Слайд 1История развития естествознания
КСЕ
I курс
Слайд 2Научная картина мира
Множество теорий описывающих природную реальность создают научную картину
мира – целостную систему представлений о наиболее общих принципах и
законах устройства Вселенной
Есть три научные картины мира:
преднаучная
механистическая
эволюционная
Слайд 3Этапы развития естествознания
Мифология
Натурфилософия
Схоластика
Механическое естествознание
Классическое естествознание
Современное естествознание
Слайд 4Этапы развития естествознания
1
Слайд 5Этапы развития естествознания
2
Слайд 6Первая, древняя, преднаучная картина мира
Геоцентризм (автор Аристотель) – мир огромная,
но не бесконечная сфера, имеющая центр (главная точка отсчета, начало
всех координат) - Землю. Она неподвижна, а все остальные объекты мира Солнце, звезды движутся вокруг нее.
Слайд 8Она пытается увидеть мир весь, целиком, не разбивая его на
части. Это была единая наука. Ее интересовало движение небесных тел,
устройство Земли, жизнь растений и животных и др. Ею занимались натурфилософы или философы.
Картина мира – вымышленная (минимальное сходство с реальностью), но красивая и величественная – живописное полотно.
Натурфилософия – это философия природы или создание наиболее общих и умозрительных представлений, описывающих и объясняющих ее.
Слайд 9Представители натурфилософии – натурфилософы милетской школы
Фалес общая основа (первоначало) –
вода, все остальное ее порождение или модификации
Анаксимандр воздух –
все вещи происходят путем сгущения или разрежения (самый разреженный – огонь, самый густой – камень)
Анаксимен неопределенность (включает все стихии в себя и называется беспредельным)
Слайд 10Научные программы античности
Первая научная программа античности – математическая (Пифагор и
Платон). Космос состоит из первоначальных сущностей – чисел. По Платону
космос - мира идеальных сущностей (Солнце, звезды, планеты)
Вторая научная программа античности – атомистическая (Левкипп и Демокрит). Мир состоит из атомов и пустоты.
Третья – первая научная картина мира – континуальная (Аристотель). Космос непрерывен - «Природа не терпит пустоты».
Слайд 11Представители натурфилософии
Система эпициклов и деферентов александрийского астронома Клавдия Птолемея (1-2
вв. н.э.)
Заложение основ математической физики, статики (понятие центра тяжести тел;
закона рычага), и гидростатики Архимедом (3 в. до н.э.)
Слайд 12Пантеизм (все бог) – всеобожествленность – некое духовное или разумное
начало Вселенной (Мировой разум, Душа Вселенной)
У Пифагора – число,
у Гераклита - Логос, у Аристотеля – ум.
Оно находится везде и во всем и нигде конкретно. Это начало ниоткуда не взялось и никуда не может деться. Оно делает мир гармоничным, красивым, упорядоченным.
У любого предмета – есть душа (мир - живой и разумный механизм, подобный человеку).
Вселенная – макрокосмос, человек – микрокосмос. Единство человека и всего что его окружает. Было бережное отношение к окружающей природе.
Пантеизм
Слайд 13Циклизм
Мироздание – грандиозный и вечный круговорот вещей и предметов. (Все
вечно повторяется, проходя одни и те же этапы)
Гераклит – движение
есть единственно возможный способ существования мира
Демокрит – мир состоит из атомов, носящихся в пустоте, мир распадается на них и опять из них собирается.
Слайд 14Рождение логики
Наука изучает формы человеческого мышления (как мы мыслим) (Возникла
в Древней Греции в 5-4 в. до н.э. Автор Аристотель.).
Где нет логики - там нет научного знания.
Три формы мышления :
Понятие – обозначение предмета, выраженное словом (планета)
Суждение – высказывание о предмете, в кот. Что-то утверждается или отрицается (все цветы - растения)
Умозаключение- выведение нового суждения из нескольких исходных (все люди смертны, Сократ- человек, Сократ - смертен)
Слайд 16Черты науки в Средние века
Теоцентризм – Бог есть единственная подлинная
реальность
Иерархизм бытия – вода и земля служат растениям, те служат
скоту. Все вещи мира служат человеку, а тот – Богу.
Наука носила служебный характер (иллюстрировала истины Священного писания) и использовалась для решения практических задач
Развивались астрология, алхимия, ятрохимия, натуральная магия.
Слайд 17II-я картина мира –
классическое естествознание
Классическое (16-17 в.) – основное,
образцовое, эталонное
Первая глобальная научная революция 16-17 веков (смена геоцентризма на
гелиоцентризм)
Представители: Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Рене Декарт, Исаак Ньютон.
Центр мироздания – неподвижное Солнце, а планеты вместе с Землей совершают петлеобразные движения вокруг Солнца. Это был удар по религиозным средневековым представлениям.
Слайд 19Упадок натурфилософии
Научная специализация (дифференциация наук) делает науку более точной, эффективной,
но сухой и безжизненной
Использование языка математики (форма, величина, масса, движение
– количественные характеристики земных тел)
Экспериментальный метод (против натурфилософского умозрения) – умозрения подтверждались или опровергались экспериментом: Он может изучать объект в «очищенном виде»
Слайд 20Упадок натурфилософии
Могут создаваться искусственные условия (температура, влажность и др.)
Воспроизводимость экперимента
Экспериментатор
может вмешиваться и активно влиять на протекание эксперимента
Слайд 21Механицизм (17-18 век)
Мироздание – грандиозный, неживой и неразумный механизм
(часовой механизм), действующий по законам механики И.Ньютона
(мироздание –
это физические тела и механические силы, действующие между ними)
Началась активная наступательная деятельность человека по отношению к природе (завоевание, покорение, преобразование).
Отказ от признания качественной специфики жизни и живого. Ламетри (фран. фил.) считал человека сложным неодушевленным механизмом, Декарт – животные – автоматы, механические роботы.
Слайд 22Стационарность мира
Мироздание неподвижно.
Вселенная – грандиозный механизм, существует по неизменным
законам и создан Богом. Он совершенен и не может ни
сломаться, ни испортиться. Поэтому неизменен и существует всегда в одном и том же виде.
Открыв все механические законы, по кот. устроена Вселенная можно создать законченную картину мира, а знания о мире исчерпывающими, завершенными, абсолютными.
Реальный мир можно сравнить с черно-белой фотографией (сходство с реальностью, но неинтересная статичность)
Слайд 23Деизм (Бог)
Мир создан Богом, но после его создания самоустранился. Мир
существует сам по себе и управляется своими естественными законами. Мир,
управляемый вечными и неизменными механическими законами самодостаточен, и Бог для контроля не нужен.
Слайд 24Наука XVIII века
В механике все процессы и явления объясняются действием
приложенных к ним сил. Носителями этих сил были невесомые «материи»
Теория
теплорода – особая жидкость, обеспечивающая теплоту тела
Электрические и магнитные явления объяснились существованием «электрических и магнитных жидкостей»
Корпускулярная теория света – поток световых частиц (И. Ньютон)
Слайд 25Наука XVIII века
В химии Роберт Бойль положил начало современному представлению
о химическом элементе как о «простом теле»; эти частицы могут
связываться друг с другом, образуя кластеры (сегодня это молекулы)
Теория флогистона – благодаря ей обеспечивается горючесть тел. Все горючие тела содержат флогистон, он при горении исчезает
Открытие А. Лавуазье кислорода и кислородной теории горения
Слайд 26Наука XVIII века
Биология стремится к классификации и систематизации, поиску биологического
«атома», лежащего в основе всего живого. Карл Линней создал первую
научную классификацию видов, описав более 10 тыс. видов растений и 4 тыс видов животных.
Слайд 28III-я современная научная картина мира
Неклассическая (Эйнштейновская) – XX в.
Вторая глобальная
научная революция конец XIX – начало XX вв.
Релятивизм - относительный
– во Вселенной вообще нет центра. Все системы отсчета во Вселенной равноправны.
Вселенная – искривленное и замкнутое трехмерное пространство, безгранична, но не бесконечна.
Математизация естествознания (изучая объекты микромира)
Антимеханицизм –механические взаимодействия – это следствие более глубоких фундаментальных взаимодействий
Слайд 29Глобальный эволюционизм – все существующее – есть результат длительной эволюции,
грандиозного мирового развития– от физического вакуума до высокоразвитых форм жизни-
человека
Мир – цветная кинолента, каждый кадр – определенный этап в эволюции Вселенной.
Завершенную картину мира не удастся создать никогда, за вечным изменением мира, меняются наши представления о нем. Представления о неисчерпаемости материи вглубь (нет конечного предела делимости материи)
Мир – совокупность разноуровневых систем, находящихся в состоянии иерархической соподчиненности. На каждом уровне организации материи действуют свои закономерности
Интеграция науки. Системно-целостное рассмотрение предметов и явлений объективного мира.
Слайд 30Вероятностный детерминизм, сделавший случайность фундаментом нашего мира
Невозможность получения абсолютной истины.
Истина считается относительной, существует во множестве теорий, каждая из которых
изучает свой срез реальности
Антропный принцип – познающий человек смотрит на мир не как сторонний наблюдатель, а как его неотъемлемая часть. Объект и субъект познания неотделимы друг от друга.
Человеческая природа накладывает на познание ограничение.
Человек накладывает свой отпечаток на образ мира так же, как наличие приборов и инструментов изменяет результаты исследования.
Слайд 32Постнеклассическая наука
Наука должна осознать пределы своей эффективности и плодотворности, признать
равноправие всех сфер человеческой деятельности и культуры – религия, философия,
искусство и др.
Наука должна осознать невозможность построения полной научной картины мира, она должна будет включить элементы субъективности в объективное знание или пустить в эту картину мира человека.
Слайд 33Постнеклассическая наука
Комплексность – стирание граней между обособленными естественными, общественными и
техническими науками. Распространение методов естествознания в общественные и гуманитарные науки,
и наоборот.
В будущем исследователь должен осознавать себя частью исследуемого мира.
Слайд 34Постнеклассическая наука
Наука будущего должна быть ориентирована не на всеобщее материальное
изобилие, не на безудержное развитие промышленности, а на моральную ответственность
ученых за последствия сделанных открытий.
Научные исследования будут основываться на системном подходе и глобальном эволюционизме; на представлении Вселенной, как системе, состоящей из разных иерархически подчиненных составляющих (подсистем).