Разделы презентаций


История и методология лингвистики

Содержание

Этот курс нужен, чтобыпонимать причины возникновения и логику развития лингвистикизнать особенности лингвистических традиций, теорий, школ, научного пути их представителейзнать основные достижения лингвистической мысли и перспективы развития языкознаниязнать, в каких сферах могут

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 История и методология лингвистики
Автор курса – канд. филол. н.
А.

А. Алексеева

История и методология лингвистикиАвтор курса – канд. филол. н. А. А. Алексеева

Слайд 2Этот курс нужен, чтобы

понимать причины возникновения и логику развития лингвистики

знать

особенности лингвистических традиций, теорий, школ, научного пути их представителей

знать основные

достижения лингвистической мысли и перспективы развития языкознания

знать, в каких сферах могут работать специалисты с филологическим образованием

владеть различными методами лингвистического анализа

Этот курс нужен, чтобыпонимать причины возникновения и логику развития лингвистикизнать особенности лингвистических традиций, теорий, школ, научного пути

Слайд 3Специфика курса

2 ракурса изложения

хронологический


методологический

Специфика курса2 ракурса изложенияхронологическийметодологический

Слайд 4Работа в семестре
чтение первоисточников

выступление с докладами

выполнение лабораторной работы

выполнение семестрового проекта

участие

в научных дебатах

выполнение тестов, контрольных работ, участие в устных опросах


Работа в семестречтение первоисточниковвыступление с докладамивыполнение лабораторной работывыполнение семестрового проектаучастие в научных дебатахвыполнение тестов, контрольных работ, участие

Слайд 5Лингвистика как наука


Лингвистика – наука о естественном человеческом языке вообще

и о всех языках мира как индивидуальных его представителях [ЛЭС].

Лингвистика как наукаЛингвистика – наука о естественном человеческом языке вообще и о всех языках мира как индивидуальных

Слайд 6А как же искусственные языки (конланги)?

Couturat L., Leau L., Histoire de la langue

universelle, P., 1907

Кузнецов С. Н., К вопросу о типологической классификации международных искусственных языков

// Проблемы интерлингвистики, М., 1976;

Статьи и курсы А. Пиперски, посвящённые артлангам

Н. Заика «Как сделан новояз: взгляд типолога» (доклад об особенностях оруэлловского языка, 2015 г.)
А как же искусственные языки (конланги)?Couturat L., Leau L., Histoire de la langue universelle, P., 1907Кузнецов С. Н., К вопросу о типологической классификации

Слайд 7Связь лингвистики с другими науками

Связь лингвистики с другими науками

Слайд 8Лингвистика и литературоведение

Лингвистика и литературоведение

Слайд 9Лингвистика и литературоведение





Филология (первоначально) – изучение письменных памятников для разных

целей

Лингвистика и литературоведение Филология (первоначально) – изучение письменных памятников для разных целей

Слайд 10Лингвистика и литературоведение

язык как необходимая база для литературы

применение лингвистических теорий

и методов в текстологии, стиховедении

изучение языковых субстанций на материале художественных

текстов

переводоведение как дисциплина на стыке лингвистики и литературоведения



Лингвистика и литературоведение язык как необходимая база для литературыприменение лингвистических теорий и методов в текстологии, стиховеденииизучение языковых

Слайд 11Лингвистика и философия

Лингвистика и философия

Слайд 12Лингвистика и философия

философия науки как база для лингвистики
(и для

любой другой науки)

вопросы на пересечении философии и лингвистики: о сущности

и роли языка, соотношении формы и содержания в языке и др.

