Слайд 1Кафедра мировой экономики и экономической теории
Преподаватель: Корнейко О.В. К.э.н., доцент
Тема
1. Введение
Слайд 2Экономическая теория.
Модуль 1 (1 семестр), экзамен.
Модуль 2 (2 семестр),
экзамен.
Цели дисциплины: формирование общекультурных и профессиональных компетенций, связанных с закономерностями
поведения экономических субъектов в рыночных условиях; овладение универсальным инструментарием для принятия обоснованных решений относительно осуществления индивидуального (с точки зрения экономического агента) выбора в условиях ограниченности ресурсов.
Слайд 3
Рекомендуемая литература
Курс экономической теории : учеб. / под ред. М.
Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой. – 6-е изд. – Киров
: АСА, 2005. – 832 с.
Экономическая теория (политэкономия) : учеб. / под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлёвой. – 4-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 640 с.
Экономическая теория : учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, В. М. Соколинского. – 2-е изд. – М. : КНОРУС, 2005. – 464 с.
Экономика. 4-е изд., перераб. и доп, Под ред. Булатова А.С. – М.: Экономистъ, 2008.
Экономическая теория. Практикум. Под ред. Е.В.Горбенковой. – Изд. ВГУЭС, 2011.
Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник для студентов вузов / [авт. кол. : А. Г. Грязнов и др.] ; под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова ; Фин. ун-т при Правительстве РФ. - 6-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2011. - 704 с.
Макроэкономика: учебное пособие для студ. вузов / [авт. : А. В. Бондарь, В. А. Воробьев, Л. Н. Новикова и др.]. - 2-е изд. - Минск : БГЭУ, 2009. - 415 с.
Экономическая теория: учебник для студентов вузов / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2011. - 608 с. : ил. - (Классический университетский учебник).
Экономическая теория: ключевые вопросы: учебное пособие [для студентов вузов и ссузов] / Г. М. Гукасьян. - 4-е изд.,доп. и перераб. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 224 с.
Экономическая теория (политэкономия): учебник для студентов вузов / [авт. кол. : Г. Ю. Гагарина, В. И. Гришин, В. В. Громыко и др.] ; под общ. ред. Г. П. Журавлевой. - 5-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2011.
Экономическая теория (политэкономия): учебник для студентов вузов / [авт. кол. : Г. Ю. Гагарина, В. И. Гришин, В. В. Громыко и др.] ; под общ. ред. Г. П. Журавлевой. - 5-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 864 с.
Экономическая теория: учебник для студентов вузов / [авт. кол. : В. В. Богданов, Т. Г. Бродская, В. В. Громыко и др. ; под общ. ред. А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой]. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 747 с.
Слайд 5План лекции
1. История возникновения Экономикс.
2. Предмет и метод экономической
теории. Взаимодействие потребностей и производства. Ограниченность ресурсов. Факторы производства и
их классификация.
3. Производственные возможности общества. Их границы. Характеристика кривой трансформации.
Слайд 6
4. Альтернативные издержки. Закон их роста.
5. Понятие о предельных величинах.
Правило рационального выбора.
Слайд 7Глобальные вызовы 21 века
Как сбалансировать рост населения и ресурсы
Как обеспечить население водой
Разрыв в уровне жизни богатых и
бедных
Новые болезни
Неустойчивый рост
Наука и технологии
Слайд 8Число ученых, степень их финансирования
Сейчас в мире живет 90
% от всех когда-либо живших ученых и инженеров, а 90%
знаний было создано за последние 30 лет
- в США живет 22,8 % научных сотрудников
- в Китае 14,7%
- в Японии 11,7%
- в России 8,9% - 4 место
Россия тратит на одного ученого 30 тыс. долл. в год
США - 230 тыс. долл.
Китай - 88,8 тыс. долл.
Япония - 164,5 тыс. долл.
В большинстве индустриально развитых стран мира государство обеспечивает не более 45 % научных бюджетов. К примеру, в 2002 г. в США 72 % научных исследований были выполнены частными фирмами, в Японии – 69 %.
Слайд 9Большинство лауреатов нобелевской премии по экономике – американцы.
2007- Эрик Мэскин,
Роджер Майерсон -«За создание основ теории оптимальных механизмов
2008 - Пол
Кругман -«За анализ структуры торговли и размещения экономической активности».
