Разделы презентаций


Источниковедение Теория и практика

Содержание

Лоренцо Валла (1407-1457)Константинов дар – грамота III в., император Константин передал всю верховную власть папе Сильвестру и сам удалился в Константинополь

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Источниковедение Теория и практика
«Ведать источники» – что это значит и для

чего делается?

Что такое источник

Источниковедение Теория и практика«Ведать источники» – что это значит и для чего делается?Что такое источник

Слайд 2Лоренцо Валла (1407-1457)
Константинов дар – грамота III в., император Константин

передал всю верховную власть папе Сильвестру и сам удалился в

Константинополь
Лоренцо Валла (1407-1457)Константинов дар – грамота III в., император Константин передал всю верховную власть папе Сильвестру и

Слайд 3Лоренцо доказал, что это фальшивка VIII в.
1440 – трактат о

подложности Константинова Дара.
Блестящая критика источника – анализ текста, языка, других

источников, законодательства и т.п. – научное подтверждение, что этот акт подложный
1444 – арестован инквизицией.
Лоренцо доказал, что это фальшивка VIII в.1440 – трактат о подложности Константинова Дара.Блестящая критика источника – анализ

Слайд 4История – наука о прошлом
ХИМИК

ИСТОРИК

История – наука о прошломХИМИКИСТОРИК

Слайд 5Естественные науки
NaOH + HCl = NaCl + H2O
NaOH + H2SO4

= Na2SO4+ H2O
Кислота и щелочь, вступая в реакцию, всегда дают

соль и воду
Повышенный уровень лейкоцитов в крови – свидетельство воспалительного процесса
Естественные наукиNaOH + HCl = NaCl + H2ONaOH + H2SO4 = Na2SO4+ H2OКислота и щелочь, вступая в

Слайд 6НАУКА – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию

объективных знаний о действительности.
- Наличие познаваемого объекта
Истинность суждений, проверяемая

опытом
Всеобщность и обязательность установленных закономерностей
Системность вытекающих друг из друга понятий


НАУКА – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.-  Наличие познаваемого

Слайд 7Схема исторического познания
ПРОШЛОЕ

Схема исторического познанияПРОШЛОЕ

Слайд 8 Как «было на самом деле» мы не знаем
Историк лишен возможности

лично установить факты, которые он изучает. Ни один египтолог не

видел Рамзеса, ни один специалист по наполеоновским войнам не слышал пушек Аустерлица.
Как «было на самом деле» мы не знаем Историк лишен возможности лично установить факты, которые он

Слайд 9Прошлое и историк
О прошлом мы судим на основании показаний свидетелей,

как следователь, который расследует картину преступления

Прошлое и историкО прошлом мы судим на основании показаний свидетелей, как следователь, который расследует картину преступления

Слайд 10Источник
Источник – это “след”, т. е. доступный нам знак,

оставленный феноменом, который сам по себе для нас недоступен?
Если

историк – следователь, то он ищет, кого допросить, как допросить, сравнить показания, выяснить, не врет ли свидетель, какова острота зрения у свидетеля, проанализировать показания и сделать вывод, т.е. реконструировать прошлое и понять его.

Источник Источник – это “след”, т. е. доступный нам знак, оставленный феноменом, который сам по себе для

Слайд 11Источник (широкое и узкое понимание)
1. Исторический источник – это всякое явление,

которое может быть использовано для познания прошлого.

2. Исторический источник –

это продукт человеческой деятельности, который отражает реальные явления общественной жизни

Источник (широкое и узкое понимание)1. Исторический источник – это всякое явление, которое может быть использовано для познания

Слайд 12«История» Геродота

«Здесь Геродот из Фурий излагает то, что ему удалось

узнать, дабы дела человеческие не были повергнуты временем в забвение

и дабы великие дивные деяния, совершенные как эллинами, так и варварами, не утратили своей славы»

Намеренные (или повествовательные)

«История» Геродота«Здесь Геродот из Фурий излагает то, что ему удалось узнать, дабы дела человеческие не были повергнуты

Слайд 13Нарративные - повествовательные
Narratio - рассказ (лат). Историки XIX в. Называли

их «предания». Предназначены для осведомления кого-то (читателя, князя, Бога), они

возникают как результат размышления автора, события отражены сквозь призму сознания автора.
Нарративные - повествовательныеNarratio - рассказ (лат). Историки XIX в. Называли их «предания». Предназначены для осведомления кого-то (читателя,

Слайд 14Ненамеренные
Их историки XIX в. называли «остатки».
Выбрасывали разбившийся горшок не

для того, чтобы произвести какое-то впечатление.
Обедневший помещик продает свою деревню

монастырю и совершает купчую, документ нужен был для фиксации сделки
Ненамеренные Их историки XIX в. называли «остатки».Выбрасывали разбившийся горшок не для того, чтобы произвести какое-то впечатление.Обедневший помещик

Слайд 151712 г. – Из окладной книги г. Тюмени 1712 года. Елизар

Иванов сын Колокольников и на нынешней 1712 год декабре в

день жалованье ему великого государя из московской присылки товаров: кумач цена рубль, чет косяка пестриди цена рубль, поларшина сукна цена десять алтынов, два пуда соли цена десять алтын, дано Елизару. Товар и соль взял и росписался. Того ж числа, ему ж деньгами ис тюменских доходов две гривны. Елизар деньги взял и росписался. Ему ж вершок сукна цена два алтына с полуденьгою, три чет китайки цена два алтына. Росписался он Елизар своею рукою.
1712 г. – Из окладной книги г. Тюмени 1712 года. Елизар Иванов сын Колокольников и на нынешней

Слайд 16Какие более правдивы?
Сколько угодно фальши, обмана и ошибок может быть

в приходо-расходных книгах
Между ними нет строгого водораздела (донесение посла или

описание хозяйства А.Т.Болотова)
Грань – в степени участия сознания человека при возникновении источника, но в нарративных сознание автора всегда накладывает больший отпечаток
Какие более правдивы?Сколько угодно фальши, обмана и ошибок может быть в приходо-расходных книгахМежду ними нет строгого водораздела

Слайд 17Каждый источник «врет» по-своему, задача историка – понять, почему он

именно так «врет»?

Каждый источник «врет» по-своему, задача историка – понять, почему он именно так «врет»?

Слайд 18«Засады» на пути исторического познания
Засада №1.
По линии Прошлое – Источник
В

источниках фиксировалось только то, что казалось достойным внимания или то,

что требовало фиксации по условиям жизнедеятельности.
ОБЫДЕННОЕ – не фиксировалось!
«Засады» на пути исторического познанияЗасада №1.По линии Прошлое – ИсточникВ источниках фиксировалось только то, что казалось достойным

Слайд 19Анкета жандармского управления Инесса Арманд

Анкета жандармского управления Инесса Арманд

Слайд 20Социальная история женской юбки

Социальная история женской юбки

Слайд 22Курсистки Ярошенко (1883) и карикатура (1903)

Курсистки Ярошенко (1883) и карикатура (1903)

Слайд 23«Засады» на пути исторического познания
Засада № 2.
По линии ПРОШЛОЕ

– ИСТОЧНИК есть ЧЕЛОВЕК, который создавал этот источник со своим

мышлением, психологией, целями, лексикой, системой ценностей. Пока мы не поймем ЕГО, мы не сможем понять источник.
«Засады» на пути исторического познанияЗасада № 2. По линии ПРОШЛОЕ – ИСТОЧНИК есть ЧЕЛОВЕК, который создавал этот

Слайд 24Задача первая – понять смысл слов
«Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела»
Стрекозы –

поют и прыгают?

Слово «продукты» в XIX в. – у Пушкина:
Как

государство богатеет…
и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет
Задача первая – понять смысл слов«Попрыгунья-стрекоза лето красное пропела»Стрекозы – поют и прыгают?Слово «продукты» в XIX в.

Слайд 25У Лафонтена – La cigale
Кузнечик, пропев Все лето, Обнаружил себя нищим, Когда холода

пришли:

У Лафонтена – La cigaleКузнечик, пропев Все лето, Обнаружил себя нищим, Когда холода пришли:

Слайд 26Липицкая битва 1216 г.
Владимиро-суздальско-муромские князья.
Младшие сыновья Всеволода Большое Гнездо (Ярослав,

Юрий)
Во главе Мстислав Удалой. Новгородцы и смоленцы. Хотят посадить во

Владимире старшего сына Всеволода Большое Гнездо – Константина.

Липицкая битва 1216 г.Владимиро-суздальско-муромские князья.Младшие сыновья Всеволода Большое Гнездо (Ярослав, Юрий)Во главе Мстислав Удалой. Новгородцы и смоленцы.

Слайд 27Липицкая битва Описание у Б.А.Рыбакова
Нельзя без содрогания читать строки о

ходе битвы, в которой сошлись сыновья Всеволода, птенцы его большого

гнезда: «Не десять убито, не сто, но тысяча тысячами, а всех избитых девять тысяч и двести и тридцать и три мужа (9233 чел.)» Мертвецы уже были подобраны и пересчитаны, но на поле битвы еще оставались тысячи раненых – «бяше бо слышать вопль живых, иже не до смерти убиты и вытье прободенных (вой проткнутых копьями) в Юрьеве городе и около Юрьева»
Липицкая битва  Описание у Б.А.РыбаковаНельзя без содрогания читать строки о ходе битвы, в которой сошлись сыновья

Слайд 29Задача № 2. Откуда автор взял информацию?
В лето 6449 (941).

Пошел Игорь на греков. И изве­стили болгары царя, что идут

русские на Царьград, 10 тысяч ладей. И те приплыли и начали воевать Вифин­скую страну, и воевали земли по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили, Суд весь сожгли. А кого захватили, одних распинали, а других, поставив напро­тив, расстреливали*, хватали, связывали руки, вбивали в макушки голов гвозди. Много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли и с обеих сто­рон (Суда) захватили немало имущества.
 

Задача № 2. Откуда автор взял информацию?В лето 6449 (941). Пошел Игорь на греков. И изве­стили болгары

Слайд 30Суздальская летопись
В лето 6745 (1237). В то же лето, на

зиму, пришли с восточной сто­роны на Рязанскую землю, лесом, безбожные

татары, и начали разорять Рязанскую землю и захватили село Пронска; захватили и Рязань весь и пожгли его, и князя их убили, кого же взяли, одних распинали, других рас­стреливали стрелами, иным же завязывали руки назад; и много святых церквей предали огню, и монастыри и села пожгли с обеих сторон, имущества немало отовсюду взяли; после этого пошли на Коломну.
Такое описание – у Василия Великого (IV в. н.э.)

Суздальская летописьВ лето 6745 (1237). В то же лето, на зиму, пришли с восточной сто­роны на Рязанскую

Слайд 31Задача №3 (нерешаемая) - «Как было на самом деле»?
Куликовская битва

по Рогожскому летописцу (список 1430-1440-х гг.)

Задача №3 (нерешаемая) - «Как было на самом деле»?Куликовская битва по Рогожскому летописцу (список 1430-1440-х гг.)

Слайд 34Сказание о Мамаевом побоище – сер. XVI в.
1.Текст увеличился в

30 раз.
2. Красочное описание замыслов государственных изменников Ольгерда и Олега

Рязанского
3. Встречи Дмитрия Донского с митрополитом Киприаном
4. Князь посылает РДГ за языком
5. Поездка князя к Сергию, благословение и предсказание
Сказание о Мамаевом побоище – сер. XVI в.1.Текст увеличился в 30 раз.2. Красочное описание замыслов государственных изменников

Слайд 35И.Н.Данилевский – в 8 часов в день рождества Богородицы поют

канон, где «святой дух веет» – на помощь христианам.
6. Пересвет

и Ослябя
7. Молитва княгинь – «не сотвори, Боже, как на Калке, где убил 400 тыс. христиан»
8. Численность войска – 400 тыс. «кованой рати» плюс 70 тыс. «кованой рати Литвы»
9. Речь князя к войску
10.Поединок Пересвета и печенежина.
11. Восьмой час – «когда дух потягну сзади»
И.Н.Данилевский – в 8 часов в день рождества Богородицы поют канон, где «святой дух веет» – на

