Слайд 1ИСТОРИЯ ЭСПЕРАНТО
ОСНОВЫ ЯЗЫКА
ВВОДНЫЙ УРОК
Гасин А.С.
2020 год
Слайд 2СОЗДАНИЕ ЭСПЕРАНТО
Лазарь (Людвиг) Маркович Заменгоф родился 15 декабря 1859 года
в Белостоке.
В раннем детстве он, видя напряжённые межэтнические отношения
в городе, где проживали евреи, поляки, русские, немцы и белорусы, видел главную причину ненависти и предрассудков во взаимном непонимании из-за отсутствия одного общего нейтрального языка.
В гимназии Заменгоф предпринимал попытки упростить латинский и древнегреческий языки, но со временем решил, что его цели больше соответствует создание нового языка.
После 10 лет работы, в 1887, он опубликовал первую книгу по новому языку - «Lingvo internacia. Antaŭparolo kaj plena lernolibro» («Международный язык. Предисловие и полный учебник»).
Псевдоним Заменгофа — Эсперанто (буквально «Надеющийся») — очень скоро стал названием самого языка.
Слайд 3ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ЯЗЫКА
Сначала эсперанто-движение существовало в основном в Российской империи и Восточной
Европе, но вскоре распространилось на Западную Европу и за её
пределы, постепенно охватив весь мир. В 1904 году состоялась малая международная конференция, которая привела к Первому всемирному конгрессу в августе 1905 года во Франции. На конгресс приехали 688 участников из 20 стран.
В начале 1920-х годов были предложения принять эсперанто в качестве рабочего языка Лиги Наций. Спустя два года Лига Наций рекомендовала государствам-членам включить эсперанто в свои учебные планы. 1920-е годы многими историками оцениваются как период расцвета эсперанто-движения.
В 1950-е годы, когда движение эсперантистов начинает возрождаться, наиболее влиятельной мировой державой становятся США, вследствие чего место международного языка фактически занимает английский.
Слайд 4ЭСПЕРАНТО СЕГОДНЯ
Падение коммунистических режимов в СССР и странах Восточной Европы
в конце 1980-х гг. и связанные с этим социально-экономические потрясения
лишили эсперанто-организации экономической базы, а многих их членов вынудили оставить движение, занявшись поиском средств к существованию. В связи с этим рост числа сторонников эсперанто происходит медленнее.
С другой стороны, развитие Интернета многократно облегчило общение между эсперантистами, упростило доступ к литературе, музыке и фильмам на этом языке, способствовало развитию дистанционного обучения.
На данный момент эсперанто – наиболее распространённый плановый язык: по разным оценкам насчитывается от ста тысяч до двух миллионов человек, говорящих на эсперанто, причём примерно для двух тысяч человек эсперанто является родным.
Слайд 5«ДЕТИ» ЭСПЕРАНТО
Эсперанто послужил основой для развития многих плановых языков, создатели
которых стремились изменить его, по их мнению, в лучшую сторону.
Но поскольку к тому времени уже существовал Fundamento de Esperanto, его было невозможно реформировать — только создавать на его основе новые плановые языки, которые отличались от эсперанто. Такие языки получили в интерлингвистике название эсперантоиды.
Наиболее заметная ветвь лингвопроектов-потомков ведёт свою историю от 1907 года, когда был создан язык идо. Создание языка породило раскол эсперанто-движения: некоторая часть бывших эсперантистов перешла на идо. Однако бо́льшая часть эсперантистов осталась верна своему языку.
В похожую ситуацию в 1928 году попал и сам идо после появления «улучшенного идо» — языка новиаль. Менее заметные ветви — это языки нэо, эсперантидо и другие, в настоящее время практически не используемые в живом общении.
Слайд 6ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ПРАКТИКЕ
Осуществлён перевод многих книг, фильмов, песен на Эсперанто.
Ведётся
радио- и телевещание на этом языке, существует множество интернет-сайтов, групп
и YouTube-каналов. Существуют музыкальные группы, поющие на эсперанто.
Постоянно идёт пополнение словаря терминами различных специальностей, осуществляется перевод статей различной профессиональной направленности.
В ряде случаев в международном бизнесе использовался Эсперанто для облегчения сотрудничества между компаниями.
Слайд 7ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Эсперанто пользуется поддержкой ряда влиятельных международных организаций. Особое место
среди них занимает ЮНЕСКО, принявшее в 1954 году так называемую резолюцию Монтевидео, в которой
высказала поддержку эсперанто, цели которого совпадают с целями этой организации, а страны — члены ООН призвала к введению преподавания эсперанто в средних и высших учебных заведениях.
В эсперанто-сообществе сейчас особенно популярна идея о введении эсперанто в качестве официального языка Европейского союза. Так, внедрение эсперанто в Европе вместо английского языка поможет сэкономить до 24 млрд евро в год, из них только во Франции 5,4 млрд евро.
Авиакорпорация Boeing проанализировала причины аварий самолётов и установила, что по меньшей мере 11 % авиакатастроф в мире произошли из-за непонимания между пилотами и авиадиспетчерами. Способом решения проблемы недостаточно чёткого произношения, сильного шума, а также некоторых других факторов во время сеансов радиосвязи, может стать применение эсперанто, как более простого рабочего языка для управления воздушным транспортом.
Слайд 8ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
Установлено практическим путём, что изучение эсперанто положительно сказывается на
скорости и качестве последующего изучения других языков. К этому, в
частности, привлекал внимание Антоний Грабовский уже в 1908 году, продемонстрировав примеры, как предварительное изучение эсперанто помогает учить французский и латинский языки. Начиная с 1920-x годов было проведено несколько педагогических экспериментов, показавших, что изучение эсперанто намного гораздо быстрее и проще, чем изучение национальных языков.
Впервые педагогическая ценность эсперанто была зафиксирована на официальном уровне в отчёте генерального секретариата Лиги Наций, утверждённом в 1922 году.
Слайд 9ОСНОВЫ ЯЗЫКА
Ударение во всех словах падает на предпоследний слог:
I’do (потомок),
he’rbo (трава), serpe’nto (змея)
Каждой букве соответствует один звук:
C – [
Ц ], J – [ Й ], A – [ А ]
Все корни слов имеют единственный смысл.
Новые слова образуются посредством добавления к существующим в языке корням определённых суффиксов и приставок, за исключением специальной терминологии:
Momento – момент времени, momanto – момент в физике
Arbo – дерево, Arbeto — деревце, Arbaro — лес
Слайд 11БАЗОВЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ НА ЭСПЕРАНТО
Saluton! – Здравствуй!
Ĝis revido! – Прощай!
Yes
– Да
Ne – Нет
Dankon! – Спасибо!
Bonvolu – Пожалуйста (просьба)
Ne dankinde!
– Пожалуйста!
Ĝuste! – Окей!
Bone – Хорошо
Gratulon! – Поздравляю!
Слайд 12ЮМОР
Девушку, претендующую на место секретаря директора фирмы, спрашивают:
— Вы владеете
французским и испанским языками?
— Свободно!
— А эсперанто?
— Ещё лучше — я
прожила в этой стране шесть лет!