Разделы презентаций


История русской философии

Содержание

Характерные черты русской философииСильная подверженность религиозному влиянию;Большая роль проблем нравственности и морали;Социальная проблематика:проблема государства;проблема власти;проблема социальной справедливости;проблема будущего.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1История русской философии
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
Кафедра философии и

методологии науки

История русской философииЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИКафедра философии и методологии науки

Слайд 2Характерные черты русской философии
Сильная подверженность религиозному влиянию;
Большая роль проблем нравственности

и морали;
Социальная проблематика:
проблема государства;
проблема власти;
проблема социальной справедливости;
проблема будущего.

Характерные черты русской философииСильная подверженность религиозному влиянию;Большая роль проблем нравственности и морали;Социальная проблематика:проблема государства;проблема власти;проблема социальной справедливости;проблема

Слайд 3Этапы развития русской философии Период зарождения древнерусской и раннехристианской философии (IX-XIII

вв)
От возникновения Киевской Руси до феодальной раздробленности

и татаро-монгольского завоевания.
Основные темы:
моральные и нравственные ценности;
объяснение христианства и попытки соединить его с язычеством;
государство и право;
человек и природа, телесное и духовное.
Этапы развития русской философии Период зарождения древнерусской и раннехристианской философии (IX-XIII вв)   От возникновения Киевской

Слайд 4Этапы развития русской философии Период зарождения древнерусской и раннехристианской философии (IX-XIII

вв)
Основные представители:
Илларион, «Слово о Законе и Благодати»
Владимир Мономах, «Поучение»

(философский морально-нравственный кодекс христианина и гражданина)
Климент Смолятич, «Послание пресвитеру Фоме» (Трактат о проблемах разума, познания)
Филипп Пустынник, «Плач» (трактат о проблемах взаимоотношений души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

Илларион – митрополит Киевский

Этапы развития русской философии Период зарождения древнерусской и раннехристианской философии (IX-XIII вв) Основные представители:Илларион, «Слово о Законе

Слайд 5Этапы развития русской философии Русская философия XII-XVII вв.
Период борьбы

за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского

государства (Московской Руси).

Основные темы:
сохранение русской духовности;
православное христианство;
борьба за освобождение и становление национального государства;
познание.
Этапы развития русской философии Русская философия XII-XVII вв.  Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления

Слайд 6Этапы развития русской философии Русская философия XII-XVII вв.
Основные

представители:
Сергей Радонежский, XIV в.;
Филофей Псковский (концепт «Москва – третий Рим),

XVI в.;
Максимилиан Грек (идеолог монархии, концепт «батюшка-Царь», «Русская идея»);
Андрей Курбский (оппозиция царской власти, идея сословно-представительской монархии),
Нил Сорский, Вассиан Патрикеев (реформа церкви, идеологи «нестяжателей»);
Аввакум и Никон (разделение церкви, формирование «старообрядчества»);
Юрий Крижанич (выступал против схоластики, обосновывал рациональное и эмпирическое познание), XVII в.
Этапы развития русской философии Русская философия XII-XVII вв.   Основные представители:Сергей Радонежский, XIV в.;Филофей Псковский (концепт

Слайд 7Этапы развития русской философии Русская философия XVIII века
Философия эпохи Петровских реформ:
вопросы

устройства монрхии;
императорская власть, ее божественность и нерушимость;
права императора (абсолютизм императорской

власти);
проблемы войны и мира.
2. Материалистическая философия второй половины XVIII века:
Механистический материализм (М.В. Ломоносов);
Социально-политическая философия (А.Н. Радищев);
Отход от проблемы познания Бога, упор на развитие человеческого общества в научной и социальной сферах.
Этапы развития русской философии Русская философия XVIII векаФилософия эпохи Петровских реформ:вопросы устройства монрхии;императорская власть, ее божественность и

Слайд 8Основные направления русской философии XIX века
Декабристское и монархистское;
Западничество и славянофильство;
Революционно-демократическое;
Атеистическое

и теологическое;
Философия космизма

Основные направления русской философии XIX векаДекабристское и монархистское;Западничество и славянофильство;Революционно-демократическое;Атеистическое и теологическое;Философия космизма

Слайд 9Основные направления русской философии XX века
Философия марксизма-ленинизма;
Философия космизма;
Естественно-научная философия;
Философия «русского

зарубежья»
Михаил Нестеров. ФИЛОСОФЫ
(Священник Павел Флоренский и Сергей Булгаков)

Основные направления русской философии XX векаФилософия марксизма-ленинизма;Философия космизма;Естественно-научная философия;Философия «русского зарубежья»Михаил Нестеров. ФИЛОСОФЫ(Священник Павел Флоренский и Сергей

