Разделы презентаций


Историческое становление возрастной психологии

Содержание

Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки В психологических учениях прошлых эпох (в период античности, в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Тема: «Историческое становление возрастной психологии»

План
1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки.
2. Начало систематического изучения детского развития.
3. Становление и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в.
4. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии первой трети ХХ века.
5. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма.
6. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный.
7. Психическое развитие ребенка: влияние среды.
Тема: «Историческое становление возрастной психологии»

Слайд 2Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки

В психологических учениях прошлых эпох (в период античности,

в Средние века, в эпоху Возрождения) уже были поставлены многие важнейшие вопросы психического развития детей.
В работах древнегреческих ученых Гераклита, Демокрита, Скрата, Платона, Аристотеля рассматривались условия и факторы становления поведения и личности детей, развития их мышления, творчества и способностей, сформулирована идея гармоничного психического развития человека.
В период Средневековья, с III по XIV в., большее внимание уделялось формированию социально адаптированной личности, воспитанию требуемых качеств личности, исследованию познавательных процессов и методов воздействия на психику.
В эпоху Возрождения (Э. Роттердамский, Р. Бэкон, Я. Коменский) на первый план вышли вопросы организации обучения, преподавания на основе гуманистических принципов, с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов.
Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки   В психологических учениях прошлых эпох (в

Слайд 3 В исследовании философов и психологов нового

времени Р.Декарт, Б.Спинозы, Дж.Лакка, Д.Гартли, Ж.Ж.Руссо обсуждалась проблема взаимодействия факторов

наследственности и среды и их влияние на психическое развитие.
В исследовании философов и психологов нового времени Р.Декарт, Б.Спинозы, Дж.Лакка, Д.Гартли, Ж.Ж.Руссо обсуждалась

Слайд 4Во второй половине XIX в. сложились объективные предпосылки для выделения

детской психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.
Внедрение идеи развития:

Эволюционная биологическая теория Ч. Дарвина привнесла в область психологии новые постулаты — об адаптации как главной детерминанте психического развития, о генезисе психики, о прохождении ею в своем развитии определенных, закономерных этапов.
Физиолог и психолог И.М. Сеченов развивал идею перехода внешних действий во внутренний план, где они в преобразованном виде становятся психическими качествами и способностями человека — идею интериоризации психических процессов. Сеченов писал, что для общей психологии важным, даже единственным, методом объективного исследования является именно метод генетического наблюдения.
Появление новых объективных и экспериментальных методов исследования в психологии. Метод интроспекции (самонаблюдения) был неприменим для исследования психики маленьких детей.
Во второй половине XIX в. сложились объективные предпосылки для выделения детской психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.

Слайд 5Немецкий ученый дарвинист В. Прейер наметил последовательность этапов развития некоторых

сторон психики, сделал вывод о значимости наследственного фактора. Им был

предложен примерный образец ведения дневника наблюдений, намечены планы исследований, обозначены новые проблемы.

Метод эксперимента, разработанный В. Вундтом для изучения ощущений и простейших чувств, оказался чрезвычайно важным для детской психологии. Вскоре была открыта доступность для экспериментального исследования и других, гораздо более сложных областей психического, таких, как мышление, воля, речь.

Немецкий ученый дарвинист В. Прейер наметил последовательность этапов развития некоторых сторон психики, сделал вывод о значимости наследственного

Слайд 6Начало систематического изучения детского развития
Первые концепции психического развития

детей возникли под влия­нием закона эволюции Ч. Дарвина и так

называемого биогенетического закона.
Биогенетический закон, сформулированный в XIX в. биологами Э. Геккелем и Ф. Мюллером, основан на принципе рекапитуляции (повторяемости). Он гласит, что историческое развитие вида отражается в индивидуальном развитии организма, принадлежащего к данному виду. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким и быстрым повторением истории развития ряда предков данного вида (филогенеза) .

Американский ученый С. Холл (1844—1924) создал первую цельную теорию психического развития в детстве.

Начало систематического изучения детского развития  Первые концепции психического развития детей возникли под влия­нием закона эволюции Ч.

Слайд 7По мнению Холла, последовательность стадий психического развития заложена генетически (преформирована);

биологический фактор, созревание инстинктов — основной в детерминации смены форм

поведения.
С. Холлу принадлежит идея создания педологии — специальной науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ребенка из других научных областей.
Значение работ Холла состоит в том, что это был поиск закона, логики развития; была сделана попытка показать, что меж­ду историческим, социальным и индивидуальным развитием человека существует определенная взаимосвязь, установление точных параметров которой до сих пор остается задачей для ученых.
По мнению Холла, последовательность стадий психического развития заложена генетически (преформирована); биологический фактор, созревание инстинктов — основной в

