Слайд 2Ранние годы
Петр Первый родился в Москве в 1672 году. Родители
его – Алексей Михайлович и Наталья Нарышкина. Петра воспитывали няни,
образование у него было слабое, но зато здоровье у мальчика было сильное, он болел меньше всех в семье.
Слайд 3Приход к власти
В 1682 году, после смерти Фёдора Алексеевича, 10-летний
Петр и его брат Иван были провозглашены царями. Но фактически
управление взяла на себя их старшая сестра – царевна Софья Алексеевна.
В это время Петр и его мать вынуждены были отдалиться от двора и переехать в село Преображенское. Здесь у Петра 1 возникает интерес к военной деятельности, он создает «потешные» полки, которые стали впоследствии основой русской армии. Увлекается огнестрельным делом, кораблестроением. Много времени проводит в Немецкой слободе, становится поклонником европейской жизни, заводит друзей.
В 1689 году Софья была отстранена от престола, и власть перешла к Петру I, а управление страной доверено его матери и дяде Л. К. Нарышкину.
Слайд 4Правление царя
Петр продолжил войну с Крымом, взял крепость Азова. Дальнейшие
действия Петра I были направлены на создание мощного флота. Внешняя
политика Петра I того времени была сосредоточена на поиске союзников в войне с Османской империей. С такой целью Петр отправился в Европу.
В это время деятельность Петра I заключалась только в создании политических союзов. Он изучает кораблестроение, устройство, культуру других стран. Вернулся в Россию после известия о стрелецком мятеже. В результате путешествия захотел изменить Россию, для чего было сделано несколько нововведений. Например, введено летоисчисление по юлианскому календарю.
Слайд 5Для развития торговли требовался выход к Балтийскому морю. Так что
следующим этапом правления Петра I стала война со Швецией. Заключив
мир с Турцией, захватил крепость Нотебург, Ниеншанц.
В мае 1703 года было начато строительство Санкт-Петербурга.
В следующем году – взяты Нарва, Дерпт.
В июне 1709 года в Полтавской битве Швеция была разгромлена. Вскоре после смерти Карла XII был заключен мир между Россией и Швецией. К России присоединились новые земли, был получен выход в Балтийское море.
Слайд 6Реформирование России
В октябре 1721 года в биографии Петра Великого был
принят титул императора.
Также за время его правления была присоединена Камчатка,
завоеван берег Каспийского моря.
Военную реформу Петр I проводил несколько раз. В основном она касалась сбора денег для содержания армии, флота. Проводилась она, кратко говоря, насильственно.
Дальнейшие же реформы Петра I ускорили технико-экономическое развитие России. Он провел церковную реформу, финансовую, преобразования в промышленности, культуре, торговле. В образовании также им были проведены ряд реформ, направленные на массовое просвещение: открыты множество школ для детей и первая в России гимназия(1705).
Слайд 7Смерть и наследие
Перед смертью Петр I сильно болел, но продолжал
править государством. Умер Петр Великий 28 января (8 февраля) 1725
года от воспаления мочевого пузыря. Престол перешел к его жене – императрице Екатерине I.
Сильная личность Петра I, который стремился изменить не только государство, но и людей, сыграла важнейшую роль в истории России.
Именем Великого императора после его смерти были названы города.Памятники Петру I возведены не только в России, а также во многих европейских странах. Один из самых известных – Медный всадник в Санкт-Петербурге.
Слайд 8Интересные факты
Неуёмная, просто бьющая через край энергия, колоссальная работоспособность, необыкновенный
ум, простота нравов, благородство и достоинство – вот главные качества
русского царя, которыми восхищались окружающие.
Пётр I за всю свою недолгую жизнь – 52 года, пытался постигнуть всё и опередить время. Так, он овладел 14 специальностями. Кроме того, он лично вникал во все вопросы управления государством.
Доподлинно известно, что первый брак Петра I был насильственным. Он не любил и не уважал свою первую супругу – Евдокию Лопухину, и пошёл с ней под венец исключительно под давлением матери – Натальи Кирилловны. Позже он издал три указа, которыми раз и навсегда наложил запрет на венчании девушек или юношей без их согласия.
Слайд 9А теперь проверим ваши знания!