2009 - Элинор Остром, Оливер Уильямсон - «За исследования в области экономической организации
2010 – Питер Даймонд, Дэйл Мортенсен, Кристофер Писсаридес «За исследования рынков с моделями поиска»
2011 – Томас Сарджент, Кристофер Симс - «За эмпирические исследования причинно-следственных связей в макроэкономике»
Слайд 10During the 2007–2012 global financial crisis, an increasing number of
teachers argued that the specialized economics textbooks, some written by
experts who didn't see the crisis coming, were almost useless because their elaborated content was divorced from reality.
A 2002 International Monetary Fund study looked at "consensus forecasts“ that were made in advance of 60 different national recessions in the ’90s: in 97% of the cases the economists did not predict the contraction a year in advance. On those rare occasions when economists did successfully predict recessions, they significantly underestimated their severity.
Adapted from http://en.wikipedia.org/wiki/Economics
Слайд 11
В экон. науке есть существенные «провалы», которые, возможно, предстоит преодолевать
вам.
А пока нам предоставляется возможность овладеть суммой экономических знаний,
которые уже выработаны человечеством и сформировать не обыденное, а научное экономическое мышление.
Слайд 12Bill Gates Speech at Harvard (2007 г.)
I’ve been waiting more
than 30 years to say this: “Dad, I always told
you I’d come back and get my degree. ” I applaud the graduates for taking a much more direct route to your degrees. For my part, I’m just happy that the Crimson has called me “Harvard’s most successful dropout
Слайд 131. История возникновения Экономикс.
(3 век до н.э.) ввел в оборот
название науки oikonemia (греч.). Экономия - учение о домашнем хозяйстве.
Однако,
как наука Экономикс возникла в 17-18 вв, в период становления капитализма.
Слайд 14Экономические школы
1. Меркантилизм (Mercantilism, 16-18th.)
2. Физиократия (Physiocrats, a group of
18th century French thinkers and writers)
3. Классическая школа. Publication of
Adam Smith's The Wealth of Nations in 1776, has been described as "the effective birth of economics as a separate discipline."
Слайд 15Адам Смит (Adam Smith (1723–1790)-родоначальник современной экономики
Тезис об «экономическом человеке»
Теория
распределения ресурсов
Идеи Смита получили развитие в трудах Д. Рикардо, Дж.
С. Милля
Adam Smith and
the Invisible Hand
Слайд 16Тезис об «экономическом человеке»- разумном эгоисте
Economists believe that self-interest can
be an effective way of organizing a society.
Adam Smith: “Every
individual intends only his own security, only his own gain”
«Надо предоставить человеку свободно использовать в экономической деятельности свою личную выгоду и это будет наилучшим образом способствовать общественному благу»
Слайд 17В сер 19 в. произошел раскол науки
на 2 направления
марксистская
п/эк: наука о производств. отношениях – отношениях между людьми, складывающихся
в процессе производства, распределен., обмена и потребления жизненных благ на разных этапах развития чел. общества;
маржинализм: наука о д-ти людей по удовлетворению своих потребностей путем использования ограниченных производственных ресурсов;
Слайд 182. Предмет и метод экон. теории. Взаимодействие потребностей и производства.
Ограниченность ресурсов. Факторы пр-ва и их классификация.
В основе предмета (объекта
изучения) экономикс лежит принцип «редкости или ограниченности ресурсов»
Виды ресурсов: труд, земля, капитал, предпринимательство.
Слайд 19Ограниченность и редкость
Закон возвышения потребностей (количественно и качественно).
Блага – средства,
с помощью которых удовлетворяются потребности. Экономические блага – предметы (товары
или услуги), которые могут удовлетворить человеческие потребности.
Товар, услуга – для купли-продажи на рынке.
Экономические ресурсы общества, необходимые для производства экономических благ, ограниченны и редки.
Экономические ресурсы – совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы для производства экономических благ.
Слайд 20Пирамида потребностей Маслоу
Потребность
в саморазвитии
Потребность в
уважении, в приобретении определенного общественного положения
Потребность в социальных контактах
(общение с людьми, любовь, дружба)
Потребность в безопасности (защита от болезней, нищеты, внешних врагов)
Физиологические потребности
( в пище, воде, одежде, жилье и др.)
Абрахам Маслоу
Мотивация и личность,
1943
Познавательные и эстетические потребности
Потребность – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития
личности и общества.
