Слайд 1Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана. Особо охраняемые
природные территории. Заповедники, заказники, памятники природы. Национальные особенности и традиции
в планировочной организации населенных пунктов Южного региона, а также в формировании жилой среды.
Выполнили: ст-ы гр. Арх 15-2
Селмухан М.
Худайберген Ж.
Проверила: ассист. проф. Сулайманова Ш.
Слайд 2Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.
Южный Казахстан и
Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города
здесь появились еще в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VII-XIII вв.
Слайд 3Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.
Этот период можно
выделить несколько основных центров развития городской культуры:
1. Среднее течение Сырдарьи
- один из наиболее древних центров развития городской культуры. В верховьях реки Арыс находился округ Испиджаб - столица Южного Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыса и Сырдарьи - округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана.
2. Нижнее течение Сырдарьи - города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников.
3. Юго-западное Жетысу - регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которого занималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу - Суяб и Баласагун.
4. Северо-восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз, Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на Великом Шелковом пути.
5. Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимакских городов, в том числе столицы каганата -Хакан и Хакан-Кимак.
6. Центральный Казахстан. К сожалению, собственные названия большинства городов этого района неизвестны, однако, археологические исследования позволяют судить о существовании здесь городской культуры в VIII-XII вв. В долине Нуры находился город Аксикент, на берегах Сарысу - города Жубаныш и Улубагыр, в низовьях Торгая - Канглыкент, Каракорум, Аксакал-Барби, Барсук.
Слайд 4Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.
Города Казахстана. Понятие
"город" в разное время и в разных обществах имело различное
содержание. Нередко "городом" называли населенный пункт, жители которого в отличие от деревни занимались ремеслом и торговлей. На мусульманском Востоке важным критерием в определении статуса города являлась его административная роль. Города обозначались термином "кент". Для обозначения города в то время употреблялся термин "балык". К этим словам прибавлялись термины вроде "таш" - камень, "шим" - дерн, "кум" - песок, указывающие, из какого материала они построены или в каком географическом окружении находятся. Города часто получали свои названия по имени племени или представителей знати. По письменным источникам, к числу городов, которые отождествляются с развалинами крупных городищ, относятся Испиджаб, Отрар, Тараз, Арсубаникет, Кулан и другие.
Слайд 5Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.
Испиджаб (современное село
Сайрам) был одним из главных городов и торговых центров на
юге Казахстана, к его области причисляли и города Жетысу. Наиболее подробную характеристику Испиджаба дал арабский историк ал-Макдиси. "Испиджаб,- писал он,-большой, крупный город. Есть крытые рынки, рынок полотна и соборная мечеть. Говорят, что в нем 1700 рабатов. Это славная пограничная крепость. Город чистый, жизнь приятная".
Слайд 6Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.
Испиджаб был одним
из ключевых торговых пунктов Шелкового Пути на территории Южного Казахстана.
По свидетельству арабского летописца, в городе располагались рынки, на которых торговали тканями, крытые торговые ряды, мечети.
Местоположение Сайрама ученые связывают с древним городом Исфиджабом. Зарождение и становление Исфиджаба было вызвано не только удобным экономическо-географическим положением. Находившийся на перекрестье караванных дорог, город стал ремесленно-торговым центром и опорной базой ислама, откуда новая мусульманская религия распространялась в степные районы.
Слайд 7Маршруты Великого Шелкого пути
Великий Шелковый путь начинается с бассейна реки
Хуанхэ. Он проходит вдоль западной части Великой Китайской стены и
по реке Или доходит до Иссык-Куля. С этого места путь разветвляется на две стороны — на южное и северное направления. Южное направление ведет в Фергану, Самарканд, Иран, Сирию, к Средиземному морю. Северное направление — в город Испиджаб в Южном Казахстане и здесь снова делится на две ветви. Одна уходит в Среднюю Азию, вторая — через Туркестан, по нижнему течению Сырдарьи, — выходит в Западный Казахстан, обходит с северо-востока Черное море и направляется в Европу.
Слайд 8Архитектурные памятники города Испиджаб (Сайрам)
Карашаш ана (XVIII в.) фотография 80-ых
годов ХХ в.