Слайд 8Становление и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX

— начале XX в
Начальные этапы становления возрастной и педагогической

психо­логии в России также относятся ко второй половине XIX в.
Н.И. Пирогов первым обратил внимание на то, что дело воспитание имеет не прикладной, а философский смысл — воспитания человеческого духа, Человека в человеке. Он настаивал на необходимости признания, понимания и изучения своеобразия детской психологии. Детство имеет свои законы, и их надо уважать. Был дан мощный толчок изучению возрастных особенностей детей, выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие.
В этот период были сформулированы принципиальные положения возрастной и педагогической психологии как самостоятельных научных дисциплин, обозначены проблемы, которые должны быть исследованы, чтобы поставить педагогический процесс на научную почву.
Становление и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в Начальные этапы становления

Слайд 9В 70—80-х гг. XIX в. складываются два типа исследований: наблюдения

родителей за своими детьми и наблюдения ученых за детским развитием.
Наряду

с изучением общих закономерностей детского развития шло накопление материала, помогающего понять траектории развития отдельных сторон психической жизни: памяти, внимания, мышления, воображения. Особое место отводилось наблюдениям за развитием детской речи, оказывающей влияние на формирование различных сторон психики. Важные данные были получены в результате изучения физического развития детей (И. Старков). Делались попытки определить психологические особенности мальчиков и девочек (К.В. Ельницкий).
Значительное развитие в науке получил генетический подход.
В 70—80-х гг. XIX в. складываются два типа исследований: наблюдения родителей за своими детьми и наблюдения ученых

Слайд 10Были сформулированы общие положения о главных чертах детского развития:
Развитие

совершается постепенно и последовательно. В целом оно представляет собой непрерывное поступательное

движение вперед, но не является прямолинейным, допускает отклонения от прямой линии и остановки.
Между духовным и физическим развитием существует неразрывная связь. Такая же неразрывная связь существует между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, между умственным и нравственным развитием. Правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всестороннее развитие.
Отдельные телесные органы и различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не все сразу, скорость их развития и энергия не одинаковы.
Развитие может идти средним ходом, может ускоряться и замедляться в зависимости от целого ряда причин.
Развитие может останавливаться и принимать болезненные формы.
Нельзя делать ранних прогнозов о будущем развитии ребенка. Специальный талант должен опираться на широкое общее развитие.
Нельзя искусственно форсировать детское развитие, надо дать каждому возрастному периоду «изжить» себя.

Были сформулированы общие положения о главных чертах детского развития: Развитие совершается постепенно и последовательно. В целом оно

Слайд 11 Был сделан существенный вклад в разработку методов иссле­дования как

важнейшего условия перехода возрастной и педаго­гической психологии в разряд самостоятельных

научных дисциплин. Получил развитие метод наблюдения, в частности метод «дневников»; были предложены программы и планы наблюдения за поведением и психикой ребенка. Метод эксперимента вводился в практику эмпирических исследований; специально для детской психологии предназначался естественный эксперимент (А.Ф. Лазурский). Тщательно обсуждались возможности метода тестов. Разрабатывались и другие методы. Существенное дополнение к сведениям о психологических особенностях детей давали результаты анализа художественных произведений.
Основные направления исследований того времени — пути формирования всесторонне развитой личности и совершенствования научных основ системы обучения.
Был сделан существенный вклад в разработку методов иссле­дования как важнейшего условия перехода возрастной и педаго­гической психологии

Слайд 12Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии первой

трети ХХ века.
Английский ученый Дж. Селли рассматривал становление психики человека

с позиций ассоциативного подхода. Он выделял ум, чувства и волю как основные составляющие психики. Значение его работ для практики детского воспитания состояло в определении содержания первых ассоциаций ребенка и последовательности их возникновения .

М. Монтессори исходила из представления, что существу­ют внутренние импульсы детского развития, которые нужно познать и учитывать при обучении детей. Необходимо предоставить ребенку возможность самому овладевать теми знаниями, к которым он предрасположен в данное время — период чувствительности .

Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии первой трети ХХ века.Английский ученый Дж. Селли рассматривал

Слайд 13Немецкий психолог и педагог Э. Мейман также основное внимание уделял

проблемам познавательного развития детей и разработке методологических основ обучения. В

предложенной Мейманом периодизации умственного развития (до 16-летнего возраста) выделены три стадии: стадия фантастического синтеза; анализа; стадия рассудочного синтеза.

Швейцарский психолог Э. Клапаред выступил с критикой рекапитуляционных представлений Холла, отмечая, что филогенез и онтогенез психики имеют общую логику и это приводит к определенному сходству рядов развития, но не означает их тождества. Клапаред считал, что стадии развития детской психики не предопределены инстинктивно; он развивал идею саморазвертывания задатков при помощи механизмов подражания и игры. Внешние факторы (например, обучение) влияют на развитие, определяя его направление и ускоряя темп.

Немецкий психолог и педагог Э. Мейман также основное внимание уделял проблемам познавательного развития детей и разработке методологических

Слайд 14Французский психолог А. Бине стал основателем тестологического и нормативного направления

в детской психологии. Бине экспериментально исследовал этапы развития мышления у

детей, ставя перед ними задачи на определение понятий (что такое «стул», что такое «лошадь» и т.д.). Обобщив ответы детей разных возрастов (от 3 до 7 лет), он обнаружил три стадии в развитии детских понятий — стадию перечислений, стадию описания и стадию интерпретации. Каждая стадия соотносилась с определенным возрастом, и Бине сделал вывод о существовании определенных нормативов интеллектуального развития.

Немецкий психолог В. Штерн предложил ввести коэффициент интеллекта (IQ). Бине исходил из предположения, что уровень интеллекта остается постоянным в течение жизни и направляется на решение разных задач. Интеллектуальной нормой считался коэффициент от 70 до 130%, умственно отсталые дети имели показатели ниже 70%, одаренные — выше 130%.

Французский психолог А. Бине стал основателем тестологического и нормативного направления в детской психологии. Бине экспериментально исследовал этапы

Слайд 15Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма
Американский психолог А.

Гезелл (1880—1971) проводил лонгитюдное изучение психического развития детей с рождения

до подросткового возраста с помощью повторяющихся срезов. Гезелла интересовало, как изменяется детское поведение с возрастом, он хотел составить примерный временной график появления конкретных форм психической активности, начиная с двигательных умений ребенка, его предпочтений. Гезелл также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов, развития в норме и патологии (например, у сле­пых детей).

Периодизация воз­растного развития (роста) Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста: от рождения до 1 года — наиболее высокий «прирост» поведения, от 1 года до 3 лет — средний и от 3 до 18 лет — низкий темп развития. В центре научных интересов Гезелла было именно раннее детство - до трехлетнего возраста.

Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организмаАмериканский психолог А. Гезелл (1880—1971) проводил лонгитюдное изучение психического развития

Слайд 16Видный австрийский психолог К. Бюлер (1879—1973), работавший некоторое время в

рамках вюрцбургской школы, создал свою концепцию психического развития ребенка. Каждый

ребенок в своем развитии закономерно проходит стадии, которые соответствуют стадиям эволюции форм поведения животных: инстинкт, дрессура, интеллект. Биологический фактор (саморазвитие психики, саморазвертывание) рассматривался им как основной.

Инстинкт — низшая ступень развития; наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в определенных стимулах. Инстинкты у человека — расплывчатые, ослабленные, с большими индивидуальными различиями. Набор готовых инстинктов у ребенка (новорожденного) узок — крик, сосание, глотание, защитный рефлекс.
Дрессура (образование условных рефлексов, прижизненно складывающиеся навыки) дает возможность приспособиться к различным жизненным обстоятельствам, опирается на награды и наказания, или на успехи и неудачи.
Интеллект — высшая стадия развития; приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации. Бюлер всячески подчеркивает «шимпанзеподобность» поведения детей первых лет жизни.

Видный австрийский психолог К. Бюлер (1879—1973), работавший некоторое время в рамках вюрцбургской школы, создал свою концепцию психического

Слайд 17Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный
Американский психолог и социолог

Дж. Болдуин был одним из немногих в то время, кто

призывал изучать не только познавательное, но и эмоциональное и личностное развитие.
Болдуин обосновал концепцию познавательного развития детей. Он доказывал, что познавательное развитие включает несколько стадий, начинающихся с развития врожденных двигательных рефлексов. Затем идет стадия развития речи, и завершает этот процесс стадия логического мышления. Болдуин выделял специальные механизмы развития мышления — ассимиляцию и аккомодацию (изменения организма).
Немецкий психолог В. Штерн (1871 — 1938) считал, что личность — это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие — это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок.
Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальныйАмериканский психолог и социолог Дж. Болдуин был одним из немногих в

Слайд 18Потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще

не осознает себя и свои склонности. Среда помогает ребенку осознать

себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру.
Конфликт между внешними воздействиями (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет, по мнению Штерна принципиальное значение для развития, так как именно отрица­тельные эмоции служат стимулом для развития самосознания. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, они помогают процессу социализации и развитию рефлексии у детей.
Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность ин­дивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения.
Потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда

Слайд 19Психическое развитие ребенка: влияние среды
Социолог и этнопсихолог М. Мид

стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей.

Сравнивая особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки у представителей разных народностей, она подчеркивала зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Введенное ею понятие инкультурации как процесса научения в условиях специ­фической культуры обогащает общее понятие социализации. Мид выделила три типа культур в истории человечества — постфигуративные (дети учатся у своих предшественников), кофигуративные (дети и взрослые учатся в основном у сверстников, современников) и префигуративные (взрослые могут учиться и у своих детей). Ее взгляды оказали большое влияние на концепции психологии личности и возрастной психологии; она наглядно показала роль социального окружения, культуры в формировании психики ребенка.
Таким образом, мы проследили постановку проблемы детерми­нации психического развития в теоретических положениях и эмпи­рических исследованиях ряда крупнейших психологов.
Психическое развитие ребенка: влияние среды Социолог и этнопсихолог М. Мид стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика