Слайд 1История государства и права России: вместо введения в курс
Слайд 2Предмет изучения ИГПР
Эволюция структур, институтов и механизмов государственной власти, государственных
систем во взаимодействии с правовыми институтами.
Возникновение и развитие правовой системы
в целом и отдельных отраслей права.
Отдельные факты и закономерности исторического развития, особая роль – юридическим фактам и явлениям.
Важное значение: правовые акты, кодификации актов, создание правовых систем.
Предмет ограничивается временными и пространственными пределами.
Слайд 3Периодизация (дискуссионно)
Древняя Русь (IX-XII вв.).
Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси
(XII-XIV вв.).
Русское (Московское) государство (XV-XVII вв.).
Российская империя периода абсолютизма (XVIII
– середина XIX вв.).
Период перехода к конституционной монархии (середина XIX – начало XX вв.) и буржуазно-демократической республике (февраль – октябрь 1917 г.).
Период социалистической революции и создания советского государства (1918-1920 гг.).
Переходный период, в т. ч. период нэпа (1921-1930 гг.).
Период социализма (1930-начало 60-х гг.).
Период кризиса социализма (1960-1991 гг.).
Постсоветский период, формирование Российской Федерации (1991-2019 гг.).
Слайд 4Источники
Материальные (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности
людей и т. д.).
Идеологические (различные правовые учения, доктрины, правосознание и
т. д.).
Формально-юридические (нормативный акт, например, манифест, указ, грамота, постановление, уложение, судебник, декрет, закон, правовой обычай; юридический прецедент и нормативный договор).
Специфическими источниками истории государства и права являются юридический быт, обычай, юридические археологические источники.
Слайд 5Историография
Начинается в XVIII в.
Василий Никитич Татищев: «История Российская с самых
древнейших времен» (1768 г.).
«…не может никаков юрист мудрым назван быть,
если не знает преждних толкованей и преней о законех естественном и гражданском. И как может судиа право дела судить, если древних и новых законов и причин пременениям неизвестен, для того ему нуждно историа о законех знать».
Слайд 6Норманисты/Антинорманисты
Предмет дискуссии: проблемы происхождения русского государства.
Норманисты: Г.З. Байер «О
варягах» (1735 г.), Г.Ф. Миллером «Происхождение народа и имени российского»
(1749 г.), А.Л. Шлёцер «Опыт анализа русских летописей (касающийся Нестора и русской истории)» (1768 г.) и «Нестор» (1802 – 1809 гг.). Классическое воплощение теории: В. Томсен «Отношения Древней Руси и Скандинавии и происхождение Русского государства» (1876 г.).
Антинорманисты: М.В. Ломоносов «Древняя российская история» (1766 г.), работы Д.С. Лихачева и Б.А. Рыбакова 1940-х – 1960-х гг. – стали попытки доказать легендарность рассказа о призвании варягов.
Слайд 7Норманисты
Скандинавское происхождение древнерусской княжеской династии, восточные славяне вообще не знали
государственности.
Скандинавское происхождение «варяжских» имён («Рюрик», «Синеус» и «Трувор»).
Скандинавские
предметы на территории Древней Руси.
«Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами».
Происхождение Руси в результате объединения Киева и Новгорода потомком Рюрика Олегом.
Антинорманисты
Легендарность рассказа о призвании варягов.
Нет следов заметного влияния на экономические и социально-политические институты славян.
Нет данных о колонизации варягами.
Аналогичные теории о происхождении Италии, Великобритании (призвание бриттами англосаксов).
У восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов.
Факт призвания варягов говорит о происхождении княжеской династии.
Слайд 8Норманисты/Антинорманисты: выводы
Образование Древней Руси — закономерное завершение длительного процесса разложения
первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов.
Сложившееся государство находилось
в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.
Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления процесса образования государства.
Слайд 9«Государственная школа» в историографии
Представители: Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин,
А.Д. Градовский, В.И. Сергеевич.
Главная сила в истории – надклассовое
государство, выражающее интересы общества в целом. Социальные преобразования осуществляются сверху, социальные группы подчинены государству.
«Служебный характер всех сословий по отношению к государству».
Всесилие государства объяснялось природными условиями: степь препятствовала образованию прочных обществ; народ представлялся «одиночными, блуждающими лицами», «затерянными в необозримом, едва заселённом пространстве».
Важное влияние на В.О. Ключевского.