Слайд 36Вывод на предмет «Как было на самом деле»
Гораздо больше возможности

понять и разобраться в том, почему АВТОР писал именно так,

чем понять, «КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ».
Хотя и первая задача очень трудна, т.к. мышление изменяется.
Вывод на предмет «Как было на самом деле»Гораздо больше возможности понять и разобраться в том, почему АВТОР

Слайд 37Засады на пути исторического познания
Засада №3
Между источником и добытым знанием

всегда стоит сознание ИСТОРИКА – с его взглядами, предпочтениями, целями,

ценностями. В результате труда историка воссоздается не прошлое, а РЕКОНСТРУКЦИЯ прошлого.
Засады на пути исторического познанияЗасада №3Между источником и добытым знанием всегда стоит сознание ИСТОРИКА – с его

Слайд 38Россия – страна с непредсказуемым прошлым (М.Задорнов)

Россия – страна с непредсказуемым прошлым (М.Задорнов)

Слайд 39Крайний релятивизм
История есть политика, опрокинутая в прошлое!
Каждое поколение переписывает историю

заново
Прогностическая функция – под вопросом.


Крайний релятивизмИстория есть политика, опрокинутая в прошлое!Каждое поколение переписывает историю зановоПрогностическая функция – под вопросом.

Слайд 40Historia est magistra vitae?
«Да только люди плохие ученики.
История - это

не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово

наказывает за незнание уроков»
Василий Осипович Ключевский
Historia est magistra vitae?«Да только люди плохие ученики.История - это не учительница, а надзирательница: она ничему не

Слайд 41Внешняя критика источника
Когда исторический источник был написан?
Где он был создан?
Кем?
На

каком ранее существовавшем материале основывался автор? Есть ли в источнике

скрытые или открытые цитаты
Внешняя критика источникаКогда исторический источник был написан?Где он был создан?Кем?На каком ранее существовавшем материале основывался автор? Есть

Слайд 42Внешняя критика источника
5. Какова была оригинальная форма источника? Выделить первоначальный

текст от позднейших напластований, т.е. авторских, редакторских и цензурных исправления.
6.

Выявление ошибок и неточностей в тексте
7. Насколько источник заслуживает доверия?

Внешняя критика источника5. Какова была оригинальная форма источника? Выделить первоначальный текст от позднейших напластований, т.е. авторских, редакторских

Слайд 43Внутренняя критика источника
Изучение содержания источника
Верификация путем сравнения с другими источниками


Выявление точки зрения автора и его замысла, его кругозора и

приближенности к событию (очевидец, участник, пишет по слухам)
Интерпретация и истолкование информации, содержащейся в источнике
Внутренняя критика источникаИзучение содержания источникаВерификация путем сравнения с другими источниками Выявление точки зрения автора и его замысла,

Слайд 44У историка не должно быть пиетета к «документу вообще»
Парадные документы

«врут» как люди

Стояние в Каноссе. 1077 г. В Каноссу бежал

папа Григорий VII, и к нему прибыл германский император Генрих IV.
Самсон-хан в русско-персидской войне 1826-1828 гг.

У историка не должно быть пиетета к «документу вообще»Парадные документы «врут» как людиСтояние в Каноссе. 1077 г.

Слайд 45Источниковедение – это комплексная специальная историческая дисциплина, которая разрабатывает методы

изучения и использования письменных исторических источников.
Вещественными занимается археология
Почему комплексная?
Зарождалось из

практической необходимости разобраться в подлинности, достоверности источника.
Источниковедение – это комплексная специальная историческая дисциплина, которая разрабатывает методы изучения и использования письменных исторических источников.Вещественными занимается

Слайд 46Вспомогательные исторические дисциплины
Палеография
Археография
Генеалогия
Метрология
Историческая хронология
Геральдика
Дипломатика
Нумизматика
Сфрагистика

Вспомогательные исторические дисциплиныПалеографияАрхеография ГенеалогияМетрологияИсторическая хронологияГеральдикаДипломатикаНумизматикаСфрагистика

Слайд 47Структура источниковедения





Практическое источниковедение

Теоретическое источниковедение
Вспомогательные исторические дисциплины

Структура источниковеденияПрактическое источниковедениеТеоретическое источниковедениеВспомогательные исторические дисциплины

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика