Слайд 1История науки.
Историография науки
Подготовила: Алферова М.А., гр. М4106
Слайд 2Прошлое научной мысли рисуется нам каждый раз в совершенно иной
и все новой перспективе.
Каждое научное поколение открывает в прошлом новые
черты.
В. И. Вернадский
Слайд 4Позитивистский подход к возникновению науки
Г. Спенсер (1820-1903), труд «Происхождение
науки»
«Обыденное знание и научное по своей природе тождественны»
«Постановка вопроса о
возникновении науки неправомерна, поскольку последняя возникает вместе с появлением человеческого общества»
«Научный метод естественен, является изначально присущим человеку способом видения мира, неизменяемым в различные эпохи»
«Развитие знания происходит только путем расширения нашего опыта»
Слайд 5Признание истории науки
как специальной научной дисциплины
Создание первой кафедры истории
науки во Франции в 1892 г.
Задачи первых программ историко-научных исследований
→
Слайд 6Проблема истории науки
Эмпирическая база
истории
науки
Слайд 7Прошлое как объект историко-научного исследования
Историко-научное исследование как реконструкция, претендующая
на объективность
Односторонние установки историко-научного исследования:
презентизм - объяснение прошлого языком
современности;
антикваризм - восстановление целостной картины прошлого без каких-либо отсылок к современности.
Слайд 9Экстерналистское направление в историографии
Доклад советского ученого Б.М. Гессена о социально-экономических
корнях механики Ньютона с использованием диалектического подхода в 1931 г.
на Втором международном конгрессе историков науки в Лондоне
Задача направления - выявление связей между социально-экономическими изменениями в жизни общества и развитием науки
Фактор формирования научного метода как способа восприятия - ломка социальных барьеров между деятельностью верхних слоев ремесленников и университетских ученых в эпоху зарождения и становления капитализма
Д. Бернал, Э. Цильзель, Р. Мертон, Дж. Нидам, А. Кромби, Г. Герлак
Слайд 10Идеи экстерналиста Э. Цильзеля
«Развитие человеческого мышления шло не однолинейно, а
во многих качественно различных направлениях, где появление науки явилось лишь
одной из его ветвей»
Вычленение общих и специфических условий формирования науки и научного метода
Слайд 11Общие условия формирования науки и научного метода по Э. Цильзелю
Слайд 12Специфические условия формирования науки и научного метода по Э. Цильзелю
Рассматривая
специфические условия, способствовавшие становлению экспериментального естествознания, Цильзель рассматривает три большие
социальные группы:
а) университетских ученых-схоластов,
б) гуманистов
в) ремесленников и их взаимоотношения на протяжении XIV-XVI вв.
Университетский дух до середины XVI в. оставался по преимуществу средневековым и оказывал сильное сопротивление пониманию изменений внешнего мира.
Гуманисты - представители светской образованности - появились в итальянских городах в середине XIV в. Они не являлись учеными, а были секретарями знати, папы, служащими муниципалитетов. Многие из них становились литераторами, другие наставниками детей знати. Но и университетские ученые, и гуманисты были приверженцами авторитетов, считал Цильзель.
Ремесленники, выходя из-под власти цеховых традиций и толкаемые к изобретательству экономической конкуренцией, были "пионерами эмпирического наблюдения, экспериментирования". Среди них были привилегированные группы, получившие больше знаний по роду их деятельности. За всестороннюю деятельность Цильзель называл их художниками-инженерами.
Слайд 13Интерналистское направление в историографии
Возникло как альтернатива экстерналистскому направлению
«Наука развивается не
благодаря воздействиям извне, из социальной действительности, а в результате своей
внутренней эволюции, творческого напряжения самого научного мышления»
Фактор формирования научного метода как способа восприятия - влияние протестантской этики на развитие черт рационализма и эмпиризма
А. Койре, Дж. Прайс, Р. Холл, Дж. Рэнделл, Дж. Агасси
Слайд 14Идеи интерналиста А. Койре
Условие возникновения науки - в коренной перестройке
способа мышления, разрушении античного представления о Космосе как о иерархическом
упорядоченном мире, где каждая вещь имеет свое "естественное" место, в котором "земное" по физическим свойствам резко отличается от "небесного".
Идея Космоса заменяется идеей неопределенного и бесконечного Универсума, в котором все вещи принадлежат одному и тому же уровню реальности.
Разрушение Космоса - это наиболее глубокая революция, которая была совершена в человеческих умах, и породили ее изменения философских концепций, которые выступают в качестве фундаментальных структур научного знания.
Геометризация пространства, замещение конкретного пространства догалилеевской физики абстрактным и гомогенным пространством евклидовой
«Не наблюдение и эксперимент, а создание специального языка (язык геометрии) явилось необходимым условием экспериментирования»
«Историю научной мысли до момента возникновения уже сформированной науки необходимо разделить на три этапа, соответствующих трем различным типам мышления:
аристотелевская физика,
физика "импето", разработанная в течение XIV в.
математическая физика Галилея
Слайд 15Позиция Т. Куна в труде "Структура научных революций"
Слайд 16Современные модели исторической реконструкции науки
Слайд 17Кумулятивистская модель исторической реконструкции науки
Каждый последующий шаг в науке может
быть сделан, лишь опираясь на предыдущие достижения
Новое знание совершеннее старого,
оно полнее, точнее, адекватнее отражает действительность; предшествующее развитие науки - предыстория, подготовка ее современного состояния; в прошлом знании значимы только те элементы, которые соответствуют современным научным теориям
Все, что было отвергнуто современной наукой, считается ошибочным, относится к заблуждениям. Но прерывность может вторгнуться в науку актами творчества, возникновением нового знания, иногда в корне отличного от старого.
Слайд 18Модель исторической реконструкции науки
«Развитие через научные революции»
Любое научное знание, полученное
таким путем, должно быть доказано, выведено, систематизировано, понято из предшествующего
знания. Поэтому историки науки, придерживающиеся эволюционистских взглядов, хотя и признавали революционные ситуации в истории науки, но считали, что понять их можно, лишь включив в непрерывный ряд развития, сведя к эволюционному процессу.
Различаются эволюционные концепции тем, как они понимают это сведение: это или понимание научных революций как убыстрения эволюционного развития, когда в короткий промежуток времени происходит большое количество научных открытий, или анализ революционной ситуации проводится так, что истоки новых идей находятся все в более и более ранних работах предшественников.
Научная революция приводит к фундаментальной ломке старой теории, или парадигмы, научно-исследовательской программы, которые принципиально несводимы к предшествующим теориям, парадигмам, исследовательским программам (Т. Кун, И. Лакатос)
Слайд 19Модель исторической реконструкции науки
«Кейс стадис» (case studies)
"Кейс-стадис - перекресток всех
возможных анализов науки, сформулированных в одной точке с целью обрисовать,
реконструировать одно событие из истории науки в его цельности, уникальности и невоспроизводимости“; ситуационные исследования
Научное открытие при использовании такой реконструкции изображается как историческое событие, в котором смешались идеи, содержание, цели предшествующей науки, культуры, условий жизни научного сообщества этого периода.
Полученный научный результат рассматривается в соотнесении с имеющими место в этой ситуации научными гипотезами, теориями, в контексте социокультурных, психологических обстоятельств, при которых он был получен.
Существуют сложности с выявлением всеобщих характеристик изучаемого периода, вследствие чего создается фрагментарная историческая картина
Слайд 20Методологически значимые особенности
модели исторической реконструкции науки «Case studies»
Эти исследования сосредоточены
не на готовом факте, итоге научного открытия, а на самом
событии, по возможности целостном и неповторимом. Ситуационные исследования сочетают в себе синтетичность, универсальность и локальность, точечность, легко обозримую предметность анализируемого события.
Неправильно представлять кейс-стадис только как реконструкцию творческих актов, стоящих где-то рядом с научным текстом, объясняющим его предысторию. В основном речь идет о текстах, отобранных с целью как можно более полного воспроизведения ситуации.
Кейс-стадис описывается воронкой, в которую стягиваются и предшествующие и последующие события, хотя осуществляется анализ настоящего науки, "теперь", даже если это "теперь" и отстоит хронологически во времени от настоящего состояния науки.
Слайд 21Методологически значимые особенности
модели исторической реконструкции науки «Case studies»
Важно, что в
качестве целостного и уникального берется событие, малое по объему.
Внутри ситуационных
исследований трансформируются обычные для историографии науки понятия, такие как непрерывность и дискретность, критерии научности, индивидуальное творчество и готовая научная теория, научное сообщество и т.д.
Характерным для ситуационных исследований является включение науки в контекст культуры, что и заставляет перестраивать типичные для исторической реконструкции понятия. При этом ситуационные исследования можно подразделять на два рода:
а) предметом изучения берутся некоторые мутационные точки, в которых меняется тип культуры, тип мышления (диалоги Галилея, первые статьи Эйнштейна и т.д.);
б) более рядовое событие в истории науки, которое не выводит за рамки научного мышления данной культуры, но сосредоточивает в себе, фокусирует его основные особенности.
Слайд 22Выводы
Традиционная кумулятивная историография науки двухмерна, линейна и однонаправлена
Историческая реконструкция на
базе кейс-стадис трехмерна, объемна и позволяет соединять исторические события на
различных уровнях
Вопрос о периодизации истории науки в историографической литературе является дискуссионным
Науке в целом предшествует преднаука, где зарождаются предпосылки науки, затем следует классическая наука, неклассическая и постнеклассическая (В.С. Степин, В.В. Ильин)