Мавзолей Карашаш-Ана – мавзолей в селе Сайрам Сайрамского района Южно-Казахстанской области. По легенде,
в нем покоится мать святого суфия Ходжа Ахмеда Яссави. Ныне существующее здание построено в XIX веке на месте разрушенной средневековой постройки.
Слайд 9Архитектурные памятники города Испиджаб (Сайрам)
Мавзолей Ибрагим-Ата — мавзолей в селе Сайрам (ныне входит в состав
города Шымкент). Усыпальница шейха Ибрагима, отца знаменитого суфийского поэта Ходжи Ахмета Яссави.
Включён в список памятников архитектуры республиканского значения Казахстан
Слайд 10Архитектурные памятники города Испиджаб (Сайрам)
Мавзоле́й Абдул-Азиз-Баба — архитектурный памятник эпохи
караханидов. Находится в северной части села Сайрам Южно-Казахстанской области.
Мавзолей возведён
из обожжённого кирпича и состоит из трёх квадратных помещений, вытянутых по фронту и сообщающихся между собой широкими проёмами. Центральное помещение выделено монументальным порталом(пештаком) и сфероконическим куполомна высоком цилиндрическом барабане, опирающемся на восьмерик. Боковые помещения, различающиеся по высоте, также перекрыты куполами, опирающимися на арочные паруса и несущие стены.
Слайд 11Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.
Другим большим городом
являлся Отрар, развалины которого находятся в 15 км от станции
Темир в Шымкентской области. Отрар (или иначе - Фараб, Тарбан, Турар) был основан в начале V-VI вв. Он сформировался как типичный ранне-средневековый город. Его правитель чеканил собственную монету. В округе города имелось несколько мелких поселений.
Слайд 12Архитектурные памятники города Отрар
Мавзолей Арыстан-Баба — одна из почитаемых мусульманских
святынь, которая находится в 150 км от города Шымкент, на
территории южного Казахстана. Красивый погребальный комплекс – мазар – построен над могилой средневекового проповедника Арыстан-Баба.
Архитектурный комплекс возведен из жженых кирпичей, скрепленных алебастровым раствором. Он имеет размеры 35 на 12 м и высоту 12 м. Мавзолей Арыстан-Баба включает двухкамерную усыпальницу – гурхану и мечеть, которые объединены широким сводчатым коридором. Мечеть состоит из молитвенного зала с михрабом и подсобных помещений.
Слайд 13Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.
Наиболее известен на
Востоке Тараз. Как большой город впервые упоминается в источниках, датированных
VII в. Он встречается и в географических сочинениях древних авторов. Входил в состав Западно-Тюркского, затем Туркешского и Карлыкского каганатов, был столицей Караханидского государства.
Слайд 14Архитектурные памятники города Тараз
Бабаджа Хатун Расположенный в Жамбылском районе, вблизи
мавзолея Айша биби, мавзолей Бабаджа Хатун является уникальным архитектурным памятником
XI-XII вв. Мавзолей знаменит своим оригинальным 16-ти ребристым зонтичным куполом двойной кривизны. Зонтичное ребристое покрытие купола не имеет, по существу, прямых аналогов в современной ему среднеазиатской архитектуре. Эпиграфический фриз на портале мавзолея донес до нас имя женщины, погребенной под ним. Согласно легенде, она была няней Айши и сопровождала ее во время трагической поездки. После смерти Айши Бабаджа Хатун поддерживала огонь на могиле своей любимой воспитанницы. Оба мавзолея являются не только архитектурными объектами, но и местами паломничества, так как считаются святыми местами в мусульманском мире.
Слайд 15Архитектурные памятники города Тараз
Мавзолей Айша Биби – памятник архитектуры 11-12
вв., расположенный в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской области
в 18 км от города Тараз. Является памятником архитектуры республиканского значения. Айша биби была возлюбленной Карахана, который построил мавзолей в память о ней. Основание мавзолея кубическое. По его четырем углам размещены массивные колонны. В оформлении использовались небольшие ниши, малые колонки, своды, стрельчатые арки, терракотовая облицовочная плитка. В узорах мавзолея сочетаются традиционные виды орнаментального искусства древних племен Казахстана, включающие геометрический, зооморфный и солярный мотивы, уходящие корнями в искусство андроновских и сакских племен. О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений.
