Слайд 2Риторика (др. греч. — «ораторское искусство») — филологическая дисциплина, изучающая
искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие.
Слайд 3Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве
публичного выступления знали в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые
работы по теории риторики появились именно в Элладе.
Слайд 4Изобретателем риторики как искусства полемики, цель которой - победа в
споре, считается философ-материалист Протагор из Абдеры (480-410).
По мнению Протагора, наихудший
аргумент необходимо представить как наилучший путем хитроумных уловок в речи, в рассуждении, заботясь не об истине, а об успехе в споре или о практической выгоде.
Слайд 5Риторика в собственном смысле начинается с утверждения величайшим мыслителем античности
Платоном (427-347 г до н.э.) задач и целей публичной аргументации
и с определения ее этического и познавательного статуса. Истинное искусство риторики, по мысли Платона, далеко выходит за пределы техники аргументации, а истинный ритор предстает как философ.
Слайд 6Особое значение в развитии риторики принадлежит Аристотелю (384–322 гг.), основавшему
Ликей, где ведущими предметами были философия и риторика. Свои взгляды
по теории красноречия Аристотель изложил в книге «Риторика». Аристотель считал, что для успеха речи важны следующие компоненты: характер самого говорящего, особенности слушателей и качества речи.
Слайд 7Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима считается творчество Марка Туллия
Цицерона (106–43 гг. до н.э.). Взгляды на риторическую науку Цицерон
изложил в книгах «Об ораторе», где представлен образ идеального оратора-философа, «Брут, или о знаменитых ораторах» – история красноречия, «Оратор».
Слайд 8Дионисий Галикарнасский (60–7 гг. до н.э.) — ритор и критик.
Его главный труд — «Римские древности».
Трактат Дионисия Галикарнасского «О соединении
слов» интересен рассмотрением риторики литературной в связи с риторикой музыкальной (в частности, автор проводит чёткое разграничение между ораторской речью и вокальной музыкой).
Слайд 9Свой опыт преподавателя риторики и судебного адвоката обобщил в обширном
сочинении «Риторические наставления» Марк Фабий Квинтилиан (36-96 гг. н.э.). В
его риторической школе широкое общее гуманитарное образование сочеталось с глубоким изучением ораторского искусства времен античного классицизма.
Слайд 10В теоретическом смысле средневековая риторика почти ничего не прибавила к
античным разработкам, придерживалась правил Аристотеля и поздних теоретиков и лишь
перерабатывала их в расчете преимущественно на сочинение посланий и проповедей.
Слайд 11Алкуин Флакк Альбин (ок. 735 — 804 н.э.) — учёный,
ритор, богослов, поэт. Изложив риторические сведения, автор с легкостью переходит
к классификации предметов нравственного богословия. Такой способ изложения воспринимается как убедительный, научно корректный, рациональный, но одновременно он действует на средневекового человека своей иерархичностью.
Слайд 12В XI в. теология породила такой феномен средневековой науки, как
схоластика - философия, неразрывно связанная с теологией, но не тождественная
ей. Вершиной средневековой схоластики стало творчество Фомы Аквинского (XIII в.). Утверждая гармонию разума и веры, он сумел осуществить синтез философии Аристотеля и христианской догматики.
Слайд 13Философ и богослов конца XIII - начала XIV столетия Раймунд
Луллий из ордена францисканцев, развивал идеи схоластики в знаменитой книге
«Великое искусство». Он же построил «логическую машину». Она представляла семь вращающихся на одной оси кругов, на каждом из которых записаны понятия и операции («равенство», «различие», «противоречие» и т.д.) Так как круги вращались независимо друг от друга, то можно было получать многообразные сочетания понятий
Слайд 14Влияние Цицерона, Квинтилиана и других известных римских ораторов на развитие
теории красноречия и методики обучения риторике весьма значительно. Риторическую культуру
Рима переняла Византия, а следом за ней и Древняя Русь. С принятием христианства на Руси началось освоение книжности, а с ней и сущности риторики как науки.
Слайд 15В древнерусских памятниках часто встречаются слова ритор, риторика, хитростное глаголание.
На Руси в то время были распространены два рода публичного
красноречия: слово – торжественное красноречие (например, «Слово о полку Игореве») и поучение, к которому относились назидательные речи («Поучения» Владимира Мономаха). По всем правилам риторической науки построено «Слово о законе, о благодати» митрополита Илариона, которое не уступает трудам византийских ораторов.
Слайд 16Огромный вклад в развитие русского красноречия внес Михаил Васильевич Ломоносов
(1711–1765). Он предпринял реформу русского языка, заложил основу современного русского
языка. В 1744 г. Ломоносов издал первый учебник риторики на русском языке «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное».
Слайд 17В России в конце XVIII – XIX вв. создаются многочисленные
пособия по риторике. И.С. Рижский, автор учебника «Опыт риторики» (1809),
определил задачи общей риторики в том, чтобы силою слова, которая заключается в выразительности и изобразительности речи, воздействовать на умы и души слушателей.
Слайд 18В 1844 г. вышла книга М.М. Сперанского «Правила высшего красноречия».
Автор считал, что «основания красноречия суть страсти». Сперанский рассматривал значение
композиционных элементов речи для возбуждения страстей (введение есть «приуготовление души к тем понятиям, которые оратор хочет ей внушить, или к тем страстям, кои в ней он хочет возбудить»).