Слайд 10С.М. Соловьев
«История России с древнейших времен» в 29-ти томах.
Государственность –
основная сила общественного процесса, необходимая форма существования народа. Однако успехи
в развитии государства он не приписывал царю и самодержавию.
«Три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают».
Соловьев показывал все явления во взаимосвязи с другими, стремился «показать связь между событиями, показать, как новое проистекало из старого, соединить разрозненные части в одно органическое целое...»
В соответствии со своей концепцией истории он выделял четыре крупных раздела:
I. Господство родового строя - от Рюрика до Андрея Боголюбского.
П. От Андрея Боголюбского до начала XVII в.
Ш. Вступление России в систему европейских государств - от первых Романовых до середины XVIII в.
IV. Новый период истории России – от середины XVIII в. до великих реформ 1860-х годов.
Слайд 11Спор западников и славянофилов: начало
«Философическое письмо» П. Чаадаева в 1836
г.
Основные тезисы: Россия не нашла места в составе одной из
мировых цивилизаций, осталась в мире одинока и не смогла дать миру ничего в общеисторическом смысле.
Письмо П.Я. Чаадаева было опубликовано во время распространения в стране новой консервативной государственной идеологии – теории «официальной народности».
Слайд 12Западники
Россия должна идти путем западных стран в вопросах культуры, общественного
устройства, гражданской жизни.
Русская самобытность – отсталость.
Петр I –
главный реформатор, поставивший страну на верный путь развития и подтолкнуть к преображению.
Сторонники: А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Н. Г. Чернышевский, В. Г. Белинский, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин.
Критика крепостного права, феодального строя.
Необходимо: быстрое развитие промышленности, торговли и новых транспортных средств, прежде всего железных дорог. Достижения своих целей они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя общественным мнением на царское правительство, через просвещение и науку.
Слайд 13Славянофилы
Источники славянофильства: немецкая классическая философия и православное богословие.
У России
«особый путь», отличный от пути «западной цивилизации».
Петр I искусственно
изменил самобытный путь исторического развития России и на него нужно вернуться.
Западные ценности не способны прижиться на российской почве, могут быть адаптированы, желательнее обратиться к собственным историческим идеалам и традициям.
Сторонники: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, братья Аксаковы, В. И. Даль, Ф. М. Достоевский и другие.
Слайд 14Западники/Славянофилы: выводы
Славянофильство и западничество – вариант общеевропейского течения консервативного романтизма.
Современники
и сами участники этой полемики указывали на условность и неточность
этих терминов.
Политолог В. Б. Пастухов: в идеологии славянофильства и западничества не было ничего специфически русского.
А. Тойнби: в любом отсталом обществе, которому нужно противостоять более сильному в военном и экономическом отношении противнику, возникает два течения: «иродианство» (копирование иностранных общественных институтов) и «зелотизм» (изоляция ради сохранения традиционного уклада).
А. Тойнби: ни то, ни другое течение не могут привести общество к успеху, потому что оба они лишены творческого начала.
«Три составные части» большевизма: «западничество» и «славянофильство» и православная религиозная традиция, соединившая вместе то, что, казалось бы, соединено быть не может никогда.
Слайд 15Евразийство
Представители: Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Г.В. Вернадский.
«Россия – Евразия» –
замкнутое, самодостаточное пространство, особый культурный мир со свойственными только ему
чертами государственности и права. Специфика определилась ввиду географических, этнографических и религиозных особенностей.
Западные и восточные образцы развития неприемлемы.
В основе Российского государства всегда была политическая или религиозная идея.
Близки по духу к славянофилам.
Самобытная национальная культура может быть подлинной и отвечать высшим этическим, эстетическим и утилитарным требованиям.
Слайд 16Марксистский (формационный) подход
Общественно-экономическая формация представляет собой определенный тип общества, выделенный
по признаку социально-экономической структуры.
Базис: совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми
в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Надстройка: совокупность политических, правовых, религиозных и иных взглядов, отношений и учреждений.
Слайд 18Теория локальных цивилизаций
Изучение исторически сложившихся общностей, которые занимают определенную территорию
и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.
А. Тойнби: 10
замкнутых цивилизаций. Каждая проходит в развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения.
Существование цивилизации заканчивается гибелью, сменой господствующего тина культуры.
Цивилизации: западная, православная христианская в России, иранская и арабская (исламская), индуистская, дальневосточная.