Слайд 2Сущность и понятие хореографии.
Хореография как вид искусства
Танец (от польского taniec и от немецкого tanz) – это
вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.
Что такое хореография? Что мы подразумеваем под этим словом? Многие считают, что хореография – это танец, или хореография – это балет. Вначале хореографией именовалась система условных знаков для записи танцев (этот термин был введен в 1700 году французским учителем танцев Раулем Фейе). Термин «хореография» происходит от греческого «choreia» – пляска и «grapho»- пишу. То есть, первоначальное значение слова – запись танца. Позже смысл этого слова стал значительно шире, и понятие «хореография» в настоящее время включает в себя все то, что относится к понятию танца: и профессиональный классический балет, и народные танцы, и бальные танцы, и модерн. С конца 19 века термин «хореография» – это танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.
Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики.
Слайд 3Танцевальное искусство зародилось в глубокой древности. Еще в первобытном
обществе существовали
танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера,
воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага.
Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Все это, впрочем, можно увидеть и в наше время, в искусстве народов Африки, например. Описание танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и нравах различных народов.
Слайд 4 Танец - один из самых древних
и массовых видов искусства. В нем находят отражение социальные и
эстетические идеалы народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, характер.
Народ создает в танце идеальный образ, к которому он стремится и который
утверждает в эмоциональной художественной форме.
С изменением социального строя, условий жизни менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии. В ансамблях народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видим танцы, посвященные различным темам и историческим событиями в жизни народа. С профессиональным искусством танца мы встречаемся еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете, на льду, иногда - в драме.
Слайд 6 Самой сложной формой профессиональной хореографии считается классический балет.
Балетный танец основан на народном танце, который в свое время
проник в салоны высшей знати. Развитие танцевальной техники в салонах пошло по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или на земляном полу хижин, а знатные дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами. За долгую историю человечества танец изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое.
Слайд 7 Классификация танцев: стили, формы, содержание.
Взрослая и детская
хореография имеет три раздела: народный, бытовой (или как его еще
называют бальный) танец и профессиональное искусство танца, в том числе и классический балет. Народный танец - искусство, основанное на творчестве самого народа; бытовой или бальный танец - это вид танца, имеющий народные истоки, но исполняемый на вечерах, балах и т.д.; профессиональное искусство танца - (включающий и классический танец) – вид сценического драматического искусства, требующий профессиональной хореографической обработки национальных и народных истоков.
Слайд 8Классический танец.
Система выразительных средств хореографического искусства, основанная на
разработке
различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса, головы. Как
пластическая
речь классический танец вобрал в себя движения различных народных
плясок и пантомимных действий, множество движений и поз человеческого тела.
Европейский классический танец сформировался в XVI-XVII вв.
Привычное представление о классическом танце связано с внешним, традиционным обликом балерины: в белой пачке, трико и туфельках-пуантах с крепким носком, позволяющим танцевать «на пальцах». Обязательным принципом классического танца является выворотность - основа исходных положений и поз.
Слайд 9В классическом танце утверждено пять позиций ног и три позиции
рук, строго установлены положения корпуса, головы, плеч, формы поз: en
face (ан фас), croise (круазе), efface (эффасе), ecarte (экарте), т. е. основные, одновременные развороты корпуса, ног и рук по отношению к зрителям, а также развитие движений наружу: en dehors (ан деор) и внутрь: en dedans (ан дедан).
Система классического танца разработала четкие группы движений: сгибать и приседать – plie (плие), вытягивать - tendre (тандр), поднимать - relever (релеве), скользить – glisser (глиссе), прыгать - sauter (соте), бросать - elanser (элансе), поворачивать - tourner (турне). Основы классического танца позволят вам усовершенствовать свои движения, пластику и растяжку.
Слайд 10 Балет - (франц. ballet, от итал. balletto -
танец), вид сценического музыкально-
театрального искусства, содержание которого раскрывается через танец.