Слайд 21
Редкость-это отношение между желательностью и наличием, между спросом и предложением.
В каждый данный момент времени существуют технологические, экономические, естественные и
пр. пределы для реализации «безграничных возможностей» человечества.
Последствия редкости:
Рационирование-распределения блага на основе к-л критерия. Дискриминация.
Конкуренция (Competition)
Слайд 22Предмет ЭТ – наиболее полное удовлетворение человеческих потребностей (цель) при
наиболее эффективном использовании ограниченных экономических ресурсов (средство).
Проблемы экономики:
1. Соотношение цели экономики и средств её достижения.
2. Ограниченность ресурсов по отношению к растущим потребностям.
3. Проблема выбора. Поиск наиболее эффективного применения ресурса при помощи минимизации альтернативных издержек.
Слайд 23
Удовлетворение потребностей
Э К О Н О М И К А
Цель
Средства
Ресурсы
В
ы б о р
Ограниченность
Проблемы экономики
Слайд 24Факторы производства и
доходы от них
Слайд 25Методы экономикс
Метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) –
учение о происхождении, структуре и способах применения всей совокупности познавательных
средств. В наиболее широком смысле к методу науки относятся логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат.
Слайд 26К общенаучным методам исследования экономических процессов относятся :
анализ и синтез;
индукция
и дедукция.
метод научной абстракции.
Абстракция- обобщение, упрощение.
Анализ – метод научного
мышления; предполагает не только фиксацию частей, из которых состоит целое, но и установление отношений между частями. Разделение классов (множеств) предметов на подклассы называют классификацией.
Синтез – метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое.
Слайд 27Индукция – метод познания от частного к общему; вид обобщения
на основе эмпирических данных.
Слайд 28Дедукция – метод познания, заключающийся в переходе от общего к
частному.
Частные методы исследования: графические, статистические, математические, моделирование,
сравнительный анализ, экономический эксперимент,
сравнение и аналогия
Слайд 29Сравнение – метод определения сходств и различий явлений и процессов.
Аналогия
– метод теоретического исследования, основанный на переносе свойств с известного
объекта на неизвестный
Слайд 30Позитивная эк-ка имеет дело с фактами и свободна от субъективных
оценочных суждений. Что происходит? Нормативная эк-ка олицетворяет оценочные суждения людей.
Что должно происходить?
For example, suppose that two people are discussing minimum-wage laws. Here are two statements you might hear:
Polly: Minimum-wage laws cause unemployment.
Norm: The government should raise the minimum wage.
Слайд 31Microeconomics the study of how
households and firms make decisions in
goods markets, labor markets, financial capital markets, and how those
markets sometimes work well and sometimes fail.
Macroeconomics takes an overall view of the economy, focusing on policies like inflation, unemployment, budget deficits, economic growth, international trade, and how the policies of national governments can affect all of these outcomes in a global economy.
Слайд 323. Производственные возможности общества. Их границы. Характеристика кривой трансформации.
Кривая (The
Production Possibilities Frontier) строится при допущениях:
Экономика
функционирует при полной занятости и полных объемов пр-ва;
Колич-во ресурсов постоянно;
Технология является неизменной;
Экономика разбивается на 2 сектора.
Слайд 34Basic Economic Questions
1. What should be produced by a society?
2.
How should it be produced?
3. Who gets to consume what
is produced?
Слайд 35Понятие экономической системы
Экономическая система – это совокупность всех экон. процессов,
совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности
и хозяйственного механизма.
Признаки классификации экономических систем
по форме собственности на средства производства;
по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
Слайд 36Типы экономических систем
Традиционная. Примитивные технологии, организация и управление экономической жизнью
на основе решений совета старейшин, предписаний вождей и т. п.
Административно-командная.
Преобладание государственной собственности на все ресурсы, сильной монополизация и бюрократизация экономики, централизованное директивное планирование.
Рыночная экономика (капитализм эпохи свободной конкуренции). Частная собственность на ресурсы, использование системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею, невмешательство государства в экономическую жизнь общества.
Смешанная. Многообразие форм собственности, активное государственное регулирование экономики.
Переходная. Экономика в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства.
Слайд 38The Production Possibilities Frontier
Слайд 39Изменение графиков производственных возможностей
Равномерное расширение Расширение за счет
средств производства
Слайд 40Индустриализация и переход на новые производственные возможности
D1
G
E
Слайд 414. Альтернативные издержки.
