Слайд 1История образования и педагогической мысли в России
6-16 вв.
Слайд 21. Педагогика Древней Руси (дохристианская)
5-6 вв. Первые упоминания о славянских
племенах (россы) в западноевропейских текстах.
Народоправство – демократическое управление племенем
До конца
10 века. Педагогика Древней Руси - естественная (народная) педагогика.
Народный фольклор (устное народное творчество)– учебник жизни.
Разнообразные жанры: колыбельные, пестушки, потешки, былины, сказки, песни-хороводы, колядки, пословицы и поговорки, загадки – источники знаний об обычаях рода, природных явлениях и т.д.
863г. – создание славянской азбуки (Кирилл и Мефодий)
Слайд 32. 10-16 вв. Педагогика православия
988 г. Крещение Киевской Руси (в
период княжения Владимира (978 – 1015))
С конца X в. педагогика
ориентировалась на идеологию православного христианства (Византийская традиция):
приобщиться к Богу человек может
путем познания (умопостижения) и
путем дел (праведного образа жизни) –
Слайд 42.1. Первые памятники древнерусской педагогики
«Поучение Владимира Мономаха детям» (1096) –
свод нравственных принципов русского человека (входит в состав «Повести временных
лет» монаха Нестора).
Отражает педагогические идеалы Древней Руси: слияние традиций древних славян и государственной христианской религии.
«Изборник Святослава» (1073) - программа семи свободных искусств.
10-13 вв. – широкое распространение грамотности на Руси через «школы учения книжного» при церквях (церковное чтение, письмо, пение).
Создание библиотек при крупных соборах.
1237- 1241 гг. – нашествие монголо-татар (сожжен Киев в 1240 г.); уровень образования резко снижается
Слайд 52.2. Характерные черты древнерусской педагогики
Педагогика на Руси понималась как "душевное
строение" – была призвана помочь человеку :
овладеть христианскими добродетелями, стать
нравственным в своих поступках (признак истинной мудрости, идущей от сердца, в отличие от мудрости чисто познавательной — "мудрости разума ").
овладеть мудростью христианского смирения и любви к Богу - для спасения души.
Органичное единство древнерусской педагогики и православия обусловило ее церковный характер.
Специфика древнерусского образования:
цель - воспитание христианина;
внешкольная система обучения (грамоте обучали в семье, в приказе, у «мастера грамоты»)
Слайд 62.3.Традиции русской народной педагогики
В ней переплетались и сосуществовали внимание и
любовь к человеку, забота о нем и ярко выраженные авторитарные
установки.
Применение наказаний.
Гуманистический принцип — воспитание во взаимной любви - залог успешного семейного воспитания.
Православная педагогика ориентировала человека на самовоспитание, самосовершенствование – преодоление греховности путем смирения, молитв о спасении души на основе веры, надежды и любви к Богу
Слайд 73. Педагогические идеалы Московской Руси 16 в.
Православная педагогическая мысль
14-16 вв. направлена на проблемы воспитания
16 в. Царствование Ивана
Грозного (1530-1584 гг.) - установление политического деспотизма на Руси.
Семейный быт русского народа отличался сильной властью отца и высоким нравственным авторитетом матери.
Этим реалиям жизни Руси максимально соответствовал ветхозаветный педагогический идеал, связанный с безусловной покорностью воле родителей и воспитателей.
Этот же идеал был близок духу православного христианства.
«Домострой» –документ о воспитании и организации быта в семье (Сильвестр, 1560 г.)
Слайд 84. Наказание в системе воспитания на Руси
Отношение к наказанию вырабатывалось
в связи с задачами религиозно-нравственного воспитания.
А эти задачи требовали
дисциплины, послушания, покорности и терпения.
Жестокое авторитарное отношение к ребенку, широкое применение наказаний способствовали:
обузданию плоти,
приучению с раннего возраста переносить тяготы,
выработке привычки послушания,
т.е. помогали практической реализации идеи "душевного строения".
Слайд 9Задание на выбор (письменно, опираясь на тексты источников из христоматии)
Дайте
сравнительную характеристику древнерусских педагогических идей 10-13 вв. и западноевропейских педагогических
идей
того же времени.
Проведите сравнительный анализ "Книги Притчей Соломоновых" и "Домостроя".
Определите, какие идеи библейской педагогики
стали ключевыми для отечественной педагогики XV—XVI вв.?
Чем объяснялось их распространение в древнерусском обществе?