Как придворно-аристократическое искусство начал формироваться в Европе в XVI в. из танцевальных сценок, исполнявшихся на карнавалах и праздниках. (Термин «балет» появился в ренессансной Италии и обозначал не спектакль, а танцевальный эпизод). Постепенно такие сценки превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.
Балет может быть сюжетным (классическим, драматическим) и бессюжетным (балет-симфония, миниатюра).
XVIII век - время великого Ж.Ж. Новерра, балетмейстера французского, русского и
австрийского дворов. Он создает балет в том виде, в котором он продолжает существовать и в наши дни. Новерр занимался сочинением серьезных балетов, стараясь сохранить в письменном виде все хореографические па. В это время складывается и оригинальная балетная терминология. Начало балетов в России относится к Петровской эпохе. При Анне Иоанновне в Петербурге появилось несколько иностранных балетмейстеров, принесших на русскую почву достижения балетного искусства, значительно успешного в Европе, особенно в Париже. В России балет распространяется в XVIII в. Термин «классический балет» появился в России в 50-60-е годы XIX в. В XIX - XX в. в искусстве балета ни одна страна не может сравниться с Россией. В современном балете, наряду с классическими элементами, широко применяются движения джаза, модерна, гимнастики и акробатики. Употребленные уместно и тактично, они очень обогащают старинное искусство.
Слайд 12 Бальный танец — вид парного танца, имеющий народные истоки,
исполняемый в специальных помещениях (в театре, кино, на телевидении и
др.). Исторический бальный танец — любая форма формального общественного танца, который исполнялся в обществе в разные эпохи ради развлечения. С введением современного понятия "танцевальный спорт" термин "бальные танцы" стал сводиться к достаточно узкому понятию спортивный бальный танец.
Слайд 13 Спортивный бальный танец — танцевальный вид спорта, объединяющий два
стиля спортивных танцев: Интернациональный Стандартный и Интернациональный
Латиноамериканский стили, исполнение которых
проходит в условиях конкурсных
соревнований. В европейскую программу входят: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокстрот). В латиноамериканскую: самба, ча- ча-ча, румба, пасодобль и джайв. В спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам.
Слайд 14Народный (фольклорный) танец — вид народного танцевального творчества,
созданный этносом, распространенный
в быту, отражающий этнические особенности,
хореографический язык, пластическую выразительность этноса или
этнической группы,
которые проявляются в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения и др.
Слайд 15 Социальный танец («Social dance») — танцы массовые, общедоступные, бытовые,
к ним относятся: латиноамериканские (сальса, меренге и др., восточные танцы
(танец живота), аргентинское танго, ирландский степ, фламенко, так называемые танцы улиц (хип-хоп, брейк и т. п.), клубные танцы, хастл, рок-н-ролл и джаз. Отличительным признаком социальных танцев является импровизационность.
Слайд 16Эстрадный танец (Variety dance)— хореографическое произведение, предназначенное для концертного исполнения
на эстраде.
Слайд 17 Джазовый танец (Jazz Dance) — направление танца, зародившееся
в США в конце 19в. в результате слияния европейской и
африканской танцевальных культур. Основные черты джаз - танца — это основополагающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Основными техническими принципами джазового танца являются — полицентрия, полиритмия, синкопирование, свинг.
Слайд 18 Степ — степ, или чечетка, или степ-дэнс — танец,
который еще называют «музыка ног». Во время танца мы отражаем
мелодию, танцуя степ, мы создаем музыку. В Америке — Фред Астер, Братья Николос.. Сейчас этот танец снова в моде, и испытывает свое второе рождение. Tap drums - новое направление в стэпе, то есть соединение элементов традиционного стэпа (traditional tap) и хуфер (hoofer) на специальной деревянной подставке подобно page star dancing под собственный аккомпанемент на цифровом баяне.
Слайд 19Этнохореография— синкретический вид хореографического творчества,
базирующийся на танцевальном и пластическом традиционном
материале (обряды, ритуалы) этносов с включением музыки, пения, слова.