Закон их роста.
Альтернативные (вменённые) издержки пр-ва продукта
А – количество других продуктов, от которых следует отказаться или
которым следует пожертвовать ради пр-ва А.
По мере масштабов пр-ва А производительность будет , а альтернативные издержки
Слайд 42Экон. смысл закона роста альтернативных (вмененных) издержек.
Экон. ресурсы не пригодны
для полного их использования в производстве альтернативных продуктов.
Необходимость увеличивать кол-во ресурсов , переключаемых с пр-ва одного на пр-во всё большего кол-ва другого продукта.
Настоящие затраты – это не рубли и дол., а альтернативные воз-ти, от которых мы отказываемся, расходуя деньги так, а не иначе.
Слайд 43Основные задачи экономической организации производства
Производственные возможности – наибольший
объем производства, который каждое общество способно достичь при наилучшем использовании
всех факторов производства.
1. Определить и обеспечить максимальную экономическую эффективность производства.
2. Выбрать оптимальный вариант развития производства. Выбор покупателя, производителя, инвестора.
В каждом из случаев имеет место проблема экономического (оптимального) выбора.
Слайд 44Экономическая эффективность (Э) – отношение результатов хозяйствования (объема изготовленных экономических
благ) к затратам ресурсов производства:
Э = Объем благ / Затраты ресурсов
Экономическая эффективность охватывает проблему «затраты–выпуск».
Экономическая эффективность
Слайд 45Парето-эффективность
Экономическая эффективность хозяйственной системы (Парето – эффективность) – состояние, при
котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека,
не ухудшая при этом положение другого члена общества.
Важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах является категория экономического роста.
Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный промежуток времени.
Слайд 475. Понятие о предельных величинах. Правило рационального выбора.
Люди действуют рационально,
ради максимизации выгоды. Рациональный расчет – это соотношение пользы и
лишений, которые человек имеет сейчас. Маржинальный анализ – изучение эффекта малых изменений относительно к существующей ситуации.
Полезность- способность удовлетворить к-л потребность.
Предельная полезность- благо, выгода, которые получает индивид от потребления ещё одного товара или услуги.
Слайд 48Предельные издержки (МС) – издержки, связанные с потреблением (производством) еще
одной доп. единицы блага.
Рациональные действия совершаются, пока MU >
MC и общая отдача от действия достигнет наивысшего значения, когда отдача от вложения последней единицы ресурса в точности равна величине полезности
MU = MC
Слайд 49What is economics about?
Economics is about a method or
framework for thinking about the problems and issues that society
faces and answering those big questions.
In my opinion you should think of economics in this way. Think of economics as a framework (платформа, структура), as a guide.
Слайд 50Основные понятия темы
Потребность; экономические блага; товар; услуга; производство; экономические ресурсы;
факторы производства; производственные возможности; экономическая эффективность производства; альтернативная стоимость; кривая
производственных возможностей; производительность труда; концентрация производства; деконцентрация производства; вертикальная интеграция производства; вертикальная дезинтеграция производства; диверсификация.
Слайд 51Контрольные вопросы
Что такое экономические потребности и блага?
Какие виды экономических ресурсов
вы знаете?
Что понимается под ограниченностью ресурсов?
Чем ресурсы производства отличаются
от факторов производства?
Какие факторы производства влияют на расширение производственной деятельности?
Каковы основные задачи экономической организации производства?
Как вы понимаете проблему оптимального выбора?
В чем сущность понятия «альтернативная стоимость»?
Что показывают точки на кривой производственных возможностей?
Какова роль разделения труда в развитии НТП?
Какой тип производства предпочтителен на современном этапе экономического развития?
Какие тенденции развития производства присущи, по вашему мнению, крупному бизнесу?
Какие тенденции развития производства присущи, по вашему мнению, малому бизнесу?
Слайд 52What Is a Market?
A market is a group of buyers
and sellers of a particular good or service. The buyers
as
a group determine the demand for the product, and the sellers as a group
determine the supply of the product.
Markets take many forms. Some markets are highly organized, such as the
markets for many agricultural commodities. In these markets, buyers and sellers
meet at a specific time and place, where an auctioneer helps set prices and arrange
sales.
Слайд 54Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии
соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности,
а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.