Слайд 1
История изучения и собирания произведений народного искусства
в России в XVIII
– XIX вв.
Слайд 2Вопросы по теме:
Какие факторы обусловили возникновение интереса к народному искусству
у русской интеллигенции?
Какие специфические особенности произведений народного искусства привлекали коллекционеров?
Каким
образом деятельность исследователей и собирателей памятников народного искусства оказала влияние на его бытование?
Слайд 3Собиратели
русского фольклора
Слайд 4Василий Никитич Татищев
(1686 -1750)
Слайд 5Отечественная война 1812 года
Слайд 6Карл Кольман.
Санкт-Петербург. Сенатская площадь 14 декабря 1825 года.
Слайд 7Иван Михайлович Снегирёв
(1793-1868)
"Русские простонародные праздники
и суеверные обряды" в
четырех частях
(1837— 1839)
"Русские народные пословицы и притчи" (1848)
"Новый сборник русских пословиц
и притчей" (1857).
Слайд 8Члены-учредители Русского Географического Общества
Слайд 9Пётр Васильевич Киреевский
(1808-1856)
«Песни, собранные П.В. Киреевским»,
изданы посмертно
– 1860-70-е гг.
Слайд 10Владимир Иванович Даль
(1801-1872)
Портрет кисти В.Г. Перова.
Слайд 11Александр Николаевич Афанасьев
(1826-1871)
"Народные русские сказки"
"Русские заветные сказки"
1860-70-е гг.
Слайд 12Павел Николаевич Рыбников
(1831-1885)
«Песни собранные П. Н. Рыбниковым»
в 4-х
томах;
в 3-м томе – «Заметка собирателя»
Слайд 13Александр Фёдорович Гильфердинг
(1831-1872)
"Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом
1871 года. С двумя портретами онежских рапсодов и напевами былин"
(СПб., 1873)
Вступительная статья - «Олонецкая губерния и ее народные рапсоды»
Слайд 14Женский вклад в изучение народного искусства
Слайд 15Софья Александровна Давыдова
(1842-1915)
Слайд 16«Русское кружево и русские кружевницы. Исследование историческое, техническое и статистическое»
(СПб, 1892; Лейпциг, 1893)
Слайд 17Альбом «Русское кружево.
Узоры и сколки», 1909 г.
Слайд 18Мариинская практическая школа кружевниц
Император Александр III
Императрица Мария Федоровна
С.А. Давыдова
Слайд 19Состоящей под Августейшим покровительством Государыни Императрицы Марии Федоровны Мариинской практической
школы кружевниц и коверщиц ученицы за работой. Начало XX века.
Слайд 20ПРОГРАММА
занятий в состоящей под Августейшим покровительством Ее Величества Государыни Императрицы
Марии Феодоровны Мариинской практической школе кружевниц
Курс 3 года
Практические занятия рукодельями
(42 часа в неделю)
Кружевное дело
Плетение кружев русских, сцепных и численных, по установленной программе; приготовление сколков; фотографирование кружевных и вышитых изделий.
Вышивальное дело
Вышивание, по установленной программе, кружев иголкой по клеенке; вышивание по выдернутому и вырезанному холсту и полотну, и по конгрессу; атласники и вологодские стекла.
Ткацкое дело
Тканье, по установленной программе, материй на станках самолетах и на Жаккардовых станках; анализ материи; составление рисунков для тканей; заправка станков; окрашивание по образцам ниток, шерсти и льна.
Ковровое дело
Тканье ковров по программе на ручных станках. Ковры гладкие и стриженые (бархатные) различной величины и рисунков; натягивание основы для ковров; подбирание шерсти различных оттенков; окрашивание шерсти в требуемые цвета.
Слайд 21Рисование (4 часа в неделю)
Подготовительная программа для всех отделений:
рисование со стенных таблиц.
Техническо-художественное рисование
В отделении кружев и вышивок:
Копирование рисунков
кружев и вышивок; составление узоров на заданные темы; самостоятельное составление новых рисунков. Рисование карандашом, тушью, белилами и акварелью.
В отделении ткацком и ковровом:
Рисование узоров для тканей; перенесение узора на графленую бумагу с точным вычислением основы и утка; копирование рисунков для ковров, с рисунков и ковровых изделий: перенесение рисунков на графленую бумагу с точным вычислением переплетений основы и утка; рисование акварелью рисунков для тканей и ковров.
1. Примечание: для образования вкуса учениц и для близкого ознакомления их с русскими и славянскими орнаментами, в школе имеются богатая коллекция лучших увражей, фотографий и образцов изделий и до 2.000 снимков со старинных кружев и вышивок, сделанных в натуральную величину светописью.
Черчение (2 часа в неделю)
Копирование со стенных таблиц рисунков в уменьшенном виде помощью циркуля и линейки, для упражнения учениц в изготовлении однородных мелких частой рисунков, необходимых для кружев, вышивок, тканой и ковров. Упражнение в вычерчивании тушью разных узоров.
2. Примечание: рисунки, составляемые ученицами школы, выполняются ими же, для упражнения учениц в изготовлении технически исполнимых рисунков.
Слайд 22Занятия грамотой (6 часов в неделю)
По Закону Божию (2 часа).
Религиозно-нравственные беседы
По предметам (4 часа). Обучение чтению, письму и
арифметике; упражнения в составлении записей по приходу и расходу материалов для работы и готовых изделий, ведение приходо-расходных книг и умение считать на счетах.
3. Примечание: в течение лета ученицы занимаются грамотой 6 часов в неделю.
Кройка и шитье (2 часа в неделю)
Обучение кройке и шитью простого платья, необходимого в домашнем быту.
4. Примечание: ученицы, выдержавшие экзамен по кройке и шитью платья в присутствии эксперта от Ремесленной Управы, получают законом установленное свидетельство.
5. Примечание: для занятий в течение летних месяцев, во время пребывания на даче, Попечительным Комитетом устанавливается особое расписание по плетению и вышиванию кружев, по ткачеству и тканью ковров.
Слайд 23
Кружевной веер-экран императрицы Марии Федоровны и футляр к нему. 1883
г. Собрание Государственного Эрмитажа.
Реновация веера студентами ВШНИ,
2005 г.
Слайд 24Наталия Леонидовна Шабельская
(1841-1904)
Слайд 25Варвара Петровна и Наталья Петровна Шабельские в народных костюмах
из
коллекции Н.Л. Шабельской. Фото нач. XX в.
Слайд 28Мария Клавдиевна Тенишева
(1864-1928)
Слайд 29Музей «Русская старина» княгини Тенишевой в Смоленске.
Открытка нач. XX
века.
Слайд 35Теоретические работы
русских художников, архитекторов, критиков
Слайд 36Федор Григорьевич Солнцев
(1801-1892)
Гравюра И.П. Пожалостина
Слайд 37Рисунки Рязанских древностей (рязанские бармы)
Слайд 38Женский галичский наряд. 1838 г.
Акварель работы Ф.Г. Солнцева
Одежда
тверских женщин и девицы. 1832 г.
Акварель работы Ф.Г. Солнцева
Слайд 39Григорий Григорьевич Гагарин
(1810-1893)
Портрет работы В. Боброва (1841-1918).
1867
г. Санкт-Петербург,
музей Академии художеств
Слайд 40«Сборник византийских и древнерусских орнаментов», 1887 г.
Слайд 41По инициативе Г.Г. Гагарина при Академии художеств в Петербурге был
устроен Древнехристианский музей, хранителем которого в 1861 году был назначен
В.А. Прохоров
Слайд 42Владимир Васильевич Стасов
(1824-1906)
Портрет работы художника
И.Е.Репина (1844-1930).
1883
г. Санкт-Петербург, ГРМ.
Слайд 43«Русский народный орнамент: Шитье, ткани, кружева», 1871 г.
Слайд 44Николай Владимирович Султанов
(1850-1907)
Слайд 45Собор святых апостолов Петра и Павла в Петергофе.
Архитектор Н.В.Султанов.
1905 г.
Слайд 46Фрагмент издания «Древнерусские красные изразцы», 1894 г.
Слайд 47Владимир Васильевич Суслов
(1857-1921)
Слайд 48Колокольни: в Нижне-Уфтюгском погосте и селе Унежма.
(«Памятники древнего русского зодчества»
Слайд 49Светцы на экспозиции
народного искусства в ГРМ
Слайд 50Иван Яковлевич Билибин
(1876-1942) у портрета прадеда,
Я.И. Билибина, работы
Д.Г. Левицкого.
Слайд 52Рисунки вологодских женских костюмов И.Я. Билибина
Слайд 53Исследования археологов в области народного искусства
Слайд 54Павел Иванович Савваитов
(1815-1895)
Слайд 55«Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского
прибора, в азбучном порядке расположенное», 1896 г.
Слайд 56Прохоров Василий Александрович
(1818–1882)
Слайд 57«Русские Древности»
(Санкт-Петербург, 1871—1877, 2 тома)
Слайд 58«Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной», 1881.
Слайд 59Иван Александрович Голышев
(1832-1896).
Слайд 60Владимирская икона Божией Матери и древний воздух,
вышитые шелком, жемчугом,
золотом, серебром и разными камнями.
Источник - Голышев И.А. Древности
Богоявленской церкви
в слободе Мстере Вязниковского уезда, Владимирской губернии, 1870.
Слайд 61Граф
Алексей Алексеевич Бобринский
(1861-1938)
Слайд 62«Народные русские деревянные изделия:
предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного
обихода»
Слайд 63«Народные русские деревянные изделия:
предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного
обихода»
Слайд 64«Народные русские деревянные изделия:
предметы домашнего, хозяйственного и отчасти церковного
обихода»
Слайд 65Роль меценатов,
государственных и общественных деятелей
в изучении и сохранении
народного искусства
Слайд 66Александр Людвигович фон Штиглиц (1814-1884)
Слайд 67Художественно-промышленная академия им. барона А.Л. Штиглица
Слайд 68Предметы из собрания барона А.Л. Штиглица
Предметы из собрания барона А.Л.
Штиглица
Слайд 69Предметы из собрания барона А.Л. Штиглица
Слайд 70Александр Александрович Половцов (1832-1909)
Слайд 72Москва, Малая Грузинская улица. Музей П.И. Щукина
Слайд 73Алексей Петрович Бахрушин
(1853-1904)
Слайд 74Интерьер дома А.П. Бахрушина. 1890-е гг.
Слайд 75Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве, 1882 год.
Слайд 77Сергей Тимофеевич Морозов (1860-1944)
Слайд 78Кустарный музей. Москва, Леонтьевский переулок, 7.
При музее были организованы мастерские
и склад-магазин, где продавались изделия кустарей.
В 1920-е гг. на базе
мастерских был создан Научно-экспериментальный кустарный институт (1931 г.),
позднее реорганизованный в Научно-исследовательский институт художественной промышленности, НИИХП .
Основная задача института – поддержка, развитие и возрождение художественных промыслов,
для чего сотрудники вели активную работу с мастерами промыслов.
Слайд 79Всероссийский музей декоративно-прикладного
и народного искусства, Москва, ул. Делегатская д.
3
(дом-усадьба Остерамана)
Слайд 80Й. В. Гёте: "Все искусства начинаются с необходимого, затем следует
красота и потом излишество".
В. С. Соловьев: "Красота — есть переставшая
действовать полезность, или воспоминание о прежней пользе, то, что было полезно для предков, становится украшением для потомков".
Раскрыть содержание высказываний на примерах материала народного искусства
Объем – ок. 1000 слов (2-3 печатных листа, шрифт Times New Roman 14, интервал 1.5 пт / 3-5 рукописных страниц)
Творческое задание – эссе
Слайд 81Вопросы для повторения
Охарактеризуйте основные этапы формирования и развития интереса к
изучению народного искусства в XIX в. Поразмышляйте, какие политические и
социальные события, происходившие в России и мире, повлияли на увлечение передовой части русского общества народным искусством (собиранием и исследованием его произведений). Свой ответ аргументируйте.
Проанализируйте деятельность С.А. Давыдовой, М.К. Тенишевой, Н.Л. Шабельской с позиций сохранения, развития и популяризации традиций народного искусства. Укажите, в чем конкретно это проявилось. Свои выводы подкрепите примерами.
Попробуйте сформулировать, почему труды в области народного искусства XIX в. представляют интерес для современных исследователей? Каким образом их основные положения могут быть интерпретированы в теории и практике традиционного прикладного искусства, в вашей творческой деятельности?