Слайд 10Философия истории славянофилов
Культурно-исторические общности (А. С. Хомяков)
Доктрина соборности
Социальная и политическая

онтология
Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
Степени развития и типы развития
Многообразие

культур
Десять культурно-исторических типов
Положительные и отрицательные деятели истории
Законы культурно-исторического движения
«Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации
Философия культуры К. Н. Леонтьева
Фазы развития культур
Философия истории славянофиловКультурно-исторические общности (А. С. Хомяков)Доктрина соборностиСоциальная и политическая онтологияТеория культурно-исторических типов Н. Я. ДанилевскогоСтепени развития

Слайд 11Концепция всеединства в русской социальной философии XX века
С. Л. Франк:

соборность как основа социальности
Л. П. Карсавин: концепция «симфонической личности»
Онтология и

историософия В.С. Соловьёва
Понятие всеединства
Богочеловеческий процесс
Основные формы общечеловеческого организма
Разделение церквей и его последствия
Теократическая утопия
Метафизика свободы Н. Бердяева
Политическая философия русского марксизма
Концепция всеединства в русской социальной философии XX векаС. Л. Франк: соборность как основа социальностиЛ. П. Карсавин: концепция

Слайд 12Философия истории славянофилов Культурно-исторические общности (А. С. Хомяков)
Предмет истории и

её действующие лица
Жизнь всего человечества
Общности (определяемые по вероисповеданиям)
Новая парадигма исторической

науки
Народные верования как исторические источники
«Поэтический инстинкт» как метод исследования
Ретроспективный метод («возвратный ход»)
Общая схема исторического процесса
«Иранство» и «кушитство»
Община и дружина
Россия и Европа
Будущее человечества и миссия России
Единение человечества на органически-духовных, а не механических (империалистических) началах
Философия истории славянофилов  Культурно-исторические общности (А. С. Хомяков)Предмет истории и её действующие лицаЖизнь всего человечестваОбщности (определяемые

Слайд 13Философия истории славянофилов Доктрина соборности
Соборность – «единство свободное и органическое, живое начало

которого есть Божественная благодать взаимной любви».

Философия истории славянофилов  Доктрина соборностиСоборность – «единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать

Слайд 14Свобода в единстве
Вселенская церковь (православие)
Свобода без единства
Протестантизм
Единство без свободы
Католицизм
Философия истории славянофилов Доктрина соборности

Свобода в единствеВселенская церковь (православие)Свобода без единстваПротестантизмЕдинство без свободыКатолицизмФилософия истории славянофилов  Доктрина соборности

Слайд 15Философия истории славянофилов Доктрина соборности
В романизме, верно понятом, единство для христиан

есть лишь единство послушания центральной власти; это порабощение христиан доктрине, которой они не

содействуют и которая должна навсегда оставаться для них чем-то внешним (так как она всецело почиет в едином главе иерархии), наконец, это узаконенное равнодушие к вере, которая окончательно сводится в подчинение вере другого. Это, очевидно, единство в смысле условном, а не в смысле христианском.

А. С. Хомяков. «Ещё несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях».

Философия истории славянофилов  Доктрина соборностиВ романизме, верно понятом, единство для христиан есть лишь единство послушания центральной

Слайд 16Философия истории славянофилов Доктрина соборности
В протестантстве свобода для целой общины есть

свобода постоянного колебания, свобода, всегда готовая взять назад приговоры, ею же произнесённые накануне...

Для отдельного же лица… свобода есть или свобода сомнения, проявляющаяся в том, кто, зная себя, сознаёт свою немощь, или свобода нелепой веры в себя, проявляющаяся в том, кто творит себе кумир из своей гордости. В том и другом виде это, пожалуй, тоже свобода, но… свобода в смысле политическом, но не в смысле христианском.

А. С. Хомяков.

Философия истории славянофилов  Доктрина соборностиВ протестантстве свобода для целой общины есть свобода постоянного колебания, свобода, всегда

Слайд 17Философия истории славянофилов Доктрина соборности
Единство истинное, внутреннее, плод и проявление свободы,

единство, которому основанием служит не научный рационализм и не произвольная условность учреждения, а

нравственный закон взаимной любви и молитвы, единство, в котором, при всём различии в степени иерархических полномочий на совершение таинств, никто не порабощается, но все равно призываются быть участниками в общем деле, словом единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, – таково единство Церкви.

А. С. Хомяков

Философия истории славянофилов  Доктрина соборностиЕдинство истинное, внутреннее, плод и проявление свободы, единство, которому основанием служит не

Слайд 18Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология
... Когда мы говорим, что

народ действует, мыслит, чувствует, мы выражаемся отвлечённо: собственно действуют, чувствуют, мыслят единицы, лица, его

составляющие. Таким образом, личность, сознающая сама по себе своё бесконечное, безусловное достоинство, – есть необходимое условие всякого духовного развития народа.

