Слайд 1ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
Презентацию подготовила:
Студентка группы №24а
Филипенкова Полина
Слайд 2Появление и развитие исторической школы
Историческая школа- направление в экономической науке,
главными задачами которого являлись: изучение истории хозяйства, анализ конкретных экономических
ситуаций в различных странах, и чаще всего использование индуктивного метода (то есть рост цен на потребительские товары). Историческую школу принято называть ещё и Немецкой школой, поскольку основана была в Германии Фридрихом Листом, Вильгельмом Рошером, Максом Вебером в середине 19 века. Германия была менее развитой экономической страной, чем та же Англия и Франция. Ведь до 70-ых годов 19-го века, она была разделена на мелкие государства.
Слайд 3Историческая школа выделяет 3 этапа развития:
«Старая» историческая школа (40-ые годы
19 века).
Её сторонниками являлись Фридрих Лист, Вильгельм Рошер, Карл Книс.
Сама немецкая политическая-экономика создавалась под влиянием английских и французских теорий, в основном базировалась на учениях Томаса Мальтуса и Фредерика Бастиа. Немецкая политическая экономика отказалась принимать предложение о единстве экономической теории для всех стран. С этого времени начинается вводиться национальная политическая экономика. Большее влияние на неё оказали работы Адама Мюллера (1799-1829 г.г.), который занимался вопросами взаимодействия государства и религии, этики и государства.
Но огромное влияние на развитие оказали идеи Фридриха Листа (1789-1846 г.г.), который выступал против учений Адама Смита и Давида Рикардо, трудовой теории стоимости. Сама теория трудовой стоимости составляет фундамент классической политической экономики. В соответствии с теорией трудовой стоимости единственным источником стоимости товара является труд. Поскольку цена есть денежная форма стоимости, то следовательно, основу цены составляет израсходованный на производство товара труд (Это теория, которая определяет субстанцию и величину стоимости товара трудом, затраченным на его производство).
Фридрих Лист провозгласил национальную экономику. Суть заключалась в
том, что благосостояние нации определялось не количеством созданного товарного богатства, а степенью развития. Основной труд (1841 год):
1. для абсолютно каждой страны характерна своя национальная политическая экономика, поскольку экономика отдельных стран развивается по другим законам.
2. придумал наиболее благоприятные условия для развития производительных сил нации
3. выделил 3 этапа развития производства: земледельческую; земледельческую-промышленную; промышленную.
4. защищал государственную политику протекционизма
5. считал, что надо развивать отрасли экономики, которые неконкурентоспособны на мировом рынке.
Слайд 5Основной труд Вильгельма Рошера (1817-1894 г.г.):
1.считал, что политическая экономика- это
наука о социальном хозяйстве, поскольку природа у всех стран разная,
соответственно у каждого из народов есть то, чего нет у других стран; что не бывает однотипных хозяйственных систем у разных наций.
2. какой-то всеобщей экономической теории для всего мира не может быть; есть только множество национальных наук.
Рошер считал вполне возможным выделить в истории 3 больших периода: древнейший период- когда главный деятель земля; средневековый период- когда значительнее становится труд, действующий благодаря корпоративно-цеховым ремеслам; новый период- возвышается капитал, и благодаря ему происходят возвышение на ценности земли, машины берут на себя большую часть работы. Трехэтапной схемой ограничился также Бруно Гильдебранд.
Слайд 6«Молодая» историческая школа (Луйо Брентано, Густав Шмолллер, Карл Бюхер).
Рошера, Гильдебранда
и других экономистов стали относить к «старой» исторической школе, после
того, как в 1870 году резко заявила о себе «новая» школа, во главе Густавом Шмоллером (1838-1917 г.г.). Данная школа сформировалась в годы правления «железного канцлера» Отто Бисмарка, когда он осуществил мечту Листа об объединении Германии, а в экономической политике провел политику таможенного протекционизма. С этого момента он и нашел поддержку со стороны Шмоллера и остальных историков-политической экономики.
Слайд 7Основные экономические взгляды Луйо Брентано (1844-1931 г.г.):
1. справедливость заключается в
праве и обычаях (в то время, как по мнению классиков,
справедливость устанавливается только благодаря схватки в конкуренции).
2. экономист не признавал математических исследований процессов экономики, так как человеческая психика, от которой зависит экономика, слишком сложна.
3. «СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ШКОЛА», ИДЕЯ ПРИМИРЕНИЯ КЛАССОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ : УЛУЧШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЛЕТАРИАТА ИДЕТ ВМЕСТЕ С ПРОГРЕССОМ ТЕХНИКИ.
Слайд 8Основной труд Карла Бюхера (1847-1930 г.г.):
В своей книге «Возникновение
народного хозяйства» предложил обобщенную схему всего экономического развития народов Западной
и Средней Европы с выделением трех ступеней в зависимости от длины пути, проходимого продуктом от производителя до потребителя:
1. ступени замкнутого домашнего хозяйства, где предметы потребляются в том же хозяйстве, в котором произведены.
2. ступени городского хозяйства, где произведенные предметы непосредственно поступают в потребляющее хозяйство.
3. ступени народного хозяйства, где предметы проходят ряд посредствующих звеньев, прежде чем дойти до потребителя.
Слайд 9Появившиеся в начале 20-го века новое яркое поколение «новой» исторической
школы в лице Вернера Зомбарта и Макса Вебера, которое поставило
к всеобщему обозрению историко-этическую проблематику «духа капитализма». С этого момента зарождается «юная» историческая школа (основные ключевые фигуры: Вернер Зомбарт, Макс Вебер).
Громкое имя Вернеру Зомбарту (1863-1941 г.г.) после того, как он выпускает двухтомник «Современный капитализм», после чего понятие капитализм стало общеупотребительным. Зомбарт был уверен, что все предприниматели – это «добытчики» прибыли, организаторы предприятий, обеспечивающих прирост дохода.
Слайд 10Зомбарт выделил 6 основных типов капиталистических предпринимателей:
1. разбойники –
ради добычи золота, серебра, различных экзотических товаров
2. феодалы – базирующиеся
на своих земельных владениях
3. государственные деятели – принуждают к труду торговые и промышленные компании
4. спекулянты – занимающиеся вопросами финансов и ценных бумаг (в основном этим занимаются учредители акционерного общества: ростовщики, банкиры, биржевые игроки)
5. купцы – вкладывают часть торгового капитала в процессе производства благ
6. ремесленники (в основном ремесленники делали работы под заказ, и только ближе к 17 веку мастерские расширялись, и в них появлялись: ученики, помощники и подмастерья)
Слайд 11Итог:
Историческая школа проповедовала немало реакционных догм. Так, Гильдебранд и Рошер
рассматривали капитал как результат бережливости, экономности капиталистов, а получение процентов
- как результат такой экономии. Антидемократической мнение В. Рошера о наличии капитала в наемных рабочих (речевого капитала) только на том основании, что они имеют квалификацию. Позже это положение было сформулировано в более широкой концепции человеческого капитала. Антигуманной была идея В. Рошера о том, что накопление капитала обеспечивает прежде всего сбережения капиталистов и рост народнохозяйственной культуры. Капиталистов Рошер считал создателями духовного производства. Утопическим утверждение представителей исторической школы о неизбежности выравнивания доходов основных классов в капиталистическом обществе и др.