Слайд 1ДРЕВНИЕ
История Древней Руси
Часть 4
СЛАВЯНЕ
Слайд 2«Повесть временных лет» о происхождении славян
«Повесть временных лет» Нестора Летописца
всегда привлекала внимание тех, кто изучал древнюю историю славян.
Нестор Летописец
Слайд 3Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)
в своем сочинении
«Древняя Российская история» говорит о том,
что «по преданиям достоверных
наших летописателей» славяне известны «как стародавние в России обитатели».
М.В. Ломоносов
художник
Л.С. Миропольский, 1787 г.
Слайд 4Память о прошлом славяне-язычники хранили благодаря устному преданию. «Предание» означает
‘передача’, или ‘переданное’.
В. Фаворский. Боян. Гравюра
Слайд 5Из рода в род передавались древнеславянские сказания о том, где
селились и как прозывались славянские племена, кто из героев и
князей прославился, защищая свой народ, кто был грозным мстителем для врагов, какие обычаи были у древних славян.
А. Сафонов. «Не посрамим земли Русской»
Слайд 6Но Нестор-летописец знал не только устные народные предания. Он знал
также священную библейскую и всемирную историю, пользовался он и трудами
греческих историков.
Слайд 7Летописец Нестор начинает свою «Повесть временных лет» библейским рассказом о
расселении народов по земле после всемирного потопа.
По-старославянски народы
назывались
«языками».
Единство рода человеческого
Всемирный потоп
Слайд 8Семьдесят два народа расселились по земле, и «от этих же
семидесяти двух язык произошел и народ славянский».
Славяне, по свидетельству
Нестора, происходят
от племени сына Ноя Иафета, которому
достались северные страны.
Ной
Слайд 9Народы расселяются по всей земле, как побеги распускаются от единого
ствола: одна из этих ветвей — земля Русская!
Вот первый
ответ летописца на вопрос:
«Откуда пошла Русская земля?».
Слайд 10Описывая Русскую землю и перечисляя нерусские народы, которые дают дань
Руси и говорят на своих языках, Нестор Летописец утверждает, что
и они — «потомство Иафета,
живущее в северных странах».
Ян Брейгель Старший, Строительство Вавилонской башни
Слайд 11Следовательно, все эти народы — чудь, меря, весь, мурома, черемисы,
мордва и другие — происходят от одного со
славянами корня,
как разные ветви одного дерева.
Слайд 12Многие ученые прежде с недоверием относились к тем сведениям «Повести
временных лет», которые касались древнейшей истории славян. Но теперь, все
больше и больше постигая смысл написанного Нестором-летописцем, ученые поражаются глубиной его исторических познаний.
Славяне в начале христианской эры
Слайд 13Например, академик Борис Александрович Рыбаков в «Повести временных лет» и
в «Слове о полку Игореве» находит указания на «Траяновы века».
Римский император Траян правил с 98 по 117 год.
Слайд 14Следовательно, древнерусские писатели настолько хорошо знали всемирную историю, что могли
свободно сопоставлять
древнюю историю славян с историей Римской
империи первых
веков христианства.
Слайд 15Одно из самых интересных упоминаний о древних славянах находится именно
в той части «Повести временных лет», где древнерусская история связывается
с временами первых христиан. Нестор-летописец утверждает, что до славян-моравов доходил один из великих апостолов Иисуса Христа — апостол Андрей.
Слайд 16«До моравов же доходил и апостол Андрей и учил там;
там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Андрей
и где первоначально жили славяне. Вот почему учитель славян — апостол Андрей, из тех же славян и мы, Русь». Так в самую глубь веков простирается пытливый взор древнерусского летописца.
Слайд 17Хотя славянский род выходит из глубокой древности, под именем славян
наши предки стали известны греческим и римским историкам около VI
века по Рождестве Христовом.
Как называли славян другие народы
Слайд 18Возможно, что до этого времени славяне сами себя называли по-другому
или окружающие славян народы именовали их не славянами, а как-нибудь
иначе.
Слайд 19Может быть, известные древним историкам сарматы и венеды были предками
славян или родственными славянам народами?
Слайд 20Может быть, знаменитый древнегреческий историк Геродот, говоря о скифах Северного
Причерноморья, просто не отличает их от славян, живших еще севернее
скифов?
Слайд 21В любом случае, по словам М.В. Ломоносова, «множество разных земель славянского
племени есть неложное доказательство величества и древности» славян.
Слайд 22О происхождении наименования «славяне» имеются разные предположения. Михаил Васильевич Ломоносов
производит именование славян от слова «славящиеся», то есть ‘прославившиеся своими
подвигами’.
