Слайд 1Источниковедение
Теория и практика
«Ведать источники» – что это значит и для
чего делается?
Что такое источник
Слайд 2Лоренцо Валла (1407-1457)
Константинов дар – грамота III в., император Константин
передал всю верховную власть папе Сильвестру и сам удалился в
Константинополь
Слайд 3Лоренцо доказал, что это фальшивка VIII в.
1440 – трактат о
подложности Константинова Дара.
Блестящая критика источника – анализ текста, языка, других
источников, законодательства и т.п. – научное подтверждение, что этот акт подложный
1444 – арестован инквизицией.
Слайд 4История – наука о прошлом
ХИМИК
ИСТОРИК
Слайд 5Естественные науки
NaOH + HCl = NaCl + H2O
NaOH + H2SO4
= Na2SO4+ H2O
Кислота и щелочь, вступая в реакцию, всегда дают
соль и воду
Повышенный уровень лейкоцитов в крови – свидетельство воспалительного процесса
Слайд 6НАУКА – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию
объективных знаний о действительности.
- Наличие познаваемого объекта
Истинность суждений, проверяемая
опытом
Всеобщность и обязательность установленных закономерностей
Системность вытекающих друг из друга понятий
Слайд 7Схема исторического познания
ПРОШЛОЕ
Слайд 8
Как «было на самом деле» мы не знаем
Историк лишен возможности
лично установить факты, которые он изучает. Ни один египтолог не
видел Рамзеса, ни один специалист по наполеоновским войнам не слышал пушек Аустерлица.
Слайд 9Прошлое и историк
О прошлом мы судим на основании показаний свидетелей,
как следователь, который расследует картину преступления
Слайд 10Источник
Источник – это “след”, т. е. доступный нам знак,
оставленный феноменом, который сам по себе для нас недоступен?
Если
историк – следователь, то он ищет, кого допросить, как допросить, сравнить показания, выяснить, не врет ли свидетель, какова острота зрения у свидетеля, проанализировать показания и сделать вывод, т.е. реконструировать прошлое и понять его.
Слайд 11Источник
(широкое и узкое понимание)
1. Исторический источник – это всякое явление,
которое может быть использовано для познания прошлого.
2. Исторический источник –
это продукт человеческой деятельности, который отражает реальные явления общественной жизни
Слайд 12«История» Геродота
«Здесь Геродот из Фурий излагает то, что ему удалось
узнать, дабы дела человеческие не были повергнуты временем в забвение
и дабы великие дивные деяния, совершенные как эллинами, так и варварами, не утратили своей славы»
Намеренные (или повествовательные)
Слайд 13Нарративные - повествовательные
Narratio - рассказ (лат). Историки XIX в. Называли
их «предания». Предназначены для осведомления кого-то (читателя, князя, Бога), они
возникают как результат размышления автора, события отражены сквозь призму сознания автора.
Слайд 14Ненамеренные
Их историки XIX в. называли «остатки».
Выбрасывали разбившийся горшок не
для того, чтобы произвести какое-то впечатление.
Обедневший помещик продает свою деревню
монастырю и совершает купчую, документ нужен был для фиксации сделки
Слайд 151712 г. – Из окладной книги г. Тюмени 1712 года.
Елизар
Иванов сын Колокольников и на нынешней 1712 год декабре в
день жалованье ему великого государя из московской присылки товаров: кумач цена рубль, чет косяка пестриди цена рубль, поларшина сукна цена десять алтынов, два пуда соли цена десять алтын, дано Елизару. Товар и соль взял и росписался. Того ж числа, ему ж деньгами ис тюменских доходов две гривны. Елизар деньги взял и росписался. Ему ж вершок сукна цена два алтына с полуденьгою, три чет китайки цена два алтына. Росписался он Елизар своею рукою.
Слайд 16Какие более правдивы?
Сколько угодно фальши, обмана и ошибок может быть
в приходо-расходных книгах
Между ними нет строгого водораздела (донесение посла или
описание хозяйства А.Т.Болотова)
Грань – в степени участия сознания человека при возникновении источника, но в нарративных сознание автора всегда накладывает больший отпечаток
Слайд 17Каждый источник «врет» по-своему, задача историка – понять, почему он
именно так «врет»?
Слайд 18«Засады» на пути исторического познания
Засада №1.
По линии Прошлое – Источник
В
источниках фиксировалось только то, что казалось достойным внимания или то,
что требовало фиксации по условиям жизнедеятельности.
ОБЫДЕННОЕ – не фиксировалось!
Слайд 19Анкета жандармского управления
Инесса Арманд
Слайд 22Курсистки
Ярошенко (1883) и карикатура (1903)
Слайд 23«Засады» на пути исторического познания
Засада № 2.
По линии ПРОШЛОЕ
– ИСТОЧНИК есть ЧЕЛОВЕК, который создавал этот источник со своим
мышлением, психологией, целями, лексикой, системой ценностей. Пока мы не поймем ЕГО, мы не сможем понять источник.
Слайд 24Задача первая – понять смысл слов
«Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела»
Стрекозы –
поют и прыгают?
Слово «продукты» в XIX в. – у Пушкина:
Как
государство богатеет…
и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет
Слайд 25У Лафонтена – La cigale
Кузнечик, пропев
Все лето,
Обнаружил себя нищим,
Когда холода
пришли:
Слайд 26Липицкая битва 1216 г.
Владимиро-суздальско-муромские князья.
Младшие сыновья Всеволода Большое Гнездо (Ярослав,
Юрий)
Во главе Мстислав Удалой. Новгородцы и смоленцы. Хотят посадить во
Владимире старшего сына Всеволода Большое Гнездо – Константина.
Слайд 27Липицкая битва
Описание у Б.А.Рыбакова
Нельзя без содрогания читать строки о
ходе битвы, в которой сошлись сыновья Всеволода, птенцы его большого
гнезда: «Не десять убито, не сто, но тысяча тысячами, а всех избитых девять тысяч и двести и тридцать и три мужа (9233 чел.)» Мертвецы уже были подобраны и пересчитаны, но на поле битвы еще оставались тысячи раненых – «бяше бо слышать вопль живых, иже не до смерти убиты и вытье прободенных (вой проткнутых копьями) в Юрьеве городе и около Юрьева»
Слайд 29Задача № 2. Откуда автор взял информацию?
В лето 6449 (941).
Пошел Игорь на греков. И известили болгары царя, что идут
русские на Царьград, 10 тысяч ладей. И те приплыли и начали воевать Вифинскую страну, и воевали земли по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили, Суд весь сожгли. А кого захватили, одних распинали, а других, поставив напротив, расстреливали*, хватали, связывали руки, вбивали в макушки голов гвозди. Много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли и с обеих сторон (Суда) захватили немало имущества.
Слайд 30Суздальская летопись
В лето 6745 (1237). В то же лето, на
зиму, пришли с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом, безбожные
татары, и начали разорять Рязанскую землю и захватили село Пронска; захватили и Рязань весь и пожгли его, и князя их убили, кого же взяли, одних распинали, других расстреливали стрелами, иным же завязывали руки назад; и много святых церквей предали огню, и монастыри и села пожгли с обеих сторон, имущества немало отовсюду взяли; после этого пошли на Коломну.
Такое описание – у Василия Великого (IV в. н.э.)
Слайд 31Задача №3 (нерешаемая) - «Как было на самом деле»?
Куликовская битва
по Рогожскому летописцу (список 1430-1440-х гг.)
Слайд 34Сказание о Мамаевом побоище – сер. XVI в.
1.Текст увеличился в
30 раз.
2. Красочное описание замыслов государственных изменников Ольгерда и Олега
Рязанского
3. Встречи Дмитрия Донского с митрополитом Киприаном
4. Князь посылает РДГ за языком
5. Поездка князя к Сергию, благословение и предсказание
Слайд 35И.Н.Данилевский – в 8 часов в день рождества Богородицы поют
канон, где «святой дух веет» – на помощь христианам.
6. Пересвет
и Ослябя
7. Молитва княгинь – «не сотвори, Боже, как на Калке, где убил 400 тыс. христиан»
8. Численность войска – 400 тыс. «кованой рати» плюс 70 тыс. «кованой рати Литвы»
9. Речь князя к войску
10.Поединок Пересвета и печенежина.
11. Восьмой час – «когда дух потягну сзади»
Слайд 36Вывод на предмет «Как было на самом деле»
Гораздо больше возможности
понять и разобраться в том, почему АВТОР писал именно так,
чем понять, «КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ».
Хотя и первая задача очень трудна, т.к. мышление изменяется.
Слайд 37Засады на пути исторического познания
Засада №3
Между источником и добытым знанием
всегда стоит сознание ИСТОРИКА – с его взглядами, предпочтениями, целями,
ценностями. В результате труда историка воссоздается не прошлое, а РЕКОНСТРУКЦИЯ прошлого.
Слайд 38Россия – страна с непредсказуемым прошлым (М.Задорнов)
Слайд 39Крайний релятивизм
История есть политика, опрокинутая в прошлое!
Каждое поколение переписывает историю
заново
Прогностическая функция – под вопросом.
Слайд 40Historia est magistra vitae?
«Да только люди плохие ученики.
История - это
не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово
наказывает за незнание уроков»
Василий Осипович Ключевский
Слайд 41Внешняя критика источника
Когда исторический источник был написан?
Где он был создан?
Кем?
На
каком ранее существовавшем материале основывался автор? Есть ли в источнике
скрытые или открытые цитаты
Слайд 42Внешняя критика источника
5. Какова была оригинальная форма источника? Выделить первоначальный
текст от позднейших напластований, т.е. авторских, редакторских и цензурных исправления.
6.
Выявление ошибок и неточностей в тексте
7. Насколько источник заслуживает доверия?
Слайд 43Внутренняя критика источника
Изучение содержания источника
Верификация путем сравнения с другими источниками
Выявление точки зрения автора и его замысла, его кругозора и
приближенности к событию (очевидец, участник, пишет по слухам)
Интерпретация и истолкование информации, содержащейся в источнике
Слайд 44У историка не должно быть пиетета к «документу вообще»
Парадные документы
«врут» как люди
Стояние в Каноссе. 1077 г. В Каноссу бежал
папа Григорий VII, и к нему прибыл германский император Генрих IV.
Самсон-хан в русско-персидской войне 1826-1828 гг.
Слайд 45Источниковедение – это комплексная специальная историческая дисциплина, которая разрабатывает методы
изучения и использования письменных исторических источников.
Вещественными занимается археология
Почему комплексная?
Зарождалось из
практической необходимости разобраться в подлинности, достоверности источника.
Слайд 46Вспомогательные исторические дисциплины
Палеография
Археография
Генеалогия
Метрология
Историческая хронология
Геральдика
Дипломатика
Нумизматика
Сфрагистика
Слайд 47Структура источниковедения
Практическое источниковедение
Теоретическое источниковедение
Вспомогательные исторические дисциплины