использование знаний о языке при изучении философских вопросов





Лингвистика и философияфилософия науки как база для лингвистики (и для любой другой науки)вопросы на пересечении философии и

Слайд 13Лингвистика и философия
Л. Витгенштейн, «Логико-философский трактат», 1922

Лингвистика и философияЛ. Витгенштейн, «Логико-философский трактат», 1922

Слайд 14«Логико-философский трактат»

мировая субстанция = простой объект 1 + простой объект

2 + простой объект 3…

простой объект 1 + простой объект

2 = факт 1

простой объект 1 + простой объект 3 + простой объект 14 = факт 2
«Логико-философский трактат»мировая субстанция = простой объект 1 + простой объект 2 + простой объект 3…простой объект 1

Слайд 15«Логико-философский трактат»


имя – обозначение простого объекта


элементарное суждение = имя 1

+ имя 2 + имя 28


«Логико-философский трактат»имя – обозначение простого объектаэлементарное суждение = имя 1 + имя 2 + имя 28

Слайд 16«Логико-философский трактат»

некая возможная комбинация имен – отражение некой возможной комбинации

объектов


логическая форма образа = логическая форма реальности

«Логико-философский трактат»некая возможная комбинация имен – отражение некой возможной комбинации объектов логическая форма образа = логическая форма

Слайд 17«Логико-философский трактат»

Мышление доступно для чувственного восприятия, поскольку выражено в языковых

суждениях.

Записав все истинные элементарные суждения, мы смогли бы полностью

описать мир.
«Логико-философский трактат»Мышление доступно для чувственного восприятия, поскольку выражено в языковых суждениях. Записав все истинные элементарные суждения, мы

Слайд 18Лингвистика и логика

Лингвистика и логика

Слайд 19Лингвистика и логика

Лингвистика и логика

Слайд 20Лингвистика и логика

Создатель логики – Аристотель (384 - 322 гг.

до н. э.).

Термин «логика» введен стоиками и обозначал словесное

выражение мысли (logos).
Лингвистика и логикаСоздатель логики – Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). Термин «логика» введен стоиками

Слайд 21Лингвистика и логика
языкознание


мышление


логика

Лингвистика и логикаязыкознание мышлениелогика

Слайд 22Лингвистика и логика


Алёшина О. Н. Логика и лингвистика / Новосиб.

гос. ун-т. Новосибирск, 2000. 111 с. (www.philology.ru )

Лингвистика и логикаАлёшина О. Н. Логика и лингвистика / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2000. 111 с. (www.philology.ru )

Слайд 23Лингвистика и психология, физиология, медицина

Лингвистика и психология, физиология, медицина

Слайд 24Лингвистика и психология, физиология, медицина
изучение мыслительных и др. психологических процессов

и их отражение в речи, в категориях языка

психолингвистика как особый

ракурс, в котором изучается язык, речь, коммуникация, познавательные процессы

Лингвистика и психология, физиология, медицинаизучение мыслительных и др. психологических процессов и их отражение в речи, в категориях

Слайд 25Лингвистика и психология, физиология, медицина
психопатолингвистика

изучение речи людей с дисфункцией

сенсорных систем

Глухие овладевают зрительным и слухозрительным восприятием словесной речи только

в процессе специального обучения.


Слабослышащие могут самостоятельно овладевать восприятием на слух речи разговорной громкости в процессе естественного общения с окружающими.


Лингвистика и психология, физиология, медицинапсихопатолингвистика изучение речи людей с дисфункцией сенсорных системГлухие овладевают зрительным и слухозрительным восприятием

Слайд 26Лингвистика и психология, физиология, медицина
психопатолингвистика

изучение афазий (нарушений уже сформировавшейся

речи в результате повреждения мозга)

Симптомы афазий:
трудность с «извлечением» слова

из памяти
нарушение беглости речи
использование нецензурной лексики
проблемы с грамматикой: «Жена магазин ходить»
использование неподходящих или несуществующих слов




Лингвистика и психология, физиология, медицинапсихопатолингвистика изучение афазий (нарушений уже сформировавшейся речи в результате повреждения мозга) Симптомы афазий:трудность

Слайд 27Лингвистика и психология, физиология, медицина

психопатолингвистика

Диагностические тесты для определения типов

афазии, например Русский афазиологический тест (Лаборатория нейролингвистики НИУ ВШЭ)



Лингвистика и психология, физиология, медицинапсихопатолингвистика Диагностические тесты для определения типов афазии, например Русский афазиологический тест (Лаборатория нейролингвистики

Слайд 28Лингвистика и психология, физиология, медицина
онтолингвистика

связь работы мозга и процессов овладения

языком

билингвизм

синтаксис детской речи

возрастные изменения в речи людей и т.д.