Предположения о происхождении именования славян
Гусляры
Слайд 23По именам своих славных героев народ сначала именовался так внутри
пределов страны. «Потом славою дел утвердил себе славное имя, которое
хотя и поздно по свету распространилось, однако внутрь было давно
в употреблении».
Святогор и Кузнец судьбы
Слайд 24Академик Борис Александрович Рыбаков предполагает, что слово «славяне» — составное.
Оно слагается из двух частей: «слы», что на древнерусском языке
означало ‘послы’, и «вене» — ‘представители народа вене’, то есть венеды. Следовательно, славяне — это послы венедов.
Слайд 25Кроме того, существует еще одно интересное мнение о происхождении именования
«славяне». Славяне приобрели широкую известность среди других народов в связи
с расселением их в Европе в VI–X веках.
А. Сафонов. «Не посрамим земли Русской»
Слайд 26«Слыть» или «прослыть» означает ‘быть или стать известным, славиться или
прославиться’. Может быть, наименование «славяне» происходит от слова «слыть» —
‘славиться’? Это близко к догадке М.В. Ломоносова о происхождении названия славян.
Вольга Всеславович
Слайд 27Первое по времени упоминание о славянах (склавинах), «которые обретаются за
рекой Истром», приводится в «Истории войн» византийского историка Прокопия Кесарийского:
Как
прославились славяне в Византии
Слайд 28«Племена эти не управляются одним человеком, но издревле живут в
народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда
ведутся сообща...
Древние славяне делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода
Слайд 29А живут они в жалких хижинах, есть у них единый
язык..., да и внешностью они друг от друга ничем не
отличаются, ибо все они и высоки, и очень сильны...
Поселение славян
Слайд 30Образ жизни грубый и неприхотливый... Они менее всего коварны и
злокозненны, но и в простоте они сохраняют гуннский нрав».
Слайд 31Описывая войны императора Юстиниана (527–565), Прокопий много рассказывает и о
славянах. Они берут с бою прославленные крепости Юстиниана, храбро бьются
с императорскими
войсками в открытом поле.
Слайд 32Дружины славян разъезжают внутри империи и порой зимуют на византийской
земле. Находясь всего в пяти днях пути от столицы Византии
Константинополя, славяне возят за собой «бесчисленную добычу из людей, всякого скота и ценностей».
Слайд 33Славянские князья захватывают знамена византийских полководцев и угрожают пригородам Константинополя.
Слайд 34«Повесть временных лет» представляет нам славянский мир через перечисление целой
группы славянских народов, которые не сразу, по словам летописца, стали
называться особыми именами, а вначале все были «от рода словенска».
Расселение восточных славян
Слайд 35Рассказывая о восточных славянах, Нестор-летописец говорит, что некоторые из них
«пришли и сели по Днепру, и назвались полянами,
Скульптурный монумент основателям
Киева – братьям Кию, Щеку и Хориву, а также их сестре Лыбеди
Слайд 36а другие — древлянами, потому что сели в лесах,
Слайд 37а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались
дреговичами,
Слайд 38иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей
в Двину, по имени Полота, от нее и получили название
полочане.
Слайд 39Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим
именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом.
Остатки
Рюрикова городища, раскопанного археологами в окрестностях города Новгорода на озере Ильмень
Слайд 40А другие сели по Десне, и по Сейму, и по
Суле и назвались северянами.
Слайд 41И так разошелся славянский народ, а по его имени и
грамота назвалась славянская».
Слайд 42Летописные сведения о расселении славянских племен подтверждают различные археологические находки.
Слайд 43Среди всех восточно-славянских племен Нестор выделяет племя полян, которые, по
словам великого летописца, добрыми нравами своими превосходили другие славянские племена.
Обладавшие тихим и кротким нравом поляне стали ядром нарождавшегося государства — Русь.
Слайд 44Летописец написал: «Полян теперь называют Русью». Главный город полян —
Киев — стал столицей Древнерусского государства. М.В. Ломоносов писал, что между
славянскими племенами «знатнее прочих были поляне, не столько военными делами, как торгами, которые производились с греками».
Киев XII — XIII вв. Реконструкция Ю. С. Асеева
Слайд 45Научные споры о том, какова изначальная история славян, будут продолжаться.
Но бесспорно то, что у славян богатая и славная история.
В.
Васнецов. Богатыри
Слайд 46Из «Повести временных лет» мы знаем о нравах и некоторых
житейских обычаях различных славянских племен, живших в дохристианскую эпоху на
Руси. Но, в целом, древняя славянская духовная культура остается малоизвестной.
Верования славян-язычников
Слайд 47Как смотрели на мир и на самих себя, как веровали
и какие религиозные обычаи имели наши далекие предки славяне-язычники —
все это часто становилось предметом догадок.
Слайд 48О верованиях древних славян ученые строили догадки или по сравнениям
с верованиями других народов, или по литературным памятникам 19–20 столетий
(народные песни, присказки, суеверные заклинания).
Слайд 49Несомненно, что древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные
источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих
этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.
Слайд 50Не зная Бога-Творца, они боготворили вещественный и животный мир. Но
это было присуще всем язычникам, а не только язычникам-славянам. Сохранились
ли какие-нибудь сведения о языческих верованиях именно древних славян? Да, сохранились.
Слайд 51Арабские источники о молитве славян
Арабский писатель
X века Ибн-Даста записал
молитву древних славян-язычников.
«Все они (славяне) — идолопоклонники. Более всего
сеют они просо.
Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: «Господи, ты, который снабжал нас пищей (до сих пор), снабди и теперь нас ею в изобилии».
Слайд 52Ибн-Даста не указывает, какому именно славянскому племени принадлежала эта молитва.
Может быть, такая молитва употреблялась разными славянскими племенами. Но в
любом случае такое молитвенное обращение к небу и надежда на помощь небесную говорят о глубоких религиозных исканиях славян-язычников.
Слайд 53Когда имя славян за их воинственность уже прославилось в греко-римском
мире, тогда историк Прокопий Кесарийский писал о славянах, живших в
VI веке на берегах Дуная, следующее: «Единого бога, творца грому и всего мира господа исповедуют. Ему приносят волов и другие жертвы».
Сведения из византийских источников о язычестве у древних славян
РОД - сущий, единый, прародитель богов и творец мира
Слайд 54В середине X века византийский император Константин VII Багрянородный написал
для своего сына книгу «Об управлении империей». В этой книге
венценосный писатель использовал и те сведения, которые он узнавал от приезжавших в Царьград русских послов и торговцев. Во времена Константина Багрянородного русские купцы регулярно совершали путешествия в столицу Византии.
Слайд 55В июне месяце, как указывалось в книге императора Константина VII,
русские корабли отправлялись из Киева и спускались по Днепру.
Подойдя
к днепровским порогам, купцы разгружали свои ладьи и перетаскивали товары по берегу. Охранявшие купцов и товары воины зорко следили, не приближаются ли печенеги. Когда наконец русские добирались до острова Хортица (греки называли его островом Святого Георгия), здесь под гигантским дубом они приносили жертвы языческим богам.
Слайд 56В книге «Об управлении империей» содержится редкое и потому важное
свидетельство о древнерусских языческих обрядах. Русские «на этом острове, —
пишет византийский император, — совершают свои жертвоприношения, так как там растет великий дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные (приносят) куски хлеба, мясо, и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий — зарезать ли их (в жертву), или съесть, или пустить живыми».
Слайд 57Это не единственное известие из византийских источников о жертвенных петухах
у восточных славян. Греческий историк Лев Диакон сообщает, что воины
киевского князя Святослава, осажденные в крепости Дерестр в начале лета 971 года, совершая в водах Дуная языческие жертвоприношения, топили в воде петухов.
Приношение духам реки В.Иванов
Слайд 58Славяне-язычники воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но
давали клятвы,
устраивали ритуальные пиршества.
«Повесть временных лет» об идолопоклонстве у
славян
Слайд 59Нестор-летописец перечисляет имена языческих кумиров, которых князь Владимир, будучи еще
язычником, поставил на холме за великокняжеским теремом: «деревянного Перуна с
серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей».
Слайд 60Восточные славяне-язычники, в отличие от некоторых окрестных народов, не приносили
человеческие жертвы своим идолам.
Слайд 61Рассказ Нестора-летописца в «Повести временных лет» о киевских варягах-мучениках Феодоре
и Иоанне, убитых киевлянами-язычниками за то, что варяг Феодор отказался
отдать сына своего Иоанна на смерть в жертву Перуну,
говорит о том, что человеческие жертвоприношения
не были обычным явлением на Руси.
В. Топорков. Первые христиане-мученики в Киеве
Слайд 62Других подобных примеров древнерусские летописи не знают. Возможно, это несостоявшееся
жертвоприношение заставило кротких полян скорее принять христианство.