Слайд 1Тема 44.
ДОГОВОР КОМПЛЕКСНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ (ФРАНЧАЙЗИНГ)
Слайд 2Учебные вопросы:
1. Понятие, признаки и правовое регулирование договора франчайзинга. Виды
договора.
2. Права, обязанности и ответственность сторон по договору.
3. Изменение и
расторжение договора франчайзинга.
Слайд 31. Понятие, признаки и правовое регулирование договора франчайзинга. Виды договора
Слайд 4Нормативные правовые акты:
Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28
октября 1998 г.: одобрен Советом Республики
19 ноября 1998 г.
// Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013 (Глава 53, ст. 910, 9101-11).
Слайд 5Нормативные правовые акты:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): принят Палатой
представителей 11 декабря 2009 г.: одобрен Советом Республики 18 декабря
2009 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013 (Глава 28, ст. 262, п. 1.8.3, 1.8.6, 1.8.9).
Слайд 6Нормативные правовые акты:
О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки прав на
объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга):
постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 21 марта 2009 г. № 346 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Слайд 7Нормативные правовые акты:
Об утверждении Инструкции о порядке регистрации лицензионных договоров,
договоров уступки прав на объекты права промышленной собственности и договоров
комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга): постановление Гос. комитета по науке и технологиям Респ. Беларусь, 15 апреля 2009 г. № 6 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
Слайд 8По договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется
предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный срок в
договоре франчайзинга либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя.
Слайд 9Признаки договора:
разновидность предпринимательской сделки;
двусторонний договор;
комплексный договор, включающий в себя элементы
пользования правами на интеллектуальную собственность, оказания услуг, купли-продажи, отношений простого
товарищества;
возмездный;
консенсуальный.
Слайд 10 Предмет договора
предоставление правообладателем пользователю за вознаграждение комплекса
прав, перечень которых не является исчерпывающим.
К ним относятся:
- фирменное наименование;
- товарный знак и знак обслуживания;
- нераскрытая информация (в том числе секреты производства ноу-хау);
- изобретение, полезные модели, промышленные образцы;
- объекты авторского права.
Слайд 11
Стороны договора:
правообладатель;
пользователь
Слайд 12Правообладатель – это лицо, которому принадлежат те исключительные права, использование
которых он разрешает пользователю за вознаграждение, т.е. он использует свои
исключительные права в процессе коммерческой деятельности.
Правообладателем должно быть лицо, официально зарегистрированное в качестве предпринимателя.
Слайд 13Пользователь – лицо, получающее возможность использовать исключительные права, но так
как эти права ему нужны для продвижения товаров на рынке,
следовательно, пользователь также должен быть предпринимателем в момент заключения договора франчайзинга.
Слайд 14Виды договора франчайзинга
Товарный
Производственный
Деловой
Дочерний
Конверсионный
Индивидуальный
Региональный
Слайд 152. Права, обязанности и ответственность сторон по договору
Слайд 16Обязанности сторон
правообладатель обязан:
передать пользователю техническую и коммерческую документацию и
иную информацию, необходимую пользователю для осуществления предоставленных ему по договору
франчайзинга исключительных прав, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;
выдать пользователю предусмотренные договором франчайзинга лицензии на право использования объектов интеллектуальной собственности, обеспечив их оформление в установленном порядке;
обеспечить регистрацию договора франчайзинга;
оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
контролировать качество (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора.
Слайд 17 Пользователь обязан:
использовать при осуществлении предусмотренной договором франчайзинга деятельности фирменное наименование
правообладателя в соответствии с условиями договора;
обеспечить соответствие качества товаров (работ,
услуг) производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основе договора франчайзинга, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) непосредственно правообладателем;
соблюдать инструкции и выполнять указания правообладателя, в том числе и указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления помещений, используемых пользователем, при осуществлении предоставленных ему по договору франчайзинга исключительных прав;
Слайд 18оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли
бы рассчитывать, приобретая товар, заказывая выполнение работ, оказание услуг непосредственно
у правообладателя;
не разглашать полученную от правообладателя нераскрытую информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау);
выдавать оговоренное количество комплексных предпринимательских сублицензий, если такая обязанность предусмотрена в самом договоре;
информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг на основании договора франчайзинга.
Слайд 19Ответственность по договору франчайзинга
Ответственность у сторон по договору франчайзинга наступает
по существу независимо от их вины.
Правообладатель несет субсидиарную ответственность по
предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору франчайзинга, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) непосредственно правообладателем.
По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.
Слайд 203. Изменение и расторжение договора франчайзинга
Слайд 21Основания изменения договора
по соглашению сторон;
по требованию одной стороны (по решению
суда при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях,
предусмотренных законодательством или договором);
в связи с существенным изменением обстоятельств.
Слайд 22Расторжение договора
по истечении срока его исполнения;
по соглашению сторон;
неисполнения одной из
сторон условий договора;
прекращения принадлежащих прав на фирменное наименование без замены
его новым фирменным наименованием;
одностороннего отказа от договора, заключенного без указания срока;
смерти правообладателя – индивидуального предпринимателя, если наследник не зарегистрирован в течение шести месяцев со дня открытия наследства в установленном законодательством порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Изложенные правила в равной степени распространяются и на пользователя;
в некоторых других случаях.