Лингвистика и психология, физиология, медицинаонтолингвистикасвязь работы мозга и процессов овладения языком билингвизмсинтаксис детской речивозрастные изменения в речи

Слайд 29Лингвистика и психология, физиология, медицина
логопедия







Лингвистика и психология, физиология, медициналогопедия

Слайд 30Лингвистика и психология, физиология, медицина

Лингвистика и психология, физиология, медицина

Слайд 31Лингвистика и антропология

Антропология - наука о происхождении человека и человеческих

рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве.

Вопрос о

происхождении языка
Лингвистика и антропологияАнтропология - наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени

Слайд 32Лингвистика и социология

Лингвистика и социология

Слайд 33Лингвистика и социология
как определённый язык используется различными социальными объединениями

как

отражается на языке различные социальные процессы (переселение народов, объединение и

разделение социальных разделение групп общества и т.д.)
Лингвистика и социологиякак определённый язык используется различными социальными объединениями как отражается на языке различные социальные процессы (переселение

Слайд 34Лингвистика и социология
гендерная лингвистика
(к. XX века)

язык и отражение в нём

пола

коммуникативное поведение мужчин и женщин

Лингвистика и социологиягендерная лингвистика(к. XX века)язык и отражение в нём полакоммуникативное поведение мужчин и женщин

Слайд 35Лингвистика и история

Лингвистика и история

Слайд 36Лингвистика и история
история языка – часть истории народа

данные языкознания –

один из источников при изучении некоторых исторических вопросов:

- происхождение народа
-

развитие культуры народа на разных этапах
- контакты между народами
Лингвистика и историяистория языка – часть истории народаданные языкознания – один из источников при изучении некоторых исторических

Слайд 37Лингвистика и этнография, география

Лингвистика и этнография, география

Слайд 38Лингвистика и этнография, география

диалекты, региолекты

отражение в языке народного самосознания

классификация

языков

языковые контакты и языковые союзы


Лингвистика и этнография, географиядиалекты, региолектыотражение в языке народного самосознания классификация языковязыковые контакты и языковые союзы

Слайд 39Лингвистика и юриспруденция
изучение и экспертиза
конфликтогенных текстов, связанных с:

оскорблением чести

и достоинства

разжиганием межнациональной розни

- рекламой и т.д.

Лингвистика и юриспруденцияизучение и экспертиза конфликтогенных текстов, связанных с:оскорблением чести и достоинства разжиганием межнациональной розни - рекламой

Слайд 40Лингвистика и юриспруденция
работа с текстами с целью:

защиты авторского права

идентификации личности

по тексту

интерпретации официальных юридических текстов с лингвистической точки зрения

- выявления

приемов манипуляции общественным сознанием и др.
Лингвистика и юриспруденцияработа с текстами с целью:защиты авторского праваидентификации личности по текстуинтерпретации официальных юридических текстов с лингвистической

Слайд 41Лингвистика и семиотика

Лингвистика и семиотика

Слайд 42Лингвистика и математика

Лингвистика и математика

Слайд 43Лингвистика и математика
применение математической статистики:
- для составления частотных словарей
для работы

с корпусами языков

применение количественных методов в сочетании с дистрибутивным и

контрастивным анализом для создания электронных переводчиков и др.



Лингвистика и математикаприменение математической статистики:- для составления частотных словарейдля работы с корпусами языковприменение количественных методов в сочетании

Слайд 44Лингвистика и математика
Big Data (большие данные)
Технология WebCorp

Peter Sheridan Dodds et

al. Human language reveals a universal positivity bias (2015):

на материале

24 корпусов 10 различных языков было отобрано 100000 слов для оценивания по «шкале счастья»





Лингвистика и математикаBig Data (большие данные)Технология WebCorpPeter Sheridan Dodds et al. Human language reveals a universal positivity

Слайд 45Лингвистика и физика

Лингвистика и физика

Слайд 46Лингвистика и физика
Сведения об акустике, связанные с

высотой, силой, длительностью

звуков речи

соотношением явлений тона и шума

пониманием звукового спектра и явлений

резонанса
Лингвистика и физикаСведения об акустике, связанные с высотой, силой, длительностью звуков речисоотношением явлений тона и шумапониманием звукового