К. Д. Кавелин. «Взгляд на юридический быт древней России».

Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология... Когда мы говорим, что народ действует, мыслит, чувствует, мы выражаемся

Слайд 19Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология
… Мы никак не можем

понять того логического процесса, посредством которого из германского начала, предоставленного самому себе, из одной

идеи личности может возникнуть иное общество, кроме искусственной условной ассоциации? Каким образом начало разобщающее обратится в противоположное начало примирения и единения?

Ю. Ф. Самарин. «О мнениях “Современника”, исторических и литературных».

Философия истории славянофилов Социальная и политическая онтология… Мы никак не можем понять того логического процесса, посредством которого

Слайд 20Философия истории Социальная и политическая онтология
Самобытность (национализм)
Универсализм (космополитизм)
Социокультурная ориентация
Вера и религия
Разум

и наука
Духовная ориентация
Органическое развитие
Общественный договор
Политическая онтология
Культура как продукт стихийного развития
Культура

как сознательное творчество

Социальная онтология

Славянофилы

Западники

Философия истории Социальная и политическая онтологияСамобытность (национализм)Универсализм (космополитизм)Социокультурная ориентацияВера и религияРазум и наукаДуховная ориентацияОрганическое развитиеОбщественный договорПолитическая онтологияКультура

Слайд 21Концепция всеединства в русской социальной философии XX века
С. Н. Трубецкой (1862-1905)
С. Л. Франк (1877‑1950)
Н. О. Лосский (1870-1965)
Л. П. Карсавин (1882-1952)
Концепция «симфонической личности»
Теория иерархического персонализма
Соборность как основа социальности
Учение о соборности сознания

Концепция всеединства в русской социальной философии XX векаС. Н. Трубецкой (1862-1905)С. Л. Франк (1877‑1950)Н. О. Лосский (1870-1965)Л. П. Карсавин (1882-1952)Концепция «симфонической личности»Теория иерархического персонализмаСоборность как

Слайд 22Внешняя сфера социальности («общественности») основывается на «соборности» – первичной солидарной

слитности индивидуальных “я” во всеобъемлющем “мы”
“Мы” не есть просто множественное

число от “я” (в своём основном и первичном смысле “я” вообще не может иметь множественного числа) – “мы” есть единство “я” и “ты”

“Мы” есть, следовательно, некая первичная категория социального бытия (столь же первичная как и “я”), в которой преодолевается вечная противопоставленность “я” и “ты”

Соборное “мы” есть непосредственное отражение Всеединства в социальной жизни

Социальная философия С. Л. Франка Соборность как основа социальности

«Мы» – не имя класса, элементами которого являются многие «я», а конкретная общность.

Внешняя сфера социальности («общественности»)  основывается на «соборности» – первичной  солидарной слитности индивидуальных “я”  во

Слайд 23Философия истории Л. П. Карсавина Концепция «симфонической личности»
Человечество
Культуры
Народы
Сословия
Роды
Семьи
Социальные эфемериды
Периодические личности
Постоянные личности
Самодовлеющие

личности
Функциональные личности

Философия истории Л. П. Карсавина Концепция «симфонической личности»ЧеловечествоКультурыНародыСословияРодыСемьиСоциальные эфемеридыПериодические личностиПостоянные личностиСамодовлеющие личностиФункциональные личности

Слайд 24Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
Теория культурно-исторических типов

Данилевского – первый значительный вклад России в мировую философию
Одинокие в

мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чём не содействовали движению вперёд человеческого разума...

П.Я. Чаадаев «Философические письма»

1822-1885

Теория культурно-исторических типов  Н. Я. Данилевского  Теория культурно-исторических типов Данилевского – первый значительный вклад России

Слайд 25Теория культурно-исторических типов Степени развития и типы развития
В основе универсалистской

парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность,

средневековье, новое время.
В истории каждой цивилизации выделяются свои фазы развития: свои «древность», «средневековье» и «новое время».
Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций.
Деление истории по уровням развития не исчерпывает всего богатства её содержания.
Теория культурно-исторических типов  Степени развития и типы развитияВ основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление

Слайд 26Теория культурно-исторических типов Многообразие культур
Культура не универсальна (западная – в

том числе).
Совокупное человечество не есть реальный субъект истории, но лишь

абстрактная идея.
Разнообразие, а не единообразие – закон и условие прогресса.
Теория культурно-исторических типов  Многообразие культурКультура не универсальна (западная – в том числе).Совокупное человечество не есть реальный

Слайд 27Теория культурно-исторических типов Многообразие культур
Дабы поступательное движение вообще не прекратилось в

жизни всего человечества, необходимо, чтобы, дойдя в одном направлении до известной степени совершенства, началось

оно с новой точки исхода и шло по другому пути, т. е. надо чтобы вступили на поприще деятельности другие психические особенности, другой склад ума, чувств и воли, которыми обладают только народы другого культурно-исторического типа.

Н. Я. Данилевский. «Россия и Европа».

Теория культурно-исторических типов  Многообразие культурДабы поступательное движение вообще не прекратилось в жизни всего человечества, необходимо, чтобы,

Слайд 28Теория культурно-исторических типов Многообразие культур
Прогресс состоит не в том,

чтобы идти все в одном направлении (в таком случае он скоро бы

прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую точку развития, в сравнении с её предшественницами или современницами, во всех сторонах развития.

Н. Я. Данилевский. «Россия и Европа».

Теория культурно-исторических типов  Многообразие культурПрогресс состоит не в том, чтобы идти все в одном направлении (в

Слайд 29Теория культурно-исторических типов Десять культурно-исторических типов
Египетский
Китайский
Древнесемитский
Индийский
Иранский
Еврейский
Греческий
Римский
Аравийский
Романо-германский
Мексиканский
Перуанский
Славяно-русский

Теория культурно-исторических типов  Десять культурно-исторических типовЕгипетскийКитайскийДревнесемитскийИндийскийИранский ЕврейскийГреческийРимскийАравийскийРомано-германский Мексиканский	ПеруанскийСлавяно-русский

Слайд 30Теория культурно-исторических типов Положительные и отрицательные деятели истории
Положительные деятели истории

(самобытные цивилизации)
Отрицательные деятели истории (народы-разрушители)
Народы, не достигшие исторической индивидуальности

Теория культурно-исторических типов  Положительные и отрицательные деятели историиПоложительные  деятели истории (самобытные цивилизации)Отрицательные  деятели истории

Слайд 31Теория культурно-исторических типов Законы культурно-исторического движения
Языковое родство как критерий и

основа самобытного культурно-исторического типа.
Политическая независимость как условие развития самобытного культурно-исторического

типа.
Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа.
Цивилизация достигает полноты развития, когда составляющие её этнографические элементы не поглощены одним политическим целым, а составляют политическую систему государств.
Развитие цивилизаций подобно жизни многолетних одноплодных растений, у которых продолжительный период роста сменяется коротким (и никогда не повторяющимся) периодом расцвета.
Теория культурно-исторических типов  Законы культурно-исторического движенияЯзыковое родство как критерий и основа самобытного культурно-исторического типа.Политическая независимость как

Слайд 32Теория культурно-исторических типов «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации
Цивилизации не бывают «лучше»

или «хуже» – они просто разные.
Цивилизации различаются преимущественным развитием какой-то

одной стороны культуры:
еврейская цивилизация – преимущественно религиозная,
греческая – преимущественно эстетическая,
римская – преимущественно политико-правовая.
Европейцы расширили область культурного творчества, создав «двуосновную» цивилизацию – научно-промышленную.
Грядущая славяно-русская цивилизация будет – впервые в истории – полной «четырёхосновной»: Россия призвана решить и социально-экономический вопрос, который в Европе остался неразрешённым.
Теория культурно-исторических типов  «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизацииЦивилизации не бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные.Цивилизации

Слайд 33Философия культуры К. Н. Леонтьева Фазы развития культур
Все культуры подчинены общему

закону циклического развития, согласно которому всё развивающееся проходит через три

периода:
«первичной простоты»
«цветущей сложности»
«вторичного смесительного упрощения»
Философия культуры К. Н. Леонтьева Фазы развития культурВсе культуры подчинены общему закону циклического развития, согласно которому всё

Слайд 34Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства
Достойное, идеальное бытие требует одинакового простора для

целого и для частей, следовательно, это не есть свобода от особенностей, а

только от их исключительности. Полнота этой свободы требует, чтобы все частные элементы находили себя друг в друге и в целом, каждое полагало себя в другом и другое в себе, ощущало в своей частности единство целого и в целом свою частность, – одним словом, абсолютная солидарность всего существующего, Бог – всё во всех.

В. С. Соловьёв. «Общий смысл искусства».

Онтология В. С. Соловьёва  Понятие всеединстваДостойное, идеальное бытие требует одинакового простора для целого и для частей,

Слайд 35Онтология В. С. Соловьёва Понятие всеединства
Всеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип внутренней

формы совершенного единства множества, согласно которому все элементы такого множества тождественны между собой

и тождественны целому, но в то же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство, а образуют особый полифонический строй, «трансрациональное единство раздельности и взаимопроникнутости»
Онтология В. С. Соловьёва  Понятие всеединстваВсеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип внутренней формы совершенного единства множества,

Слайд 36Историософия В. С. Соловьёва Богочеловеческий процесс
В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства,

нет места процессу, развитию, переходу от менее совершенного к более

совершенному – всей исторической драме
«Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий
Историософия В. С. Соловьёва Богочеловеческий процессВ идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от

Слайд 37Историософия В. С. Соловьёва Богочеловеческий процесс
Однако этот мир предполагает мир идеальный

как свою норму и критерий оценки:
мы не находили бы его

полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине;
не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра;
не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте.
Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным.
Историософия В. С. Соловьёва Богочеловеческий процессОднако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки:мы

Слайд 38Историософия В. С. Соловьёва Основные формы общечеловеческого организма

Историософия В. С. Соловьёва Основные формы общечеловеческого организма

Слайд 39Историософия В. С. Соловьёва Разделение церквей и его последствия
Положительный смысл истории

заключается в свободном вхождении человечества в церковь и в свободном

оцерковлении человечества.
Но этот положительный смысл был нарушен разделением церквей (церковь может быть лишь вселенской), что привело к духовному оскудению отдельных церквей и отделению культуры светской от культуры духовной: культура стала безбожной, а церковь стала чуждаться культуры.
Историософия В. С. Соловьёва Разделение церквей и его последствияПоложительный смысл истории заключается в свободном вхождении человечества в

Слайд 40Следствиями отрыва светской культуры от духовной стали:
отрыв интеллектуального просвещения от

абсолютных оснований бытия;
отрыв свободы от истины как её положительной цели;
отрыв

знания от жизни;
разрыв между Востоком и Западом («бесчеловечный Восток» и «безбожный Запад»);
разрыв между национальным и вселенским;
разрыв между классовым, сословным и общечеловеческим.
В результате весь социальный прогресс последних веков обязан своим существованием почти исключительно неверующим; историческая же церковь взяла сторону реакции и тормозила этот прогресс, как только могла.
Следствиями отрыва светской культуры от духовной стали:отрыв интеллектуального просвещения от абсолютных оснований бытия;отрыв свободы от истины как

Слайд 41Историософия В. С. Соловьёва Теократическая утопия
Запад и Восток могут быть соединены

лишь третьей силой, свободной от их крайностей. Такой силой должна

стать Россия.
Россия обязана своим величием «силе самоотречения русского народа»:
славянские племена не побоялись призвать чужую власть – варягов;
принять чужую веру – византийское православие;
осознать собственную отсталость и приобщиться чужой – западной – культуре.
Теперь от России требуется четвёртый акт самоотречения – признание главенства римского папы во имя восстановления единства церкви.
Союз римского папы и русского царя должен стать институциональной гарантией «богочеловеческого процесса».
Историософия В. С. Соловьёва Теократическая утопияЗапад и Восток могут быть соединены лишь третьей силой, свободной от их

Слайд 42Бердяев Николай Александрович
"Философия свободы" (1911)
"Смысл творчества" (1916)
"Философия неравенства" (1918;

напечатана в 1923 в Берлине)
"Истоки и смысл русского коммунизма"

(1937)
"О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии" (1939)
"Русская идея" (1946)

1874-1948

Бердяев Николай Александрович

Слайд 43Метафизика Бердяева
Свобода человека не сотворена Богом, тварная свобода невозможна;
Свобода –

нечто первичное, «меон», из которого рождается Сам Бог;
По отношению к

свободе “Бог никакой власти не имеет. Он имеет меньше власти,  чем полицейский”.
Метафизика БердяеваСвобода человека не сотворена Богом, тварная свобода невозможна;Свобода – нечто первичное, «меон», из которого рождается Сам

Слайд 44Русский космизм
комплексное учение о взаимодействии человека и мира,

построенное на глобальном планетарном мышлении, характерном для плеяды отечественных учёных

XIX-XX вв.:
Н.Ф.Федоров, Вл.С.Соловьев, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, Н.О.Лосский, Н.А.Бердяев, Д.Л.Андреев и др.
Русский космизм  комплексное учение о взаимодействии человека и мира, построенное на глобальном планетарном мышлении, характерном для

Слайд 45Флоренский Павел Алексеевич
"Политическая свобода есть опасный обман

и самообман масс... Все права на власть - избирательные, по

назначению - старая ветошь, которой место в крематории... Требуется лицо, обладающее интуицией будущей культуры, лицо пророческого склада... На созидание нового строя есть одно право - сила гения. Право это - одно только не человеческого происхождения и потому заслуживает название божественного"

(1882-1943)

Флоренский Павел Алексеевич

Слайд 46Космизм Павла Флоренского
Существует "идеальное родство" мира и человека, их "пронизанность

друг другом", взаимосвязанность
И мир и человек одинаково сложны и внутренне

бесконечны, поэтому они могут рассматриваться как части друг друга
Мир есть раскрытие Человека, проекция его
Космизм Павла ФлоренскогоСуществует

Слайд 47Федоров Николай Федорович
Вёл аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность,

даже на идеи и книги
Усматривая основное зло для человека и

смерти, порабощённости его слепой силой природы, выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники

(1828-1906)

Федоров Николай Федорович Вёл аскетическую жизнь, считал грехом всякую собственность, даже на идеи и книгиУсматривая основное зло

Слайд 48Философия общего дела (1906)
Высшая цель регуляции – воскрешение предков ("отцов")
путь

к нему лежит через овладение природой, переустройство человеческого организма, освоение

космоса и управление космическими процессами
Философия общего дела (1906)Высшая цель регуляции – воскрешение предков (

Слайд 49Вернадский Владимир Иванович
Российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель
Основоположник комплекса

современных наук о Земле: геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др.
Разработал

целостное учение о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность становятся определяющим фактором развития

1863-1945

Вернадский Владимир Иванович Российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятельОсновоположник комплекса современных наук о Земле: геохимии, биогеохимии, радиогеологии,

Слайд 50«Noos» - древнегреческое название человеческого разума
Человек не является самодостаточным живым

существом,
живущим отдельно по своим законам, он сосуществует
внутри природы и является

частью ее

Человек, как и все живые организмы, есть определенная
функция биосферы, в определенном ее
пространстве-времени

Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым
биосферы и имеет эволюционные корни

Ноосфера – это биосфера, переработанная научной мыслью,
подготавливающейся всем прошлым планеты,
а не кратковременное и переходящее геологическое явление

«Noos» - древнегреческое название человеческого разумаЧеловек не является самодостаточным живым существом,живущим отдельно по своим законам, он сосуществуетвнутри

Слайд 51Циолковский Константин Эдуардович
философия - "вершина научного знания, его венец, обобщение,

наука наук"
Основное произведение: «Этика, или естественные основы нравственности»
1857-1935

Циолковский Константин Эдуардовичфилософия -

Слайд 52Важнейшие принципы космической философии
атомистический
панпсихизм
монизм
бесконечность
самоорганизация
эволюция

Важнейшие принципы космической философииатомистическийпанпсихизммонизмбесконечностьсамоорганизацияэволюция

Слайд 53Все тела Вселенной имеют одно начало, которое мы называем духом

материи
Единство материального и духовного начал Вселенной
Единство живой и неживой

материи:
материя едина, так же ее отзывчивость и чувствительность

Единство человека и Вселенной, т.е. его участие в
космической эволюции, в противовес христианским
представлениям о бессмертии души

Выводимость этических норм из метафизики космоса

Все тела Вселенной имеют одно начало, которое мы называем духом материиЕдинство материального и духовного начал Вселенной Единство

Слайд 54Человек не вершина эволюции
Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать -

в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества
По

истечении тысячи миллионов лет "ничего несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведёт наш разум и его сила"
Человек не вершина эволюцииЧеловечеству предстоит

Слайд 55Русский марксизм
Плеханов Георгий
Валентинович
(1856-1918)
Ленин (Ульянов)
Владимир Ильич
(1870-1924)
Ильенков Эвальд Васильевич
(1924-1979)
Троцкий

Лев
Давидович
(1879-1940)

Русский марксизм Плеханов Георгий Валентинович(1856-1918)Ленин (Ульянов)Владимир Ильич(1870-1924) Ильенков Эвальд Васильевич(1924-1979)Троцкий Лев Давидович(1879-1940)

Слайд 56Г. В. Плеханов (1856-1918)
К вопросу о развитии монистического взгляда на историю (опубл.

1895)
К вопросу о роли личности в истории (1898)
Materialismus

militans (1908)

Основные сочинения

Г. В. Плеханов (1856-1918)К вопросу о развитии монистического взгляда на историю (опубл. 1895) К вопросу о роли личности в

Слайд 57Политическая философия русского марксизма От «класса в себе» к «классу для

себя»
Рабочий класс сам по себе способен выработать лишь тред-юнионистское сознание;

т.е. он способен вести классовую борьбу лишь в рамках капитализма – за улучшение условий труда и т.п.

Выйти за эти рамки, начать борьбу за уничтожение самого капиталистического строя, т.е. выполнить свою историческую миссию «могильщика капитализма», рабочий класс может лишь при условии, что он станет действовать как единое организованное целое.

Организовать и повести его на борьбу может лишь «революционный авангард», основу которого составляет революционная интеллигенция, владеющая научной теорией исторического развития и классовой борьбы.

«Класс в себе»

«Класс для себя»

Политическая философия русского марксизма От «класса в себе» к «классу для себя»Рабочий класс сам по себе способен

Слайд 58Характер и функции философии Философия и наука
Философия
или опережает науку,

предлагая умозрительные решения проблем, которые пока не могут быть решены

наукой,
или резюмирует и обобщает решения, найденные наукой (науками).
Философия изучает мир как целое, науки – по частям.
Задача философии – согласовать открытия разных наук и дать целостную картину мира.
Характер и функции философии Философия и наука Философия или опережает науку, предлагая умозрительные решения проблем, которые пока

Слайд 59Функции философии Место марксизма в истории философии
Марксизм – высшая точка

развития материализма.
Основными «вехами» развития материализма до Маркса были:
Б. Спиноза,
французские

материалисты эпохи Просвещения (Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах),
Л. Фейербах.
Карл Маркс распространил материализм на сферу общественной жизни.
Функции философии Место марксизма в истории философии Марксизм – высшая точка развития материализма.Основными «вехами» развития материализма до

Слайд 60Функции философии Основные части марксистской философии
«Душой» марксизма как философской системы

является диалектика как
метод и
универсальная теория развития.
Двумя основными частями

философской системы марксизма являются:
философия природы (материалистическое понимание природы),
философия истории (материалистическое понимание истории).
Функции философии Основные части марксистской философии «Душой» марксизма как философской системы является диалектика как метод и универсальная

Слайд 61Материализм Учение о материи
Единственно сущее в мире – материальная

субстанция, основными атрибутами которой являются
движение и
мышление.
Материя существует вне

и независимо от человека.
Материя – причина ощущений как исходных и основных источников знания.
Материализм  Учение о материи Единственно сущее в мире – материальная субстанция, основными атрибутами которой являются движение

Слайд 62Материализм Диалектика
Принцип «всё течёт, всё изменяется» – основной закон

всего существующего.
При этом мир не просто изменяется, но изменяется закономерно

и поступательно.
Законы движения мира суть законы диалектики.
Диалектика есть «алгебра прогресса».
Материализм  Диалектика Принцип «всё течёт, всё изменяется» – основной закон всего существующего.При этом мир не просто

Слайд 63Философия истории Материалистическое понимание истории
Научное понимание любой области действительности, в том

числе – и истории, может быть только монистическим
Две разновидности монизма:
материализм
идеализм

Материализм единственно научен, так как только он представляет историю как объективный процесс
Философия истории Материалистическое понимание историиНаучное понимание любой области действительности, в том числе – и истории, может быть

Слайд 64Философия истории Роль личности в истории
Законы истории – законы

человеческой деятельности, поэтому историческая необходимость реализуется не иначе, как через

действия людей
Великие исторические деятели, как правило, понимают, что действуют не «от себя», а как бы «осёдлывают» объективный исторический процесс (именно это и делает их великими)
Критика:
«субъективного метода» в социологии (Михайловского)
концепции «героев и толпы»
Философия истории  Роль личности в истории Законы истории – законы человеческой деятельности, поэтому историческая необходимость реализуется

Слайд 65Философия истории «Осмысленное западничество»
Будущее человечества – социализм, но в

России конца XIX – начала XX века капитализм – единственная

альтернатива «азиатчине».
Капитализм плох, но деспотизм ещё хуже:
капитализм развивает в человеке зверя –
деспотизм превращает человека во вьючную скотину.
Философия истории  «Осмысленное западничество» Будущее человечества – социализм, но в России конца XIX – начала XX

Слайд 66Философия истории «Осмысленное западничество»
Капитализм налагает свою грязную руку на литературу

и науку, деспотизм убивает науку и литературу, а стоны

рабов заглушаются лестью да свистом бичей
Философия истории  «Осмысленное западничество»Капитализм налагает свою грязную   руку на литературу и   науку,

Слайд 67В. И. Ленин (1870-1924)
Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения (1902)
Материализм и

эмпириокритицизм: Критические заметки об одной реакционной философии (1909)
Империализм как

высшая стадия капитализма (1915)
Государство и революция (1917)

Основные сочинения

В. И. Ленин (1870-1924)Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения (1902) Материализм и эмпириокритицизм: Критические заметки об одной реакционной философии

Слайд 68Основные направления творчества
Политическая философия
Классовая борьба
Концепция революционного авангарда
Учение о государстве
Теория познания
Партийность

философии
Гносеологические корни идеализма
Теория отражения и учение об объективной истине
Абсолютная и

относительная истина
Диалектика
«Ядро диалектики»
Принципы диалектики
Основные направления творчестваПолитическая философияКлассовая борьбаКонцепция революционного авангардаУчение о государствеТеория познанияПартийность философииГносеологические корни идеализмаТеория отражения и учение об

Слайд 69Политическая философия Классовая борьба
История классовых обществ есть история классовой борьбы
Все

значимые события истории –
прежде всего, конечно, политические,
но отнюдь

не только они –
должны пониматься как проявление борьбы классов
Политическая философия  Классовая борьбаИстория классовых обществ есть история классовой борьбыВсе значимые события истории – прежде всего,

Слайд 70Политическая философия Классовая борьба
По учению социализма, т.е. марксизма действительным двигателем

истории является борьба классов По учению буржуазных философов, двигатель прогресса – солидарность всех

элементов общества, сознавших «несовершенство» того или иного учреждения. Первое учение – материалистично, второе – идеалистично. Первое – революционное. Второе – реформистское. Первое обосновывает тактику пролетариата в современных капиталистических странах. Второе – тактику буржуазии.
Политическая философия  Классовая борьбаПо учению социализма, т.е. марксизма  действительным двигателем истории является борьба классов

Слайд 71Политическая философия Концепция революционного авангарда
Рабочий класс сам по себе способен выработать лишь

тред-юнионистское сознание; т.е. он способен вести классовую борьбу лишь в рамках капитализма

– за улучшение условий труда и т.п.

Выйти за эти рамки, начать борьбу за уничтожение самого капиталистического строя, т.е. выполнить свою историческую миссию «могильщика капитализма», рабочий класс может лишь при условии, что его деятельность будет направляться «революционным авангардом»

Основу этого «авангарда» составляет революционная интеллигенция, владеющая научной теорией исторического развития и классовой борьбы

Политическая философия Концепция революционного авангардаРабочий класс сам по себе способен выработать лишь тред-юнионистское сознание; т.е. он способен

Слайд 72Государство – необходимый институт раздираемого социальными антагонизмами классового общества
Всякое государство есть аппарат насилия,

обеспечивающий политическое господство экономически доминирующего класса
В ходе пролетарской революции буржуазное государство должно быть сломано

и заменено диктатурой пролетариата в форме власти Советов

По мере построения коммунистического общества вместе с отмиранием классов будет «отмирать» и государство

Политическая философия Учение о государстве

Государство – необходимый институт раздираемого социальными антагонизмами классового обществаВсякое государство есть аппарат насилия, обеспечивающий политическое господство экономически

Слайд 73Теория познания Партийность философии
Философия всегда служит интересам определённого класса (даже

если сам философ этого не понимает и не хочет).
Если философ

выражает интересы передового класса, партийность не только не противоречит научной объективности, но единственно может эту объективность обеспечить.
Но никакая установка на объективность не помешает выразителю интересов реакционного класса скатиться на антинаучные позиции.
Теория познания Партийность философии Философия всегда служит интересам определённого класса (даже если сам философ этого не понимает

Слайд 74Теория познания Теория отражения и объективность истины
Природа, материя первичны;

познание есть лишь отражение бытия в сознании.
По способу существования –

в голове человека – знание субъективно.
Но по содержанию оно объективно постольку, поскольку отражает объективную действительность.
Теория познания Теория отражения и объективность истины  Природа, материя первичны; познание есть лишь отражение бытия в

Слайд 75Теория познания Абсолютная и относительная истина
Мир в принципе познаваем, и

в этом смысле абсолютная истина достижима.
Однако на любом конкретном этапе

познания человеку доступна лишь относительная (т.е. неполная, обусловленная и ограниченная его специфическими обстоятельствами) истина.
Критерием «истинности» такой частичной истины является «материальная» практика, понимаемая как процесс активной, социально организованной деятельности по преобразованию окружающего мира, прежде всего –
производственной и
революционной.
Теория познания Абсолютная и относительная истина Мир в принципе познаваем, и в этом смысле абсолютная истина достижима.Однако

Слайд 76Диалектика «Ядро диалектики»
Из трёх «законов диалектики»:
единства и борьбы противоположностей,
перехода количественных

изменений в качественные,
отрицания отрицания –
в качестве её

«ядра» выделяется закон единства и борьбы противоположностей, как
определяющий источник развития и
характеризующий само развитие как саморазвитие.
Диалектика «Ядро диалектики»Из трёх «законов диалектики»: единства и борьбы противоположностей,перехода количественных изменений в качественные,отрицания отрицания –

Слайд 77Диалектика Принципы диалектики
Законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей
Закон перехода количественных

изменений в качественные
Закон отрицания отрицания
Принципы диалектики
Принцип объективности
Принцип развития
Принцип историзма
Принцип

конкретности
Категории диалектики
Содержание и форма
Сущность и явление
Необходимость и случайность и пр.
Диалектика Принципы диалектики Законы диалектикиЗакон единства и борьбы противоположностейЗакон перехода количественных изменений в качественныеЗакон отрицания отрицанияПринципы диалектикиПринцип

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика