой территории и определить по результатам исследования степень экологического риска отдельных территорий.
Слайд 30Оценка экологического состояния территории по качественным и количественным показателям снежного
покрова
Составить схему распределения мощности снежного покрова на исследуемой территории и
определить по результатам исследования участки с достаточным и недостаточным снежным покровом для сохранения свойств почвы и естественной растительности.
Составить схемы распределения загрязнения снега на исследуемой территории и определить по результатам исследования степень экологического риска отдельных территорий
Слайд 31Показатели запыленности
Условные обозначения
3,1-3,9 г/кг снега.
4, -4,9 г/кг снега
5-5,9 г/кг
снега
6–6,9 г/кг снега
Слайд 32Показатель бактериального загрязнения снега
Слайд 33Миграции населения
Направление
Соотношение
Выполнение социологических исследований
Слайд 34ЮНОШЕСКАЯ СТУДИЯ «ЭДЕЛЬВЕЙС»
НА РАБОТЕ.
Выбор куртинок на территории Курского биосферного
стационара ИГ РАН
Слайд 35Участие в экологических акциях
ЦЧЗ им. В.В.Алехина:
Подсчет соловьев в
городской
черте и в сельской местности
Комитет экологической безопасности и природопользования
г. Курска
Сохраним леса Курской области
Слайд 36Тематика итоговых научно-практических конференций
2006 – Из истории географических названий г.
Курска
2008 Роль человека в сохранении устойчивости экологического состояния городской территории
2009
- Современное состояние и проблемы окружающей среды г. Курска и его окрестностей
2010 - Исследовательская деятельность школьников в эколого-краеведческой работе
2011- Экологические экскурсии в городской черте – как форма реализации образования для устойчивого развития
2012 - Сохранение природных аспектов окружающей среды – путь к устойчивому развитию человечества.
2013 - Охрана окружающей среды - залог устойчивого развития территории
Слайд 37Динамика количества участников в итоговых конференциях по годам
Слайд 38Стрелецкий участок Центрально-Черноземного заповедника
Слайд 42УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
И ОБРАЗОВАНИЕ
Что такое экологический след?
Ермаков Дмитрий Сергеевич
д-р пед.
наук, профессор,
ученый секретарь Научного совета
по проблемам экологического образования
при Президиуме РАО
Образование для устойчивого развития – образование для перемен
Слайд 43Руководители детских студий – верные долгожители проекта
Татькова Н.К., учитель биологии
Коваленко
Л.В., учитель биологии
Хомяков С.П., учитель географии
Анненкова Н.Г.,
методист ДО
Жабина Р.В.,
методист ДО
Ржаных Е.Л., учитель географии
Слайд 44
Эколого-образовательный проект
Роль человека в изучении и сохранении экологического каркаса
городских и сельских поселений
сроки выполнения
2015 –2017 г.г.
Цель проекта:
реализация
культурно-образовательной инициативы по применению системно - деятельностного подхода в деле совершенствования образования в интересах устойчивого развития
Слайд 45Основные этапы выполнения проекта
Подготовительный этап (создание инициативной группы).
Этап вовлечения участников
Основной
этап
Заключительный этап
Основной этап
выбирают территорию для исследования, изучают ее историю;
выявляют роль
и место выбранной территории в экологическом каркасе своего поселения;
составляют карту местности в масштабе не менее 1:25000 (в 1см – 25 метров);
при необходимости выделяют пробные участки и площадки для исследования;
проводят аудит видового разнообразия биоты (прежде всего растительности)
выявляют особенности экологического состояния изучаемой территории и факторы, влияющие на это состояние;
выполняют работу по составлению ландшафтного планирования территории исследования с целью сохранения или восстановления функциональной значимости объекта
Слайд 46
Экологический опросник:
Что вы знаете об экологических проблемах 21 века?
Вас беспокоит
экологическая обстановка в городе (селе)?
Какие экологические проблемы в нашем населенном
пункте вы считаете наиболее актуальными?
Знаете ли Вы, что такое экологический каркас поселения?
Как вы оцениваете озеленение вашего города (микрорайона, села)?
Знаете ли Вы, что стоя на этом месте, вы наблюдаете рекреационную дигрессию?
Часто ли вы гуляете: в парках и скверах; на улицах; в лесопарках? Все ли Вас устраивает там?
Как Вы думает, насколько прогулка с семьей вредит окружающей среде?
Чтобы Вы предложили для улучшения состояния зеленых уголков города или привлекательности села?
Расскажите ли Вы своим друзьям и близким о сегодняшнем опросе? Как вы думаете, что они скажут по этому поводу?