Слайд 47Предпосылки появления лингвистики

необходимость в фиксации культурно значимых текстов



необходимость в создании

письменности

Предпосылки появления лингвистикинеобходимость в фиксации культурно значимых текстовнеобходимость в создании письменности

Слайд 48Предпосылки появления лингвистики

развитие торговых, внешнеполитических и др. отношений


необходимость в изучении

иностранных языков их и преподавании


Предпосылки появления лингвистикиразвитие торговых, внешнеполитических и др. отношенийнеобходимость в изучении иностранных языков их и преподавании

Слайд 49Предпосылки появления лингвистики

Пример 1

Греко-римская традиция начала складываться в эпоху эллинизма,

когда греческий язык стал языком культуры и делопроизводства в ряде

государств

Предпосылки появления лингвистикиПример 1Греко-римская традиция начала складываться в эпоху эллинизма, когда греческий язык стал языком культуры и

Слайд 52Предпосылки появления лингвистики

Пример 2

Арабская лингвистическая традиция начала складываться с VII

в., когда по-арабски начали говорить и писать многие принявшие ислам

народы
Предпосылки появления лингвистикиПример 2Арабская лингвистическая традиция начала складываться с VII в., когда по-арабски начали говорить и писать

Слайд 53Предпосылки появления лингвистики

задача толкования текстов на не до конца понятном

языке
(толкование поэм Гомера александрийцами)

развитие стихосложения

развитие риторики

Предпосылки появления лингвистикизадача толкования текстов на не до конца понятном языке (толкование поэм Гомера александрийцами)развитие стихосложенияразвитие риторики

Слайд 54Методология лингвистики:
основные понятия

Методология лингвистики:основные понятия

Слайд 55Методология лингвистики -
сформированный в процессе развития лингвистической науки (и

в результате деятельности различных научных школ и направлений) комплекс стандартных

приёмов и средств (методов и методик) исследования, основанных на правдоподобных предположениях (презумпциях) о природе изучаемого объекта и обеспечивающих достижение поставленной цели
Методология лингвистики - сформированный в процессе развития лингвистической науки (и в результате деятельности различных научных школ и

Слайд 56Специфика объекта лингвистики
связан с психической сферой человека, т.е.

его мыслительной деятельностью и эмоциональной сферой (объект идеальной природы)

язык


естественное образование, возникшее и существующее помимо воли человека (объект материальной природы)
Специфика объекта лингвистики  связан с психической сферой человека, т.е. его мыслительной деятельностью и эмоциональной сферой (объект

Слайд 57Специфика объекта лингвистики
язык недоступен непосредственному наблюдению

доступны лишь внешние проявления

функционирования языка:

речевая деятельность человека
тексты



фундаментальная двойственность  язык/речь и

др.
Специфика объекта лингвистикиязык недоступен непосредственному наблюдению доступны лишь внешние проявления функционирования языка: речевая деятельность человека текстыфундаментальная двойственность

Слайд 58Специфика объекта лингвистики
невозможность непосредственного наблюдения языка



интенсивное использование в лингвистике общенаучного

метода моделирования

Специфика объекта лингвистикиневозможность непосредственного наблюдения языкаинтенсивное использование в лингвистике общенаучного метода моделирования

Слайд 59Специфика объекта лингвистики

Язык – абстрактная система, единицы которой могут реализовываться

в нескольких вариантах, отождествляемых на основании их соотнесения с абстрактным

инвариантом
Специфика объекта лингвистикиЯзык – абстрактная система, единицы которой могут реализовываться в нескольких вариантах, отождествляемых на основании их

Слайд 60Специфика объекта лингвистики
«столкновение» языковой интуиции и приобретённых знаний в голове

лингвиста


многомерность и многокомпонентность языка  возрастающая разветвлённость лингвистики

Специфика объекта лингвистики«столкновение» языковой интуиции и приобретённых знаний в голове лингвистамногомерность и многокомпонентность языка  возрастающая разветвлённость

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика