Слайд 1История развития латинского языка
часть 1
Рындина Ю.В.
19.09.2020
Слайд 2Зачем в 2020 году изучать латинский и древнегреческий языки?
Они же
мертвые!
Слайд 4Знание латинского необходимо для общего развития, расширения кругозора.
Знакомит с
древней культурой, античной мифологией.
Через крылатые выражения передается мудрость великих
людей древности.
Слайд 5Латинский язык, являясь источником международной терминологии, объясняет значения слов латинского
происхождения.
Слайд 6Verba latīna:
коммунизм, социализм, революция, диктатура, nролетариат, декрет, конституция, реформа, империя,
республика, демонстрация, nрокламация и др.; конференция, конгресс, армия, акт, акция,
либерал, легальный и др.; аттестат, институт, университет, факультет, лекция, консультация, экзамен, студент, лаборатория, аудитория, ректор, профессор,
доктор, доцент, аспирант и др.; субъект, объект,
предикат, атрибутивный, активный, пассивный,
культура, литература, реализм, сентиментализм,
артист, инструмент, спектакль, декорация, опера,
солист и др.;
Слайд 7Латинский язык лежит в основе практически всей европейской языковой семьи.
Формирует представление о языковой системе. Тем, кто владеет ей, проще
разбираться в лексике, фонетике, грамматике.
Слайд 8Как основа романских языков латинский язык облегчает их изучение.
В испанском,
итальянском и французском практически 90% слов имеют латинское происхождение.
Слайд 9Ученые подсчитали, что из 20000 наиболее употребительных слов английского языка
около 10400 латинского происхождения, около 2200 – греческого и только
5400 – англосаксонского.
Слайд 10Алфавит латиницу принято использовать в качестве фонетической основы в международной
транскрипции.
Слайд 11Тот, кто учился языкам древним, приобретает знания не языков, но
самих законов слова, живого выражения мысли. Одного знания древних языков
достаточно, чтобы русский человек превосходно овладел своим собственным языком.
Алексей Хомяков, русский философ XIX в.
Слайд 12Я заставил бы всех учить английский, а затем самых способных
– учить латынь как честь, а греческий – как награду.
Уинстон
Черчилль,
английский политик ХХ в.
Слайд 13Что касается меня, я верю в грамматику, но я не
узнала ее по-настоящему до тех пор, пока не познакомилась с
латынью – и это был подарок, настоящий подарок.
Маргарет Тэтчер, экс-премьер-министр
Великобритании
Слайд 14Помню, в школе я по-настоящему любил латынь. Я даже немного
«подсел» на нее: все закончилось тем, что у меня появилась
тяга к сочинительству.
Пол Маккартни,
музыкант
Слайд 15Латинский язык - прародитель индоевропейских языков.
Вместе с древними умбрийским и
осским языками составлял италийскую ветвь индоевропейской семьи языков.
Является основой
для романских языков.
Слайд 18
língua Latina
Latium
Latini
Roma
Romani
Слайд 19Викторина “Ромул и Рем”
Выберите правильный ответ.
1. Кем, по преданию, была
мать Ромула и Рема?
а) Царицей
б) Весталкой
в) Крестьянкой
Слайд 20Викторина “Ромул и Рем”
Выберите правильный ответ.
2. Какой город, по легенде,
основали Ромул и Рем?
а) Палатин
б) Рим
в) Альба-Лонга
Слайд 21Викторина “Ромул и Рем”
Выберите правильный ответ.
3. Кто был божественным отцом
Ромула и Рема?
а) Юпитер
б) Марс
в) Сатурн
Слайд 22Викторина “Ромул и Рем”
Выберите правильный ответ.
4. Что приказал сделать Амулий
с новорожденными братьями?
а) Проткнуть пятки и бросить в лесу
б) Бросить
на растерзание львам
с) Положить в корзину и бросить в Тибр
Слайд 23Викторина “Ромул и Рем”
Выберите правильный ответ.
5. Кто воспитал Ромула и
Рема?
а) Царский пастух
б) Царский стражник
в) Царский советник
Слайд 24Викторина “Ромул и Рем”
Выберите правильный ответ.
6. На каком холме Ромул
предложил основать Рим?
а) На Авентинском
б) На Палатинском
в) На Капитолийском
Слайд 25Викторина “Ромул и Рем”
Выберите правильный ответ.
7. Когда, согласно римской традиции,
был основан город Рим?
а) 22 апреля 755 года до н.э.
б)
22 апреля 753 года до н.э.
в) 22 апреля 751 года до н.э.
Слайд 26Викторина “Ромул и Рем”
Выберите правильный ответ.
8. Что Ромул сделал с
братом после того, как он в насмешку перескочил разделительную линию?
а)
Изгнал из города
б) Покалечил
в) Убил
Слайд 27Викторина “Ромул и Рем”
Выберите правильный ответ.
9. Какой город был главным
городом аппенинского полуострова до основания Рима?
а) Палатин
б) Нумитор
в) Альба-лонга
Слайд 29Этапы в историческом развитии латинского языка
архаический (конец VI -
начало V в. до н. э.)