Слайд 16Архитектурные памятники города Тараз
Мавзолей Карахан расположен в центральной части города
Тараз на пересечении улиц Толе би и Байзак батыра. Мавзолей
входит в культово-мемориальный комплекс, сформированный на территории средневекового Тараза.
Мавзолей Карахан (Аулие-Ата) представляет собой квадратное, портально-купольное сооружение. Состоит из центрального зала и трёх небольших угловых помещений, четвёртый угол мавзолея занят лестницей, ведущей на крышу сооружения.
Лицевым фасадом мавзолей обращён на юг, по краям обрамлён минаретамии. Вход находится в глубине арки, по обе стороны которой находятся по три ниши прямоугольной, квадратной и стрельчатой формы.
Слайд 17Архитектурные памятники города Тараз
Архитектурный комплекс Тектурмас
Одно из древнейших культовых мест,
построенное на правом берегу р.Талас в юго-восточной части города Тараза,
на холме, возвышающемся на окружающей местностью. Тектурмас считается местом погребения святого Султана-Махмуда-хана. Сам мавзолей, построенный в период ислама в 1935 году был разрушен.
В настоящее время на его месте по средневековому типу восстановлен новый мавзолей. Рядом находится мавзолей, сооруженный над могилой великого казахского батыра Мамбета. С холма, на котром находятся мавзолей открывается прекрасная панорама лежащего внизу города Тараза. Впечатление усиливает протекающая рядом река Талас, давшая название древнему городу. В этом же месте Х-ХIII веках находился каменный мост, по которому осуществлялась переправа караванов, проходивших через Тараз. Архитектурный комплекс является также местом паломничества.
Слайд 18Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.
Средневековый город состоял
из нескольких частей. В центре обычно была цитадель или замок,
где располагалась резиденция правительства. Цитадель окружал шахристан - район, заселенный городской знатью, богатыми торговцами и земледельцами, служителями культа, военными.
Слайд 19Исторический анализ застройки и развития Южного региона Казахстана.
План города Шавгар(Туркестан)
Сначала
главным городом был Шавгар, затем Ясы (так назывался г. Туркестан
до XVI в.). До VIII века Шавгар был подвластен Тюркскому и Западно-Тюркскому каганатам (552-702 гг.). В начале VIII в. область Шавгар вошла в западные границы Тюргешского каганата (702-756 гг.), владения которого доходили до среднего течения р. Сырдарьи. В этот период началось арабское завоевание Средней Азии и Южного Казахстана. Овладев Мавераннахром, арабы стали продвигаться в районы Сырдарьи и Таласа. Во второй половине VIII в. восточной частью Сырдарьинской области и Таласской долиной овладели карлуки. Карлукский джабгу должен был платить дань, но часто нарушал обязательства и арабам приходилось совершать карательные походы на подвластные территории. В период политического господства в Средней Азии государства Саманидов (820-999 гг.) Шавгар вошел в его северо-восточные пределы. В IX веке близлежащие к Шавгару области подчинялись карлукам, а сначала X в. огузам. Огузское государство образовалось в конце IX - начале X веков в бассейне нижнего и среднего течения р. Сырдарьи и примыкавших к ней степях Западного Казахстана и просуществовало до середины XI в., быстро увеличивая свои владения. IX- X века были временем наивысшего расцвета г. Шавгара.
Слайд 20Архитектурные памятники города Шавгар (Туркестан)
Мавзолей представляет собой огромное продольно-осевое портально-купольное
сооружение. Размеры его в плане — 46,5×65,5 метра. Толщина наружных
стен составляет 1,8—2 метра, центральной части — 3 метра. Здание имеет огромный портал и ряд куполов. Вокруг его центрального зала — казанлыка — объединено более 35 помещений различного назначения. Казанлык перекрыт самым большим из сохранившихся в Казахстане и Средней Азии кирпичным куполом диаметром 18,2 метра.
Для тюрков казан был символом единения и гостеприимства, поэтому особое значение придавалось его размерам и внешнему оформлению. Туркестанский казан не имеет себе равных. Его диаметр — 2,45 метра, вес — две тонны, изготовлен он из сплава семи металлов.
Мавзолей Ходжа Ахмета Яссави