классический (I в. до н.э.)
постклассический (I в. до н.э. – II в. н.э.)
поздний (III-VI в.)
Слайд 30ллл
посвятительная надпись из древнего города Сатрика, датир. последним десятилетием VI
в. до н. э. (найд. в 1978 г.)
Слайд 31Законы двенадцати таблиц (450-451 гг. до н.э.) -
первый древнеримский
писаный правовой памятник
Слайд 32эпитафии римских политических деятелей Сципионов
Эпитафия- это изречение (часто стихотворное), сочиняемое
на случай чьей-либо смерти, используемое в качестве надгробной надписи.
Слайд 33отрывок сакральной надписи на обломке черного камня (найден в 1899
году при раскопках римского форума, относится примерно к 500 году
до н.э.).
Слайд 34Надпись Дуэноса на сосудах
(600 до н.э.)
Клянётся богами тот, кто меня
изготовляет. Если дева тебе не улыбается, то пусть будет от
нас теперь радость ей, согласие вам. Добрый человек сделал меня на благо, и доброму да не будет от меня зла.
Слайд 35Тит Макций Плавт
(ок 254-184 до н. э.)
Malo bene facere
tantundem est periculum quantum bono male facere.
Злому делать добро так
же опасно, как доброму зло.
Слайд 36Гораций (65-8 до н. э.)
Calcanda semel via leti.
Дорогу к
смерти проходят только однажды.
Слайд 37Публий Вергилий Марон
(70-19 до н. э.)
Fama - malum qua
non aliud velocius ullum.
Молва - это бедствие, быстрее которого нет
ничего на свете.
Слайд 38Публий Овидий Назон
(43 до н.э. – 18 н.э.).
Non
minor est virtus, quam quaerere, parta tueri.
Сберечь приобретенное - не
меньшее искусство, чем его приобрести.
Слайд 39Гай Юлий Цезарь
(100-44 до н.э.)
Suae quisque fortunae faber.
Каждый
кузнец своей судьбы.
Veni, vidi, vici.
Пришел, увидел, победил.
Слайд 40Марк Туллий Цицерон
(106-43 до н.э.)
Non enim tam praeclārum
est scire Latīne, quam turpe nescīre.
Не столь прекрасно
знать латынь, сколь постыдно ее не знать.
Слайд 42Кöln (из лат. Colonia - поселение)
Koblenz (из лат. Confluentes, букв.
«стекающиеся») – Кобленц расположен у стечения Мозеля с Рейном
Regensburg (из
лат. Regina castra)
Wien (из Vindobona)
Wein (из лат. vinum)
Rettich (из лат. radix - корень)
Birne (из лат. pirum - груша)
Mauer (из лат. murus - каменная стена)
Pforte (из лат. porta - врата)
Fenster (из лат. fenestra - окно)
Strasse (из лат. strata via - мощеная дорога)
Слайд 43 -chester Manchester
-caster Lancaster
-castle Newcastle
foss- Fossbrook
col(n)-
Lincoln, Colchester
лат. vinum, нем. Wein, англ. wine
лат. strata, нем. Strasse, англ. street
лат. campus - поле, нем. Кampf, англ. саmр
Слайд 44Луций Анней Сенека (4 до н.э. - 65)
Aliena vitia in
oculis habemus, a tergo nostra sunt.
Чужие пороки у нас на
глазах, а свои - за спиной.
Слайд 45Марциал (40-104)
Semper homo bonus tiro est.
Порядочный (хороший) человек всегда простак.
т. е. его всегда легко провести.
Слайд 46Публий Гай Корнелий Тацит (50-120 гг.)
Honesta mors turpi vita potior.
Честная
смерть лучше позорной жизни.
Слайд 47Ювенал (ок. 60 - ок. 127 гг.)
Maxima debetur puero
reverentia.
К ребенку следует относиться с величайшим уважением.
Слайд 48Аммиан Марцеллин
(305-395)
Больные раздражительнее здоровых, женщины - мужчин, старики -
юношей и несчастные - счастливых.
Слайд 49filia - дочь
amica - подруга
domus - дом
mater - мать
honor -
честь
arma - оружие
deus - бог
Слайд 50Интеллект-карта - это особый вид записи материалов в виде радиантной
структуры, то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно
разветвляющейся на более мелкие части.
Слайд 52Зачем студенту интеллект-карты?
1. легко структурировать материал для экзамена /зачета
2. подготовить
план выступления, презентации, доклада, статьи
4. написать учебные цели на семестр
/ учебный год
5. упорядочить мысли и идеи
6. записывать учебные конспекты по книгам и на слух
Слайд 53Как составить интеллект-карту?
1. Возьмите неразлинованный лист бумаги, расположите его горизонтально.
2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование
цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности.
3. Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты
4. От центра сделайте несколько ветвей, каждую из них обозначите ключевым словом.
5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо.
Слайд 56Доклады:
1. Латинская литература классического периода
2. Письменные памятники латинского языка
3. Данте
Алигьери. Литература Возрождения